Найти тему
С Богом по жизни

ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

На телевидении есть такие передачи, где разыгрываются какие-то исторические эпизоды, и зритель фактически переносится в те события и становится участником действия. Нечто подобное происходит и каждое воскресенье, когда мы собираемся за Господней трапезой. К. Браун эту идею выразил так:

«Не так давно крылья веры перенесли меня через разделяющие нас века в “Святую землю”. Я прошел по всей земле обетованной — земле, “где течет молоко и мед”. Я исследовал всю территорию от Дана до Вирсавии, где когда-то жили Авраам, Исаак и Иаков. Я слышал, с какой невыразимой радостью пели ангелы, когда родился Христос, и с благоговением смотрел на новорожденного Царя. Я ходил с Иисусом по городам и весям, когда Он творил добро и исцелял всех порабощенных дьяволом. Я слышал Его чудесные животворящие слова и видел, с каким состраданием Он воскрешал мертвых. Я ступал по Его следам вдоль берегов Галилейского моря и видел, как Он укрощает стихии и успокаивает волны. Я заходил с Ним в дома бедных и униженных и слушал, как Он проповедует им радостную весть о приходе царства. Со смешанным чувством возмущения и скорби я видел, как Иуда предал своего Учителя за несколько серебряных монет. Я с негодованием смотрел, как нашего Господа уводили во дворец Пилата, и слышал лжесвидетельство против Безгрешного. Я видел, как воины надели на Его благородный лоб терновый венец и плевали в Его святое лицо. Я слышал громкие требования крови Иисуса и следовал за толпой, подгонявшей Его к месту распятия. Я слышал глухие удары молотков, когда воины прибивали гвоздями трепещущую плоть к дереву, а Он, распростертый на кресте, не проронил ни звука. Я видел беспомощность, ужас и горе в глазах Марии, когда “оружие прошло ее душу”, и слышал слова Божьего Сына: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. Я видел затмение солнца и разбушевавшиеся стихии, которых, казалось, возмутила эта жуткая сцена, происшедшая в тот день за воротами. Я наблюдал, как нежные руки сняли безжизненное тело с древа и с любовью положили в новую гробницу. На утро третьего дня я с благоговейным трепетом заглянул в гробницу и услышал радостные слова: “Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь”. Вместе с учениками я поднялся на Масличную гору и увидел Иисуса, возносившегося к Отцу. Я слышал слова ангелов: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. Да, я был там. Я пережил эти дивные сцены, так ярко изображенные в Новом Завете. Я был там — ибо в прошлый день Господень я встретился с Господом за Его трапезой, как Он и заповедал: “Это совершайте в Мое воспоминание”».

Мы верим, что Господня вечеря чрезвычайно важна для нашего внутреннего христианского опыта, и потому этот памятный ужин ставим в центр нашего богослужебного собрания. Рассказывая о том, чему учит Библия, мы постараемся ответить на те вопросы, которые иногда задают люди о причастии.

Господня вечеря была учреждена Иисусом почти две тысячи дет назад. Это произошло во время пасхальной трапезы Иисуса со Своими апостолами за несколько часов до Его смерти. Библия об этом рассказывает в Мф. 26, Мк. 14, Лк. 22 и 1 Кор. 11. С благоговением выслушайте, что написано в 1 Послании к коринфянам.

Людская память так коротка! Поэтому мы учреждаем мемориалы — сооружаем памятники и устраиваем торжественные мероприятия, — чтобы помнить. Один всемирно известный пример — Тадж-Махал, мавзолей, возведенный индийским принцем над могилой своей жены. Библия рассказывает о многих памятниках и памятных событиях; среди них — радуга, свидетельствующая нам о Божьей благости (Быт. 9:8-17), камни Иакова, напоминавшие ему, что Бог — с ним (Быт. 28:10-22), и праздник Пасхи, отмечавший избавление израильтян из египетского рабства (Исх. 12:14). Сегодня мы возводим надгробья над могилами наших близких, чтобы помнить их. Иисус, понимая, что у людей короткая память, учредил величайший памятник: Господню вечерю.

