Русский философ, автор трудов по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др. Основные сочинения: "Обоснование интуитивизма" (1905), "Мир как органическое целое" (1917), "История русской философии" (1951), "Достоевский и его христианское миропонимание" (1953), "Характер русского народа" (1957).
Родился 6 декабря (по старому стилю) 1870 года в деревне Креславка (сейчас Краслава, Латвия) Витебской губернии. Отец, Онуфрий Иванович, был православным поляком. Мать, Аделаида Антоновна, - тоже польского происхождения, но католичка. Несмотря на польскую кровь, семья считала себя русской, и воспитание 15 детей было проникнуто русским национальным сознанием.
Отец Лосского до 1872 года служил лесничим, а потом получил должность станового пристава, и семья переехала в Дагду. После смерти отца в 1881 году Николаю отправили в витебскую гимназию. Под влиянием революционных идей Лосский стал материалистом, социалистом и атеистом. В 1887 году его отчислили из гимназии "за пропаганду социализма и атеизма" без права поступления в другие учебные заведения.
Лосский с помощью контрабандистов пересек границу и приехал в Цюрих. В среде русских эмигрантов он познакомился с работами Фогта, Плеханова, Лассаля, Герцена; участвовал в демонстрации в честь приезда Либкнехта. Но разочаровавшись в революционном движении, Лосский переехал в Берн и поступил на философский факультет университета.
Испытывая нужду, Лосский отправился в Алжир, где хотел поступить в университет. В Алжире его завербовали в Иностранный легион. И только симулировав сумасшествие, ему удалось вернуться к гражданской жизни.
Летом 1889 года, без денег, почти весь путь прошагав пешком, Лосский возвращается на родину. Поучившись на курсах бухгалтеров, он бросает их, так как родственники через министра просвещения выбили для него права обучения в петербургской гимназии.
В 1891 году Николай поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Проявлял повышенный интерес к ботанике, химии и особенно к анатомии, и продолжал самостоятельно изучать философию. Большое влияние на Лосского оказало знакомство с С. Алексеевым (Аскольдовым), сыном русского философа-неолейбницианца А. Козлова.
В 1894 году он поступает на первый курс историко-филологического факультета, слушает лекции А.И. Введенского, благодаря которому гносеология надолго оказалась в центре интересов Лосского.
В 1896 году Лосский стал вольнослушателем историко-философского факультета и занялся научной и педагогической деятельностью. Козлов познакомил его с Вл.С. Соловьевым. В то время Лосский подрабатывал переводами и Соловьев заказал ему переводы небольших трактатов Канта. Кроме того Лосский перевел книги Ф. Паульсена "Иммануил Кант, его жизнь и учение", И. Ремке "Очерк истории философии", 4, 7 и 8 тома "Истории новой философии" Куно Фишера, "Основы логики" Т. Липпса. Затем взялся за "Критику чистого разума" Канта. Сам Лосский вспоминал об этом переводе так: "Труд этот я предпринял не ради уже заработка и не по заказу какого-либо издательства, а по собственной инициативе. Я считал, что существенным условием для преодоления критицизма должно быть знание и точное понимание "Критики чистого разума", книги, написанной тяжелым языком и потому малодоступной широким кругам общества". Этм переводом мы пользуемся до сих пор.
В 1898 году занятия философского кружка проходили в доме известного педагога В.Я. Стоюнина. Лосскому приглянулась его дочь и они поженились. У Лосских было три сына.
В этом же году Лосский защитил дипломную работу, а в 1900 году становится приват-доцентом кафедры философии Петербургского университета. Николая отправили заграницу для завершения образования. Он занимался в семинаре В. Виндельбанда и Л. Циглера в Страсбурге, стажировался в Лейпциге, в психологическом институте В. Вундта.
В 1903 году уехал в Геттинген,где проходил практику по экспериментальной психологии у Г. Мюллера. Там же у Лосских родился первый сын, Владимир, будущий известный православный богослов (второй сын - Борис стал историком искусства и известным деятелем культуры во Франции, третий сын - Андрей, историк, работал в США).
Возвратившись в Петербург, Лосский защитил магистерскую диссертацию "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма". Активно занимался общественно-политической деятельностью; был избран председателем Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов, работал в секции разработки новых уставов университета в Академическом союзе.
