Найти в Дзене
С Богом по жизни

ПЕРВЫЙ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гробницы и сидел на нём» (Мф. 28:1, 2). Знатоки Библии давно отмечают, что ангел отвалил камень от гробницы не затем, чтобы выпустить Иисуса, а чтобы впустить в неё учеников. Иными словами, Бог хотел, чтобы люди вошли внутрь гробницы и сами увидели, что Иисус действительно воскрес из мёртвых. Воскресение Иисуса чрезвычайно важно для достоверности христианства. Он был распят как лжец, самозванец и богохульник. Если бы Он не воскрес из мёртвых, тогда все эти слова можно было бы в полной мере применить к Нему. Он обещал воскреснуть (Мф. 16:21; 17:22, 23; 20:18, 19; Мк. 8:31; 9:31; Лк. 9:22; 18:31-33), и если бы не воскрес, то на самом деле был бы лжецом. Он называл Себя Сыном Божьим (см. Его доказательство власти в Мк. 2:9, 10), и если бы Он не воскрес, то все убед
«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гробницы и сидел на нём» (Мф. 28:1, 2).

Знатоки Библии давно отмечают, что ангел отвалил камень от гробницы не затем, чтобы выпустить Иисуса, а чтобы впустить в неё учеников. Иными словами, Бог хотел, чтобы люди вошли внутрь гробницы и сами увидели, что Иисус действительно воскрес из мёртвых.

Воскресение Иисуса чрезвычайно важно для достоверности христианства. Он был распят как лжец, самозванец и богохульник. Если бы Он не воскрес из мёртвых, тогда все эти слова можно было бы в полной мере применить к Нему. Он обещал воскреснуть (Мф. 16:21; 17:22, 23; 20:18, 19; Мк. 8:31; 9:31; Лк. 9:22; 18:31-33), и если бы не воскрес, то на самом деле был бы лжецом. Он называл Себя Сыном Божьим (см. Его доказательство власти в Мк. 2:9, 10), и если бы Он не воскрес, то все убедились бы, что Он самозванец и богохульник. Предсказанное Иисусом возвращение из мёртвых было самой главной проверкой Его заявлений. В этом смысле воскресение есть основа христианства и высшее доказательство Его божественности.

Воскресение — неотъемлемая часть основания христианства. Не вызывает сомнения, что именно поэтому Святой Дух так ярко описывает в Библии воскресение. Бог хотел, чтобы у нас было полное описание воскресения Иисуса. Он хотел, чтобы мы видели его во всех подробностях, видели весь его драматизм, его человеческую и божественную сторону.

Лука говорит, что после страдания и смерти Иисус «явил Себя живым… со многими верными доказательствами» (Деян. 1:3). Свидетельства, которые представил Иисус относительно Своего воскресения из мёртвых, нельзя оспорить или проигнорировать. Они слишком ясны и слишком убедительны. Давайте сведём воедино факты Его воскресения, приведённые в Новом Завете, и расставим их в хронологическом порядке. Это позволит нам увидеть всю картину этого чуда из чудес.

В пятницу Иисус умер и был погребён. В пятницу вечером Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса и член синедриона, пошёл к Пилату и попросил позволения взять тело Иисуса, чтобы похоронить его. Его ученики, очевидно, побоялись идти к Пилату и просить тело, но тот, кто раньше боялся открыто быть Его учеником, теперь не побоялся пойти и попросить Его тело. Пилат позволил. К Иосифу присоединился Никодим, фарисей и один из иудейских начальников (Ин. 3:1), который принёс смеси смирны и алоэ «литров около ста». Они с благоговением сняли тело Иисуса с креста и обвили его в принесённые Иосифом льняные пелены, кладя в её складки смирну и алоэ. У Иосифа была собственная новая гробница в саду возле места распятия (Мф. 27:60; Ин. 19:41). Они принесли тело Иисуса в гробницу и положили его там покоиться. За Иосифом и Никодимом следовала группа женщин. Они видели, как погребли тело Иисуса, и запомнили местоположение гробницы (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Понимая, что тело Иисуса не было должным образом умащено к погребению, они вернулись домой и приготовили ароматы и мази, чтобы позже принести их к гробнице (Мк. 16:1; Лк. 23:56). На следующий день они ничего не делали во исполнение закона Моисея о субботе (Лк. 23:56).

В субботу враги Иисуса приняли все меры к тому, чтобы Его тело оставалось в гробнице. Первосвященники и фарисеи приступили к Пилату и сказали, по сути, следующее: «Этот лжец утверждал, что через три дня Он воскреснет. Мы боимся, что Его последователи могут прийти и выкрасть тело, чтобы потом заявить, что Он воскрес из мёртвых. Прикажи запечатать и охранять гробницу». Пилат велел им самим охранять её, как они только смогут. Гробницу запечатали, а возле входа поставили стражей (см. Мф. 27:62-66).

В воскресенье Христос воскрес! На третий день после распятия Христа — воскресным утром, ещё до рассвета — несколько женщин отправились из Иерусалима к гробнице. Нам приводятся имена некоторых из них: Мария Магдалина, Мария мать Иакова, Иоанна и Саломия (Мк. 16:1; Лк. 24:10). Они считали, что для погребения тело Иисуса нужно умастить более тщательно.

У гроба в то раннее воскресное утро произошло «великое землетрясение, ибо ангел Господень… отвалил камень от двери гробницы и сидел на нём» (Мф. 28:2). Вид ангела был подобен молнии, а одежда его была белой, как снег (Мф. 28:3). Стражники попадали, словно мёртвые (Мф. 28:4). Бог хотел, чтобы пустую гробницу засвидетельствовали; именно в этом причина, почему камень был отвален чудесным образом.