Для этого памятника Он мог выбрать любой материал по Своему желанию. Мрамор, благородные металлы, драгоценные камни — все, что угодно, ибо Он достоин самого дорогого памятника из всех когда-либо построенных. Но Он выбрал два самых обычных элемента на земле.

(1) Хлеб. “И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: это — тело Мое»” (Мф. 26:26).

Хлеб, наверное, — самая универсальная еда на свете; практически все повсюду едят хлеб. Пшеница, большей частью главный компонент хлеба, — самый распространенный злак на земле.

Какой хлеб использовал Христос? Люди, не вникающие в суть, известны тем, что на Господней вечере едят соленые крекеры, французские булки и другой дрожжевой хлеб. Однако следует помнить, что Иисус учредил Господню вечерю на Пасху (Мф. 26:19). Во время этого праздника всё квасное (то есть с компонентами ферментации) в доме уничтожалось (Исх. 12:15); единственный хлеб, который ели в этот праздник, был пресным (Исх. 12:8). Именно такой хлеб и был использован Христом при учреждении Господней вечери. Бездрожжевой хлеб лучше всего символизирует тело Иисуса: образ закваски в Новом Завете часто употреблялся, чтобы показать распространяющееся влияние греха (см. 1 Кор. 5:8). Бездрожжевой хлеб — подходящий символ безгрешного тела Христова (Евр. 4:15).

(2) Плод виноградный. “И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: «Пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода этого виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»” (Мф. 26:27-29).

Можно отметить, что в отрывках, посвященных Господней вечере, нет слова “вино” (греч. ойнос), а назван только “плод виноградный” — термин, в понятие которого входит виноградный сок. Виноград — тоже распространенный продукт; хоть он и не такой универсальный, как пшеница, его можно купить практически везде. И вновь “плод виноградный” как нельзя лучше соответствует этому моменту причастия. Случайно это или нет, но красноватый оттенок большинства сортов виноградного сока поражает многих из нас тем, насколько это подходящий символ для крови Иисуса.

Иисус учредил этот простой мемориал, использовав два простых компонента: пресный хлеб и плод виноградной лозы. К сожалению, для некоторых это слишком просто, и из причастия они делают мистическое представление. Развертывается сложная церемония под названием “месса” (“литургия”), во время которой хлеб (якобы) превращается в буквальную плоть Иисуса, а вино — в Его настоящую кровь. (Они признают, что эти элементы по-прежнему имеют вид и вкус хлеба и вина, но утверждают, что, тем не менее, это настоящие плоть и кровь Господа). В свою защиту они указывают на слова Иисуса “Это — тело Мое” и “Это — кровь Моя” (Мф. 26:26, 28).

Толкование Библии требует здравого смысла. Так как Иисус стоял перед Своими учениками — с невредимым телом и текущей по жилам кровью, — то Он не мог говорить, что хлеб и вино являются Его буквальными плотью и кровью. Он употребил здесь оборот речи, к которому прибегал довольно часто. Как-то Он сказал: “Я лоза” и “Я дверь” (Ин. 15:5; 10:9), при этом вовсе не имея в виду, что является буквальной лозой (на Нем не висели гроздья винограда) или буквальной дверью (Он не вертелся на петлях). А имел Он в виду, что между Ним и лозой, между Ним и дверью есть определенное сходство.

Это распространенный речевой оборот. Если я покажу вам фотографию и скажу: “Это моя жена”, — то вы ведь не подумаете, что это фото и есть моя жена. Вы понимаете, что фотография — всего лишь отображение моей жены. Так же и хлеб с плодом виноградной лозы — это лишь символическое отображение тела и крови нашего Господа.

Для установления самого прочного памятника Иисус взял самые непрочные материалы. Камень со временем разрушается, драгоценный металл тускнеет, самоцветы можно украсть, но пшеница и виноград существуют в веках. Нам не нужно совершать паломничество в Иерусалим или какие-нибудь другие далекие места, чтобы посетить этот мемориал; он доступен всем. Он по средствам каждому; даже бедные могут купить эти два простые компонента. Этот мемориал является примером чистого, божественного, вдохновенного духа.

