Найти тему
С Богом по жизни

Участие в вечере Господней

Если главная тема евангельской вести — смерть, погребение и воскресение Христа (1 Кор. 15:3, 4), значит в центре нашего поклонения должна быть Господня вечеря. Именно во время Господней трапезы христиан приглашают снова и снова разделить друг с другом и с Богом победу креста. На центральное место Господней вечери в христианском поклонении указывает ее глубокая укорененность в ветхозаветной обрядовости.

Три года Иисус готовил Своих учеников к тому, что Он покинет их. По крайней мере трижды Он говорил им, что будет предан в руки первосвященников и книжников, что Он будет распят и воскреснет на третий день (Мф. 16:21; 17:22, 23; 20:18, 19). В последний раз это было, когда Он разделил с ними трапезу по случаю ежегодного праздника Пасхи, который евреи отмечали с тех пор, как их праотцы избавились от египетского рабства. В ночь накануне их избавления Господь велел им заколоть ягненка и помазать его кровью двери своих домов. Это была кровь освобождения. В ту ночь свершилась последняя казнь для фараона и его народа: Бог прошел по земле Египетской и умертвил всех первенцев. Смерть не коснулась лишь тех семей, чьи дома были отмечены кровью ягненка (“агнца"). С тех пор Бог повелел им каждый год, в знак избавления от египетского рабства, соблюдать праздник Пасхи (Исх. 12:1— 13:10).

Пасхальная трапеза состояла из запеченного целиком жертвенного ягненка, пресного хлеба, горьких трав и вина. Пресный хлеб должен был напоминать им о той спешке, с которой они покидали Египет: у них не было времени даже поставить опару для хлеба. Горькие травы напоминали им о горечи рабства. Отмечая этот праздник со Своими учениками, Иисус взял два главных атрибута праздника Пасхи и придал им совершенно новое значение, которое ученики осознали лишь позже.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Примите, едите: это — тело Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо это — кровь Моя нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов”» (Мф. 26:26-28).

Иисус стал жертвенным агнцем мессианского избавления. Он Своими плотью и кровью оплатил наш долг греха и этим освободил нас от рабства греху и смерти. Те простые атрибуты, которые Он избрал, должным образом символизируют Его жертву. Тогда как евреи продолжают праздновать свою Пасху в память избавления их предков от египетского рабства, христиане собираются для трапезы Господней, чтобы отметить свое освобождение от греха.

ПИР ДЛЯ ЦАРЯ

Смерть Иисуса ознаменовала не конец, но начало совместных праздничных трапез учеников за Его — Царя — банкетным столом, хотя они, наверное, до конца не понимали того, что Он сказал дальше: “Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода этого виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Мф. 26:29), — или, как сказано у Луки, “...доколе не придет Царствие Божие" (Лк. 22:18). Он никогда больше не будет праздновать с ними еврейскую Пасху, однако будет есть и пить с ними, отмечая новый праздник, когда придет царство. Он обещал, что царство придет еще при их жизни (Mк. 9:1). Он обещал Петру, что ему выпадет честь открыть двери царства, которое Он также назвал Своей Церковью (Мф. 16:18, 19). Петр использовал ключи от царства в первый праздник Пятидесятницы после воскресения Иисуса. Он впервые благовествовал, и результатом его проповеди были первые обращенные в христианство (Деян. 2:14-40). Все эти новообращенные были крещены во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2:38) и причислены к церкви (Деян. 2:47), которая и была царством Божьим на земле. Иисус также обещал, что где двое или трое соберутся вместе в Его имя, там и Он будет с ними (Мф. 18:20). Говоря “буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего", Он обещал быть среди них, когда они будут собираться для вкушения вечери Господней после Его воскресения. Это они составят Его царство, царство Его Отца.

Вечеря Господня — это пир, который устраивается для Царя-Мессии и Его подданных. Он объединяет их в одно целое друг с другом и с Царем. Праздничная трапеза Господня — это "приобщение крови Христовой” и “приобщение тела Христова" (1 Кор. 10:16). Мы читаем: “Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10:17). Только те достойны находиться в Его присутствии, чьи грехи были искуплены жертвенной кровью Царя. Они приглашены на этот пир с единственной целью — принять участие в событии, которое дало им победу над грехом.

