Найти в Дзене
Глобальная История

Додинастический Египет (Часть I)

В основе изучения Древнего Египта лежит хронология, составленная эллинизированным историком Манефоном в третьем веке до н.э. Конечно, сейчас мы понимаем, что данная хронология небезупречна. Историки, египтологи, переформатировали деление египетской истории по царствам. Ныне признается, что некоторые династии пересекаются, являются либо одновременными, как восьмая и девятая, либо разделены искусственным путем, а что касается седьмой династии, то она и вовсе является эфемерной, и скорее всего вовсе не существовала. Также историки вынуждены были пролонгировать египетскую историю в глубь веков, в связи с открытием в начала 20-го века додинстики. Так, в качестве политической систематизации протодинастического периода возникли династии «0» и «00».

Что же касается додинастического периода, о котором мы будем говорить ныне, то его можно длить очень долго, уходя вглубь веков – но все-таки имеет смысл ограничить додинастический период неолитом, развитием соответствующих культур, начиная с Бадари и Фаюм А. Палеолит рассматривать здесь мы не будем. Но нужно сказать, что корни додинастики, как основания египетской цивилизации уходят к окончанию последнего ледникового периода. После завершения его в Африке, в том числе и северной началось потепление, которое в частности привело к тому, что нынешняя пустыня Сахара стала представлять собой цветущую саванну. Нил в те времена не являлся однозначным центром притяжения местного населения. Саванна представляла собой удобную стартовую площадку для развития культур. Она давала возможность невозбранно охотиться и добывать себе пропитание. Именно в саванне начался переход к производящему хозяйству. Начался процесс одомашнивания животных, и скорее всего, начался он с приручения тура. В то время как на Ближнем Востоке символом одомашнивания стала овца, то в Египте его символом являлась корова. В то же время необходимо отметить, что земледелие появляется в Египте позже. В этом смысле Египет отставала от Ближнего Востока, который оказался в авангарде человеческого развития. Кочевой образ жизни оставался основой для местного населения в Египте. С другой стороны, животноводство предопределило некоторые специфические черты египетской цивилизации в будущем. В частности, корова стала одним из главных божественных символов в Египте, часто ассоциировавшийся с небом.

От тех давних времен, когда лишь намечался переход к производящему хозяйству (земледелие запаздывало в силу плодородности саванны, где успешно произрастали дикие культуры, которые лишь позже будут одомашнены), до нас дошли многочисленные петроглифы, в частности в той самой пещере Пловцов. К характерным признакам изначальной додинастики относится комплекс в Набта-Плайе. Там были возведены мегалитические сооружения, расположенные кругом огромные камни, которые центрировали своего рода первобытную обсерваторию, место наблюдения за звездами. Возможно именно там был открыт особый смысл звезды Сириус для будущей египетской цивилизации.

Спорным является момент взаимодействия между населением Египта и их соседями с Ближнего Востока. Даже не входя в обсуждение старой гипотезы о пришествии «династической расы», необходимо признать, что контакты с Ближним Востоком, способствовали развитию египетского культурного ареала. Культивация ячменя, сорго – это то, что пришло в Египет с Востока.

-2

В конечном счете климатические изменения двинули население Египта к началу его цивилизации. Возникла Дельта, в том виде, в каком мы ее знаем – заболоченное пространство, посреди которого текли рукава Нила по направлению к Средиземному морю. Постепенно саванна начала превращаться в пустыню, Сахара обретала также современные черты. Люди уходили в оазисы, Дельту и Долину. Так в Северном (Нижнем) Египте в конечном счете возникнут такие культуры как Меримде Бени-Салама, Маади. В оазисе Фаюм, развивалась культура Фаюм А. А в долине развивались культуры Бадари и Арматская, а затем и Герзейская. Прекратив кочевья по саванне египетское население получило мощный импульс к развитию производящего хозяйства. Плодородные наносы Нила, то есть аллювий, быстро указали путь спустившимся к Нилу египтянам. В додинастический период начинается культивация таких культур как ячмень, пшеница двузернянка, эммер, сорго. В Дельте египетское население довольно скоро открывает для себя плюсы произрастающего там папируса, который в первую очередь послужит материалом для конструирования лодок, а не для письменности, которой на тот момент еще не существовало.