В 1905 году Лосский вступил в кадетскую партию, принадлежал к её правому крылу. Разделял идеи "фабианского социализма", отрицательно относился к большевикам и марксистской идеологии, первую русскую революцию встретил настороженно. Во время рассказа о разгоне одной из демонстраций с Лосским случился припадок психоневротического характера. Эти припадки будут происходить с ним вплоть до революции 1917 года.
В 1905 году выходит первая большая работа Лосского "Обоснование интуитивизма", принесшая ему академическую славу. В это же время в журнале "Вопросы философии и психологии" была напечатана его докторская диссертация "Обоснование мистического эмпиризма", которую в 1907 году он защитил в Московском университете.
В 1908 - 1909 годах Лосский преподавал в Петербургском университете, Женском педагогическом институте, на Бестужевских Высших женских курсах и в других учебных заведениях.
Лосский начал занятия метафизикой и приступил к подготовке книги "Мир как органическое целое" (1917). Свою метафизическую систему он называл идеал-реализмом.
Первая мировая война застала семью Лосских на отдыхе в Швеции, откуда они эвакуировались на родину. В 1915 - 1916 годах начался медленный процесс возвращения Лосского к религии. Он совершил поездку в Оптину Пустынь. Обе революции он воспринял отрицательно, но из кадетской партии вышел только после её официального запрета в ноябре 1917 года.
В послереволюционные годы Лосский продолжал работать в Петроградском университете в должности профессора (с 1916), читая лекции по логике и гносеологии. Осенью 1918 года в нетопленной квартире, без лекарств умерла от дифтерита десятилетняя дочь Лосских Мария. Это потрясение повлияло на возвращение философа в лоно Церкви.
С 1920 года Лосский читал лекции в Народном университете. Николай Онуфриевич не захотел стать членом Вольной Философской Академии (Вольфила), но на одном из её заседаний выступил с лекцией "Бог и органическое миропонимание". Попытка Лосского и Э. Радлова организовать журнал "Мысль" закончилась неудачей. Они выпустили три номера журнала, набор четвертого был рассыпан, а журнал закрыли. Осенью того же года Лосский вместе с И. Лапшиным и большинством сотрудников кафедры философии были уволены из Петербургского университета. От нервного расстройства у Лосского началась тяжелая желчно-каменная болезнь. Он собирался отправиться в Карлсбад на лечение и через президента Чехословакии Т. Масарика добился получения визы, как в ноябре 1922 года его вместе с группой известных ученых и общественных деятелей выдворили за пределы Советской России.
Лосский обосновался в Праге, где продолжил преподавать. Он читал лекции в Русском университете, организовал лекторат в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Париж, Лондон, Белград, посетил США, Швейцарию.
До 1930 года он получал профессорскую стипендию из фонда "Русской акции" и единовременные пособия из канцелярии президента Чехословакии.
Экономический кризис 1929 года, антиславянские настроения в Праге, а потом и оккупация Чехословакии в 1939 году сделали жизнь философа невыносимой и в 1941 году он принял предложение занять место в Братиславском университете.
В книге "Характер русского народа" (1957) Лосский попытался объяснить как удалось атеистической власти одержать победу в России: "У русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось настроение, которое можно назвать формальной религиозностью, именно страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле, без Бога, на основе научного знания..."
После вступления в Братиславу Советской армии Лосский переезжает во Францию, а в 1946 году - к своему сыну в США. Там он жил в Нью-Хейвене и работал в библиотеке Йельского университета над книгами по истории русской философии и духовной культуры. С 1947 по 1950 год преподавал философию и историю русской философии в Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке, удостоился почетного членства в "Международном обществе Марка Твена".
В 1952 году Лосский получил американское гражданство. Переехал с сыном в Лос-Анджелес, где продолжал писать статьи и последние книги. После смерти сына Владимира в 1958 году состояние Николая Онуфриевича резко ухудшилось.
С 1960 года Лосский находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа (Франция). После операции в 1961 году он последние годы провел в терпеливом ожидании смерти. Умер в Париже в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном Владимиром.