Иисус, судя по всему, воскрес в какой-то момент до землетрясения. Позже некоторые стражники пошли в Иерусалим и рассказали первосвященникам о том, что произошло. Собрался синедрион, на котором решили дать воинам большую сумму денег, если те скажут, что ночью пришли ученики и выкрали тело Иисуса. Воины взяли деньги и сделали то, что им было велено (Мф. 28:11-15).

Группа женщин, отправившаяся к гробнице до рассвета, приближалась к ней. Зная, что пройти осталось совсем немного, они стали задавать себе важный вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гробницы?» (Мк. 16:3). Это был здравый вопрос, который должен был естественно возникнуть ещё до того, как они вышли из Иерусалима и пошли к гробу. Вероятно, эти женщины, не отошедшие ещё от стресса, вызванного смертью Иисуса, думали не головой, а сердцем. Однако, движимые любовью и мыслью об Иисусе, они сосредоточились на том, что необходимо было сделать, и отправились выполнять поставленную себе задачу, не слишком заботясь о способе осуществления задуманного. Именно так часто реагируют любящие сердца.

Когда они подошли достаточно близко, так что уже была видна гробница, то, взглянув, увидели, что проблема, как войти в неё, уже решена (Мк. 16:4). Мария Магдалина, должно быть, даже остановилась, тут же сделав поспешный вывод, что кто-то выкрал тело Иисуса. Пустая гробница для Марии представляла собой ещё большую проблему, чем вопрос, как в неё войти. Она не стала тратить время на обследование, а повернулась и побежала в Иерусалим, чтобы найти Петра и Иоанна и рассказать им, что она видела (Ин. 20:2).

Другие женщины, пришедшие с Марией Магдалиной, не ушли от гроба, как Мария. Они остались там, пытаясь разобраться, что же произошло. Наконец они робко вошли в гробницу. Внутри они увидели двух ангелов (Лк. 24:4). В Мк. 16:5 сказано: «И, войдя в гробницу, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду, и ужаснулись». Возможно, Марк сосредоточился на том ангеле, который говорил, тогда как Лука отметил, что их было двое.

Женщины ужаснулись и пали на землю перед ними. Один ангел мягко сказал женщинам: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:5, 6). Женщины огляделись и увидели холодную каменную плиту, где недавно лежало тело Иисуса. Ангел также напомнил женщинам об обещании Господа воскреснуть из мёртвых: «Вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки людей — грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:6, 7). Затем ангел дал женщинам поручение: «…пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28:7). От гробницы женщины, наверное, пошли, унося в своём сердце радостную песню о хорошей вести. И ещё они, наверное, почувствовали благоговение оттого, что среди них будет находиться воскресший Иисус, Сын Божий (Мф. 28:8).

Тем временем Мария Магдалина прибежала обратно в Иерусалим, в дом, где остановились Пётр и Иоанн. Мария нашла их и сообщила: «Унесли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). Петра и Иоанна потрясло то, что сказала им Мария. Беспокойство заставило их побежать к гробнице. Иоанн перегнал Петра и прибежал к гробу первым, но внутрь не вошёл. Он почтительно остановился перед входом, ища глазами то место, где лежало тело Иисуса, и стал поджидать Петра (Ин. 20:4, 5). Подбежавший к гробнице Пётр с присущей ему смелостью вошёл внутрь, и Иоанн последовал за ним (Ин. 20:6, 8).

Мы не знаем наверняка, что они увидели. В Ин. 20:6, 7 читаем: «Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит в гробницу, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на голове Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый — на другом месте». В Синодальной Библии, как и в других русских переводах Библии, о пеленах говорится просто: «лежащие» («лежат»; Славянское Евангельское Общество, см. Российское Библейское Общество).

В прошлом толкователи утверждали, что это слово означает «быть положенным в порядке, аккуратно», и говорили, что его следует понимать так, что эти полосы ткани были сложены стопкой. Современные библеисты настаивают, что это слово просто означает «свёрнуты», что пелены по-прежнему как бы обвивали тело, хотя тело отсутствовало, так что создавалось впечатление кокона.

Должно быть, правы были более ранние библеисты, ибо в Лк. 24:12 сказано, что Пётр «увидел только погребальные пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему». О том, что Пётр поверил, ничего не сказано; сообщается только, что он дивился увиденному, тогда как Иоанн «увидел, и уверовал [поверил; Современный Перевод]» (Ин. 20:8). Разумеется, если бы Пётр увидел что-то вроде кокона, он бы поверил. Какое более надёжное свидетельство могло бы быть, чем погребальные пелены, по-прежнему свитые, но ничего не содержавшие внутри? То, что Пётр поверил не сразу, позволяет сделать вывод, что они увидели аккуратно сложенные пелены и отдельно лежащий плат, тоже аккуратно свёрнутый. Воры вряд ли оставили бы эту ткань и уж наверняка не тратили бы время на складывание погребальных пелен. Это озадачило и удивило Петра, но Иоанна увиденное убедило в том, что Иисус воскрес из мёртвых!

«Обещание воскресения состоит в следующем: что произошло с Христом, может произойти и с нами. Мы, как и Он, умрём, но Его воскресение — образец нашего воскресения. Он первым проложил путь через смерть к вечной жизни, и Он говорит нам, что мы можем идти по Его следам, на протяжении всего пути держась за Его руку» (Джош Макдауэлл и др.).

#иисус #христос #пасха #воскресение