Собственно, строительство этих додинастических лодок из тростника папируса, стало основой консолидации Египта в единое целое. Нил во все времена развития египетской цивилизации служил столбовой дорогой. Уже в додинастике египтяне стали активно плавать по нему на своих небольших лодочках. Египтяне самостоятельно изобрели парус, который позволял им успешно передвигаться по Нилу. Теме додинастических лодок и их иконографии посвящена книга Прусакова «Додинастический Египет. Лодка у истоков цивилизации»: «С точки зрения Винклера, ранние наскальные рисунки «на всех континентах» характеризуются той степенью графического и тематического («животные и люди») примитивизма, которая придает им «общемировое» сходство, еще не позволяя говорить о выработанных особых, безошибочно узнаваемых художественных стилях, например, «династического Египта, античной Греции или Китая». Тем удивительнее показалось ему присутствие в египетской первобытной петроглифике лодок, к тому же в таком массовом количестве, которое до того он встречал только в Скандинавии с ее предопределенной самой природой мореплавательной культурной составляющей».

модель папирусной лодки
модель папирусной лодки

К началу четвертого тысячелетия до н.э. опустынивание бывших саванн почти завершилось. Все население, которое до этого жило на плато к западу от долины, спускается непосредственно к Нилу. Именно в этот период начинается процесс сооружения местных ирригационных сооружений. Тут вообще необходимо подчеркнуть, что мы не разделяем теорию Витфогеля о ключевой роли ирригации в возникновении цивилизации. В Египте, на протяжении почти всей его истории, не существовало единой, государственной системы ирригации, соответствующие работы проводились, как говорится «с низу», от номов (административные единицы в египетском государстве).

В след за опустыниванием, свершается окончательный переход к производящему хозяйству, во многом потому что возрастала концентрация населения близ Нила. Плодородная нильская долина и Дельта с переходом к земледелию, обеспечивала местное населения пропитанием. Нужно сказать, что о Верхнем (южном) Египте тех времен мы знаем намного больше, чем о Нижнем, ведь наносы, приносимые разливами Нила, были куда толще именно в Дельте, постепенно погребая под аллювием местные поселения. При всем при этом уже в додинастический период происходит своего рода обожествление Нила, как источника жизни в Египте. Пятое и особенно четвертое тысячелетие до н.э. в Египте это время ускорения развития местной прото-цивилизации, постепенно развитие в египетской культурной ойкумене выравнивается по отношению к Ближнему Востоку, который до этого опережал Египет с точки зрения роста цивилизации. Устанавливаются тесные торговые связи с окружающими землями. Уже в додинастике начинается импорт кедра из стран Леванта. Важным показателям связей в мире Древнего Востока является то, что в археологических слоях того времени в Египте обнаруживается лазурит, который по цепочке достиг Египта, начав свое путешествие в далеком Афганистане. Именно в додинастический период у египтян возникло столь важное мировоззренческое представление о том, что один лишь Египет, его земли, является страной живых, и нигде за пределами Египта настоящая жизнь невозможна. В додинастический и особенно прото-династический период возникают зачатки египетской письменности. Главный пример этого процесса представляют ярлычки из гробницы царя Скорпиона, представителя династии «0».

изображение на булаве царя Скорпиона
изображение на булаве царя Скорпиона

Опустыненные западные земли стали плотно ассоциироваться у додинастических египтян со смертью. Именно с додинастического периода появляются погребения на западной плато, в Ливийской пустыни.

Основным материалом для изготовления орудий остается камень, в частности кремень. Но египтяне данного периода совершенствуют свои ремесленные навыки. Примером этого служит знаменитый нож из Гебель-эль Арака, у которого есть красивейшая рукоятка, сделанная из слоновой кости. По рисунку на этой рукоятке можно проследить воздействие на Египет месопотамского культурного влияния.

Связь Египта по Нилу привела к тому, что появилась тенденция к унификации неолитических культур в середине четвертого тысячелетия. Эта тенденция воплотилась в так называемой Герзейской культуре. В додинастический период уходит в прошлое первобытное «равноправие». Иконография того времени показывает нам многочисленных вождей, предводителей местных «племен» по всему Египту. Со временем эти вожди и предводители, стали превращаться в местных царей. Происходило это в таких центрах как Иераконполь (Нехен), Тинис (Чени), Накада (Нубт), между которыми вскоре возникла конкуренция в процессе укрепления власти в Верхнем Египте. К этому периоду относится зарождение традиций мумификации.