ВЕЧЕРЯ В ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

С самого начала христиане собирались в первый день недели для “преломления хлеба” (Деян. 2:42; 20:7). Хлебопреломлением часто называли вкушение Господней вечери. Когда Павел говорил о “хлебе, который преломляем” (1 Кор. 10:16), он имел в виду часть Господней вечери. Стремясь исправить неправильное употребление Господней вечери в коринфской церкви, он объяснял им, что христиане должны собираться вместе, чтобы “вкушать вечерю Господню” (1 Кор. 11:20). Очевидно, они не делали этого, хотя должны были делать. “История ранней церкви однозначно подтверждает этот обычай. Ни в Писании, ни в раннехристианской истории не существует примеров, которые бы ставили под сомнение обычай христиан собираться в первый день недели, чтобы соблюсти священную трапезу” (Дживиден).

Дэвид Ропер отмечает: “Иудеи соблюдали седьмой день в память о физическом творении (Исх. 20:8-11); христиане соблюдают первый день в память о смерти, погребении и воскресении Христа (1 Кор. 11:23-25), что делает возможным «новое создание Божье» (Гал. 6:15; Современный Перевод)”.

ВОСПОМИНАНИЕ

В Евангелии от Луки мы читаем, что Иисус, устанавливая Свой памятный ужин, сказал ученикам: “Это творите в Мое воспоминание” (Лк. 22:19). Не будет ли это копанием в мелочах с нашей стороны, если мы спросим: “А что конкретно Он хочет, чтобы мы вспоминали о Нем?” Ни в коем случае! Это слишком общие слова — “Он хочет, чтобы мы помнили о Нем”. Что именно о Нем мы должны вспоминать неделю за неделей, когда собираемся вместе с Ним за Его Столом? Когда истинный христианин размышляет о кресте, его сознание переполняется самыми противоречивыми мыслями и чувствами, он испытывает одновременно скорбь и радость. Когда серьезно задумываешься о жертве Иисуса на кресте, трудно удержаться от слез, и это слезы как скорби, так и радости. Конечно, у христиан есть основания для угрызений совести: ведь за наше искупление была заплачена такая огромная цена; но мы вправе также и радоваться: ведь Иисус Сам пожелал заплатить эту цену. Таким образом, допустимы оба эти чувства. Что недопустимо, так это собираться каждую неделю за Господней трапезой с сухими глазами и без перемены настроения, “смерть Господню возвещая, доколе Он придет” (1 Кор. 11:26).

Очевидно, что Иисус хочет, чтобы мы помнили не только о том, что Он сделал для нас на кресте, но и о том, что Он делает для нас теперь как наш Царь, Первосвященник и Ходатай (Евр. 4:15; 1 Тим. 2:5, 6). Он хочет также, чтобы мы помнили, что Он обещал нам в будущем, подтвердив это обещание Своим собственным воскресением: “Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если отречемся, и Он отречется от нас” (2 Тим. 2:11, 12).

Хотя уместно приступать к трапезе Господней в торжественном и самоуглубленном настроении, пир подразумевает также и празднование. Один брат во Христе сказал:

«После смерти моего отца, когда наша семья собиралась вместе по поводу какого-либо праздника или просто так, нас всегда угнетала мысль, что его больше нет с нами. Мать была особенно печальна в эти минуты, вспоминая, как было хорошо с ним. Иногда она говорила: “Ваш отец был бы рад этому”. И все же она была счастлива, потому что еще могла быть со своими детьми и ощущать его присутствие. В каком-то смысле он продолжал быть среди нас, ведь он был частью каждого из нас — трое детей были похожи на отца, а мать хранила в своем сердце память о нем».

Точно так же, когда мы собираемся, чтобы вспомнить Иисуса, главное место в нашем сознании занимает крест, потому что именно на нем Он заплатил наш долг греха и освободил нас. Хлеб и плод виноградной лозы напоминают нам о Его принесенном в жертву теле и Его крови. Он — наш жертвенный Агнец. Мы причащаемся с благодарением, как Он благодарил за хлеб и вино. Мы празднуем наше освобождение. Каждый раз, когда мы приобщаемся к Нему и друг к другу — члены одного тела, — мы подтверждаем наше единство и взаимную поддержку. Мы ощущаем Его присутствие среди нас и мечтаем о том времени, когда Он либо воскресит нас из мертвых, либо заменит наши физические тела на новые духовные и заберет нас к Себе навечно. Радостно осознавать, что неважно, придет ли Он до того, как мы умрем, или наша смерть наступит до Его прихода. Если мы умрем первыми, Он воскресит нас (Ин. 5:28; 1 Фес. 4:16); если Он придет первым, Он изменит нас (1 Кор. 15:52-57).