Люди задают вопросы о Господней вечере. Например, они слышат такие термины, как “евхаристия”, “месса” (“литургия”), “таинство”, и спрашивают: “Как все-таки эту церемонию следует называть?” Писание имеет четыре названия для этого памятного события: “вечеря Господня” (1 Кор. 11:20); “преломление хлеба” (Деян. 2:42; см. Деян. 20:7); “приобщение” (1 Кор. 10:16; “причащение”, Современный Перевод) и “трапеза Господня” (1 Кор. 10:21). Мы правильно поступаем, когда придерживаемся библейской терминологии (1 Пет. 4:11).

Наверное, чаще всего спрашивают: “Когда нужно причащаться?” Устанавливая вечерю, Иисус сказал: “Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете...” (1 Кор. 11:26), — но не указал, как часто нужно это делать и когда. Поэтому некоторые делают вывод, что могут вкушать вечерю, когда захотят. На вывеске одной церкви есть такие слова: “Воскресенье — святое причастие [время]; среда — святое причастие [время]; четверг и церковные праздники — святое причастие [время]”.

Библейский ответ на вопрос “когда?” дает нам пример ранней церкви: Господню вечерю христиане вкушали “в первый день недели” (Деян. 20:7), особый день общего собрания ранней церкви (1 Кор. 16:1, 2). В Библии нет примеров причастия в какой-либо день, кроме первого дня недели. Первый день недели (который мы называем воскресеньем) особенно памятен для христиан: в первый день недели воскрес Христос, и тогда же Он явился Своим ученикам (Мф. 28:1-6 и снова в Ин. 20:26). В первый день недели была установлена церковь (Деян. 2:1-4; Лев. 23:15, 16).

Библия также указывает, что в Господней вечере ранняя церковь участвовала каждый первый день недели: они собирались “в первый день недели” (1 Кор. 16:2) “для преломления хлеба” (Деян. 20:7). В Синодальной Библии просто сказано: “в первый день недели”, но поскольку в каждой неделе есть первый день, то это указание относится к каждому первому дню. Аналогичный ветхозаветный пример см. в Исх. 20:8. “Помни день субботний” означало, что святым должен быть каждый седьмой день недели. Поскольку в центре богослужения в каждый день Господень было причастие, то и его соблюдение должно было происходить еженедельно. Этот вывод подтверждается и невдохновенными христианскими писателями первых веков существования церкви. Историк Джон Мошайм писал: “Христианское богослужение состояло из пения гимнов, молитв, чтения Писаний, проповеди перед народом; завершалось оно Господней вечерей”.

Еще один вопрос — “Для кого предназначалась Господня вечеря?” Христос сказал, что плод виноградной лозы символизирует Его “кровь... за многих проливаемую в оставление грехов” (Мф. 26:28). Поэтому она имеет особое значение для тех, кто получил купленное кровью прощение (Деян. 2:38; 20:28; Отк. 1:5, 6). Еще Иисус указал, что вечерю вкушают в царстве (Мф. 26:29). Поскольку царство — это церковь (Мф. 16:18, 19), то и данное памятное установление предназначено для членов Господней церкви. Поэтому в некоторых странах к причастию приглашаются только христиане. В большинстве общин считают, что к этой ситуации применимы слова из 1 Кор. 11:28: “Да испытывает же себя человек”. Поэтому они оставляют на усмотрение каждого присутствующего во время причащения, причащаться ему или нет.

Теперь мы подходим к самому важному вопросу: “Какова цель Господней вечери?” Как я уже говорил, некоторые не удовлетворяются “простотой” (2 Кор. 11:3) Божьего установления и приписывают этому событию мистическую способность ниспосылать благословения. Некоторые даже учат, что целью вкушения вечери является отпущение грехов.

Согласно Новому Завету, Господня вечеря — это памятная служба. У многих из нас есть какие-то дорогие нам вещицы — фотографии или что-либо другое — которые помогают нам помнить любимых, друзей или памятные события. Так и за Господней трапезой мы собираемся, чтобы вспомнить Иисуса и Его жертву. Кто-то сказал, что во время причастия мы должны посмотреть в пяти направлениях:

• Мы должны посмотреть назад, на крест, и вспомнить, что Иисус сделал для нас.