Вторая важная фаза додинастического периода - культура Накада - получила свое название от городища Накада в Верхнем Египте, где в 1892 году Флиндерс Петри обнаружил обширное кладбище с тысячами могил. Петри был поражен необычностью этих захоронений по сравнению с ранее известными в Египте и ошибочно отнес их к некоему народу, вторгшемуся в Египет. Именно отсюда растут корни представления о так называемой додинастической расе, которая якобы принесла цивилизацию инертным аборигенам нильской долины.

-5

Археологи в Египте привыкли к монументальной погребальной архитектуре, но скромные захоронения Накада состояли лишь из тела умершего в позе эмбриона, обернутого в шкуру животного, иногда покрытого циновкой и чаще всего помещенного в простую яму, выдолбленную из песка. Ни одно из подношений, сопровождавших умершего, не соответствовало обычным признакам цивилизации фараонов, как это было признано во времена Петри. Керамические сосуды из полированной красной посуды с черным верхом, палетки из сланца с зооморфными изображениями, гребни и ложки из кости или слоновой кости, кремневые ножи и другие артефакты представляли собой уникальный культурный комплекс. Жак де Морган был первым, кто предположил, что это могут быть останки доисторического населения. Затем Петри приступил к научной проверке предположения де Моргана; в конце концов, после раскопок тысяч других могил в сопоставимых местах, он смог установить первую хронологию Додинастического Египта. Следовательно, Петри, несомненно, следует рассматривать как отца египетской предыстории. Ключом к установлению хронологии додинастического периода послужили керамические черепки, остатки посуды древних египтян.

В Верхнем Египте возникли три крупных центра: Накада (Нубт), «золотой город» в устье Вади Хаммамат; Иераконполь (Нехен), южнее; и Тинис (Чени). Культовым центром того периода стал Абидос, где располагался некрополь первых фараонов.

руины строения в Нехене (Иераконполе)
руины строения в Нехене (Иераконполе)

В додинастический период происходило развитие искусства в Египте. О специфики данного переходного периода, в отношении искусства и образа мышления, породившего его пишут в своей статье П. Куценков и М. Чегодаев. Вот как они очерчивают додинастический период: «Вне зависимости от того, сыграла ли культура Бадари большую или меньшую роль в истории додинастического Египта, на смену ей в Верхнем Египте приходят культуры Накада Ι (Амратская, первая пол. IV тыс. до н. э.), а затем Накада ΙΙ, или Герзейская, и, наконец, Накада III, или протодинастический период (сер. IV тыс. до н. э. – ок. 3100 г. до н. э.). Культура и хозяйство Египта начинают развиваться ускоренными по сравнению с предшествующим периодом темпами: возникают укрепленные поселения, значительно больше появляется металлических орудий: это медные рыболовные крючки и гарпуны, иглы, а также первые золотые украшения. Лепная керамика того времени, декорированная резными и расписными узорами, уже совершенна. В последние два столетия IV тысячелетия до н. э. в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III, и в то же время появляются первые памятники египетской письменности: на смену Династии 0 приходит Раннее царство. Искусство додинастического и раннединастического периода (Накада I, II, III) представлено очень многочисленными петроглифами, керамикой, алевритовыми палетками (самая известная из них – Палетка Нармера) и довольно большим количеством других произведений – костяными гребнями, мелкой каменной пластикой, рукоятками ножей и т. д»

Отрицать связи Египта с Месопотамией глупо. К характерному признаку этой связи относятся печати, которые пришли в Египет именно из Месопотамии.

Население Египта стабильно росло в течении додинастического периода, но крупные города, которые в тот момент активно появлялись в той же Месопотамии в Египте были редкостью. Формирование Египта шло снизу – через консолидацию небольших поселений вдоль Нила в более крупные объединения. Так постепенно вырисовывались контуры будущих египетских номов. Но люди продолжали жить в основном в деревнях. Города (не такие и большие – на несколько тысяч жителей) возникали как культовые и торговые центры соответствующих номов. Интересным представляется путь возникновения египетского божественного пантеона. Вновь хочется сказать, что Божественное в Египте предстает перед нами как нечто Единое, которое лишь отображается в виде разной иконографии Бога. Действительно, в каждом городе Египта додинастического времени, была своя иконография. Например, на Юге, зарождалось почитание Бога в виде Сокола, который носил наименование Хора. Именно потому, что в конечном счете именно Тинис и Иераконполь будут стоять у истоков объединение Египта в единое государство – отображение бога в виде Сокола, с именем Хора стало ключевым и плотно ассоциированным с феноменом царской власти.

Спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются