Европейские провинции Византийской империи были не самым лучшим местом для евреев. Поэтому дети Сиона после ликвидации своего национального очага избегали селиться в этом месте, и в Греции их не было до самого нового времени. Но в конце 15-го века, в аккурат перед открытием Америки, испанцы изгнали из своей страны сефардов, один из крупнейших субэтносов еврейского народа, которые говорили на особом языке. Османский султан дозволил им сначала переселиться в турецкие владения в Северной Африке, а затем многие из них отправились дальше на восток.
Так предки нашего героя оказались на Балканском полуострове. Саламо Арух родился в 1923-м году в городе Салоники, который незадолго до этого был отвоеван греками у ослабевшей Турции. На тот момент это был единственный в Европе город, где евреи составляли большинство. На него претендовали и Греция, и Болгария, однако, османский паша, который сдался греческой армии, на следующий день после прибытия болгар сказал: «У меня были только одни Салоники, чтобы их сдать».
Саламо, как и его отец, в юности работал в порту грузчиком. Но уже в 14 лет он провел свой первый любительский боксерский поединок и доказал, что имеет выдающийся талант. Выступая в среднем весе, он обладал мощным ударом, а сам был крепкий, как рельса, и легко выдерживал чужие атаки. Незадолго до войны молодой человек завоевал титул чемпиона Греции, а затем стал и сильнейшим спортсменом Балкан. Это было высшее звание в его карьере, под которым Арух был известен.
Когда началась Вторая мировая, родина Саламо успешно отразила нападение итальянцев. Пусть римляне были великие воины, из их далеких потомков солдаты – как из известной субстанции пуля. Но затем в дело вмешались немцы и болгары, и Греческая республика пала. Еврейский боксер тоже был призван в армию и успел немного повоевать. В 1943-м году Саламо и всю его семью отправили в немецкий лагерь Ayшвиц. Теперь у парня не было имени, отныне его звали заключенный 136954.
Один немецкий офицер, сам бывший боксер, узнал своего подопечного, и для развлечения лагерного персонала предложил организовать серию боксерских поединков. Чтобы у зэка имелась должная мотивация мутузить своих ни в чем не повинных коллег, награды было две: хлеб и жизнь.
С мая 1943-го года по январь 1945-го года, когда лагерь был освобожден советскими войсками, Саламо провел более двухсот боев, ни в одном из которых не проиграл и только два свел в ничью. Приходилось выходить на ринг полуголодным, а противниками нередко были люди намного тяжелее его по весу. Обладая весом в 61 килограмм, как-то раз он за 18 секунд отправил в нокаут противника, который весил крепко за сотню. Поединки продолжались, пока один из боксеров не мог вести бой или до тех пор, пока они не надоедали немцам.
Ни один из родственников Саламо не смог покинуть стены лагеря. Но ему самому бокс позволил сохранить жизнь. Благодаря Красной Армии он получил свободу, хоть и похудевшим, но относительно здоровым. Совсем еще молодой парень, он встретил семнадцатилетнюю еврейку из своего города, и вместе с ней репатриировался в Израиль. Арух участвовал в войне за независимость, а после нее открыл судоходную фирму.
В 1955-м году в возрасте 32 года он потерпел единственное поражение в своей карьере – один заезжий итальянец нокаутировал его в ходе короткого поединка в Тель-Авиве. Правда, на дальнейшей судьбе Саламо это никак не отразилось: он прожил долгую счастливую жизнь и ушел из нее всеми уважаемым человеком.
#евреи #бокс #вторая мировая #израиль #германия