• Мы должны посмотреть вверх, на Иисуса, который теперь на небесах. Вкушая Господню вечерю, мы подтверждаем, что Он воскрес из мертвых и вознесся к Своему Отцу. Итак, причастие убеждает нас в том, что Христос находится по правую руку от Отца и ходатайствует за нас (Рим. 8:34).

• Мы должны посмотреть вперед, на второе пришествие Христа. Павел писал, что мы смерть Господню возвещаем, “доколе Он придет” (1 Кор. 11:26). В каком-то смысле причастие — это залог Его возвращения. Причащаясь, мы предвкушаем великую “брачную вечерю” на небесах, где мы будем сидеть в общении с Ним (Отк. 19:7, 9).

• Мы должны посмотреть вокруг, на братьев-христиан. Приобщаясь “чаши благословения” и “хлеба” (1 Кор. 10:16), мы имеем общение не только с Христом, но и с братом. “Один хлеб, и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10:17).

• Мы должны посмотреть внутрь, на себя. “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей” (1 Кор. 11:28).

Как приготовиться к этой чудесной памятной службе? Необходимо как общее, так и специальное приготовление. В общем смысле, к Господней вечере нужно приготовить свое сердце и жизнь, как и ко всему нашему поклонению Всемогущему. Павел писал коринфянам: “Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1 Кор. 10:21). Было бы противоречием для них есть идоложертвенное мясо в субботу и участвовать в Господней вечере в воскресенье. То же касается и нас: мы обязаны делать все возможное, чтобы жить в соответствии с Христовыми принципами.

К причастию нужно приготовиться также особо. Я имею в виду подготовку сердца, настройку на нужный лад. Вспомните, что писал Павел в 1 Кор. 11:

«Поэтому кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (ст. 27-29).

“Недостойно” не значит, что человек может быть “недостоин” принимать вечерю. Речь идет не о нашей личности, а о том, как мы причащаемся хлеба и плода виноградной лозы. В Современном Переводе это слово переведено фразой “неподобающим образом”. Все мы недостойны причастия, но все мы можем причащаться подобающим образом, сосредоточив в этот момент свои мысли на том, что представляет собой Господня вечеря.

Каждый христианин вырабатывает свой собственный способ, как сосредоточиться на жертве Иисуса во время причастия. Мы уже говорили, что можно посмотреть в пяти направлениях. Вот еще несколько идей. Одни представляют крест и мысленно переживают страдание Христа. Другие думают о важности креста — что он означает для них и для их любимых. Третьи читают в Библии стихи о смерти, погребении и воскресении Христа. Четвертые читают слова великих гимнов, где выражено то, что Господь сделал для нас. Нет двух одинаковых людей; у каждого свои способы. Какие бы средства мы ни использовали для того, чтобы сосредоточиться во время причастия, мы все это время должны быть наедине со своими мыслями, направленными на Господню жертву.

Участие в Господней вечере каждый Господний день очень важно. Пропуская причастие...

• Мы пренебрегаем заповедью Христа. Иисус сказал: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15; см. Ин. 15:14).

• Мы упускаем возможность вспомнить Господа. Он сказал: “сие творите в Мое воспоминание” (1 Кор. 11:24).

• Мы не пользуемся возможностью возвестить Его смерть. Иисус сказал, что, когда мы едим этот хлеб и пьем чашу, мы смерть Его возвещаем (1 Кор. 11:26).

• Мы показываем, что кровь Иисуса мало значит для нас. Мы ставим себя на одну доску с теми, кто “не почитает за святыню кровь завета, которой освящен” (Евр. 10:29).

• Мы подаем плохой пример другим, особенно младенцам в вере. Христос сказал, что если из-за нас претыкается верующий, то лучше было бы, если бы нам повесили мельничный жернов на шею и утопили в морской пучине (Мф. 18:6).

• Мы заявляем другим, что наша религия — удобство, а не убеждение. Мы демонстрируем, что не можем отличить главного от второстепенного, что мы не научились первое ставить на первое место (Мф. 6:33).

Если мы пренебрегаем поклонением вместе со святыми и не участвуем в Господней вечере каждое воскресенье, нам нужно исправить это перед нашими братьями и сестрами — и перед Богом (Иак. 5:16; Евр. 10:25, 26).

#вечеря #причастие #евхаристия #христианство #религия #поклонение #богослужение