Шахзаде любили всегда. Сотни стихов сложено о горькой судьбе и добром сердце Мустафы. На этом статью можно было бы и закончить, но давайте все же порассуждаем, почему самый достойный остался не удел.
ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ НА ТРОН
"Исполненный справедливости, страсти к наукам и поэзии, принц завоевал высшую степень любви как воинов, так и людей искусства. Он сам писал стихи под псевдонимом Мухлиси, и был великодушным меценатом Сирури, одного из величайших османских филологов, автором высоко оцененного персидского словаря, поэтики и лучших комментариев к шедеврам персидской поэзии" - это цитата из "Истории Османской Империи"
На самом деле, положительных характеристик очень много. Авторы разных стран, очевидцы, современники - все как один говорили о Мустафе с восторгом и надеждой на блестящее будущее одиннадцатого султана Османской империи. Но, в кулуарах Топкапы вершили другую историю.
ХЮРРЕМ И СЫНОВЬЯ
Мустафа был старшим шахзаде, но этот факт не гарантировал ему престол. У Сулеймана Кануни было ещё несколько сыновей, рождённых любимой женщиной Хюррем султан. Мать как могла, защищала и продвигала интересы своих отпрысков, отодвигая шахзаде Мустафу в сторону.
Позиция хасеки была ясна. Хюррем знала, что ждёт ее детей, в случае если трон займет Мустафа.
Кстати, сам шахзаде поклялся сохранить жизни всех членов династии в случае престолонаследия, но смог ли он противостоять желающим привести закон Фатиха в действие?
Поэтому, Хюррем играла на опережение.
В нескольких источниках было высказано интересное предположение. Став взрослым, Мустафа все больше раздражал султана своим сходством с матерью Махидевран. А также причиной для опасения была любовь шахзаде к корпусу янычар. Этим Мустафа был похож на своего деда султана Селима Явуза. В противовес этим негативным эмоциям, Сулейман Кануни питал нежные чувства и надежды, связанные с сыном Хюррем султан шахзаде Мехмедом.
Как нам известно, этим надеждам не суждено было сбыться.
ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ МУСТАФЫ СЫГРАЛ ПРОТИВ НЕГО
"Ни один другой шехзаде не завоевал такой любви и преданности у народа и войска, как это было с султаном Мустафой. Потому что этот султан Мустафа сумел завоевать нерушимый авторитет у солдат, и большую славу великодушного правителя, милостивого ко всем народом, как к туркам, так и к христианам". Так писал в своем докладе венецианский посол Доминико Тревизано в 1554г.
Любовь армии к шахзаде была огромной. На Мустафу возлагали надежды, связанные с новыми военными кампаниями. Армия жаждала наживы. Пожилой Сулейман, который все чаще проводил время в столице, отправляя в походы своих визирей, терял свою популярность среди янычар.
Шахзаде Мустафа, находясь в самом отдаленном санджаке (двадцать шесть дней пути от столицы) представлял огромную опасность как для младших шахзаде, так и для самого повелителя. Причиной тому армия, которая в любой момент могла произвести переворот и возвести на трон Мустафу.
Был ли Мустафа абсолютно безучастным к своему будущему? Нет!
- Известен факт его переговоров с венецианцами, которым шахзаде обещал вернуть часть земель в случае их поддержки при восхождении на трон.
Каково было их огорчение, когда через некоторое время после заключения договоренности, пришла весть о казни шахзаде.
- Армия, возглавляемая Рустемом Пашой по приказу Сулеймана Кануни, отказывалась подчиняться великому визирю, требуя заменить главнокомандующего на шахзаде Мустафу.
Помимо того заговора (Хюррем и Рустема Паши), о котором много ГОВОРИЛИ, Мустафа и сам в силу своей недальновидности и отсутствия жизненного опыта, совершил ряд грубых ошибок. Сулейман воспринял их как угрозу для будущего империи. Финал этой истории известен всем.
Шестого октября 1553г. жизнь любимого народом шахзаде оборвалась по приказу Султана Сулеймана.
СЕКРЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА МУСТАФЫ В ИСТОРИИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Как уже было сказано ранее, шахзаде был большим поклонником не только армии, но и искусства. Его друзьями были великие поэты того времени. Ташлыджалы Яхья в память о погибшем шахзаде написал серию стихов. Эти произведения вдохновили сотни поэтов по всей империи и с их лёгкой руки гибель шахзаде Мустафы обросла новыми подробностями. Литераторы взывали к совести султана, обвиняли Хюррем и Рустема Пашу, превозносили личные качества убиенного шахзаде.
Мое мнение таково - не бывает людей с кристально чистой душой, как не бывает и тех, кто безнадежно испорчен. В каждом человеке найдется и плохое и хорошее. Так уж получилось, что образ шахзаде Мустафы в истории Османов - практически идеален и другого нам знать не дано.