ПРАЗДНОВАНИЕ С БЛАГОГОВЕНИЕМ

У христиан много поводов для празднования. Мы отмечаем наше единство как одного тела и Христа среди нас. Мы отмечаем тот факт, что мы семья. Мы празднуем наши победы — не только нашу общую победу над грехом у креста Иисуса, но и наши ежедневные личные победы в жизни с Ним. Мы празднуем нашу надежду, которую мы имеем в Его воскресении, — наше избавление от смерти. Мы празднуем Его обещанное второе пришествие. Возвращение ко кресту через участие в Господней вечере — не погребальная служба. Иисус совершенно не имел этого в виду. Он хотел, чтобы Его вечеря была временем и местом, куда мы могли бы возвращаться регулярно, чтобы вспоминать об Источнике нашего спасения. Он хочет, чтобы мы помнили не только о том, почему Его смерть была необходима, но также и о том, почему необходима наша смерть для греха. Помнить, что на кресте произошла наша смерть для греха, так же важно, как помнить, что Его смерть произошла там. “Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом” (1 Кор. 15:57).

Празднуйте — но помните, что Бог свят и чист, а мы грешны и бренны. Он не такой, как мы, но Он хочет, чтобы мы были похожи на Него. Вечеря Господня — самый лучший момент, когда мы можем продемонстрировать и благоговение и радость. Мы должны приступать к этой памятной трапезе как к символу, позволяющему нам принять участие в Его заместительной смерти на кресте и в то же время отпраздновать победу, которую Он добыл для нас между крестом и пустой могилой. Таким образом, вечеря становится центром нашего поклонения, той точкой, к которой мы направляем наши песни, молитвы и размышления о Писании в первый день недели. В этот момент я могу с удивлением, благоговейным страхом и восхищением размышлять о том, что Иисус заплатил такую цену за мои грехи, и в то же время радоваться этому. Всякий раз, когда я приступаю к Господней трапезе, я сознаю, что Иисусу пришлось совершить то, что Он совершил на кресте, из-за меня — и что Он единственный мог сделать это. Слезы, которые иногда текут по моим щекам, — это слезы радости, смешанной с печалью. Это чудо, что мне не просто позволено приблизиться к Отцу, но что Он зовет меня. И за это я могу лишь восхвалять и возвеличивать Его имя. Причастие вечери Господней — это праздник, но это также и время, когда мы склоняемся в благоговении перед Его величием. “Ибо это то, что превозносит образ Господний и объясняет, почему Бог достоин нашего поклонения” (Уэббер).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл Господней вечери не в магических свойствах хлеба и вина, а в поминовении. Вечеря — это один из двух христианских символов, которые сосредоточивают наше внимание на кресте Иисуса. Другой символ — крещение, или погружение в воду — символизирует нашу смерть, погребение и воскресение с Христом. Эти символы приобщают нас к уже прошедшему событию. Поминовение оживляет само событие и позволяет нам самим пережить его. Крещение — это одноразовое участие в смерти, погребении и воскресении с Христом, а участвуя в Господней трапезе, мы приобщаемся Его смерти, погребения и воскресения каждую неделю. Сохранить это событие живым и ярким в нашем сердце очень важно. Собираясь вместе как семья и регулярно переживая заново жертву и победу Иисуса, мы получаем силу.

Семейное общение — даже общение в физической семье — нельзя переоценить. Церковь — это семья в силу заключения ее членами завета друг с другом и с Богом. Иисус говорил о Своей крови, как о “крови... завета” (Мф. 26:28). Эту особую трапезу нельзя отмечать слишком часто, и у нас не должно возникать желания побыстрее закончить ее. Это событие, что связывает нас и делает одним телом. Господня вечеря — это не просто ритуал, но трапеза, призванная собрать нас вместе и позволить нам приобщиться к Богу и друг к другу.

Поэтому Господня вечеря должна быть такой же неотъемлемой частью нашего еженедельного поклонения, как молитва и восхваление. Смерть Христа должна в нашем поклонении занимать центральное место. Бог установил Господню вечерю, чтобы каждую неделю возвращать нас к кресту, на котором произошло наше искупление и была запечатлена наша победа.

Вечеря / Причастие | С Богом по жизни | Дзен