Исследование переселения славянских племен с помощью археологических находок затруднено некоторыми обстоятельствами. Во-первых, некоторые предметы нельзя точно соотнести к периоду до начала нашей эры, во-вторых, определить являются ли они частью культуры уже самих славян либо принадлежали их предкам. Некоторые находки считаются принадлежавшими славянам без особых подтверждений этому, только лишь на основании их предположительного заселения данной территории, однако, в местности, где обнаружен предмет могли проживать и другие племена на основании других свидетельств.
Сформированная благодаря раскопкам культура славян датируется пятым и шестым веками и разделяется на несколько районов:
-западный (пражско-корчакский район, сформировался в том числе благодаря текстам византийских писцов и венед)
-восточный (пеньковский район, населявшийся антами из византийских источников)
-северо-восточный (колочинский район).
Ученые так и не пришли к единому мнению об историческом развитии и территориальном переселении праславян, однако, им удается выдвигать новые теории на основании новых археологических находок. В конце двадцатого века на юге Белоруссии и в Среднем Поднепровье были найдены предметы, отнесенные к славянской культуре конца второго или четвертого веков.
В указанный период на славянскую культуру многие факторы оказывали влияние. Так, в северо-восточном районе развитие давали племена антов, в восточном – сарматские и другие причерноморские племена, в том числе готы и гунны, а в западном районе происходила миграция нескольких племен. Стоит отметить, что под влиянием культуры других племен, славянской удавалось сохранять свою структуру.
Образование славянской культуры и ее формирование вместе с тем не разрешило вопроса их переселения в местности и времени. К предкам славянской культуры приписывают милоградскую и юхновскую (их связывают с племенем балтов), а также чернолесскую (как более раннюю) и ряд других культур. Вклад каждой из перечисленных культур в настоящее время не установлен.
Ученые советской эпохи (в частности Б.А. Рыбаков) склонялись к единой мысли местного развития славян, на землях, на которых они жили в Средние века. По ходу возникновения археологических открытий возникли трудности в теориях переселения славянских племен. Так, не возможно сбыло определить центр их проживания, какое влияние оказывали индоевропейские племена, как происходила миграция населения на соседние территории. Академик В.В. Седов определял место формирования славян междуречьем Вислы и Одера (территория современной Польши), где проживали местные племена, германцы, кельты, которые впоследствии переселились на территорию Украины, а затем дальше на восток и юго-запад (Балканы). На современном этапе изучения этногенеза славян в связи с появлением новых археологических находок научные историко-научные точки зрения исследователей изменились.
Первые упоминания о славянских племенах византийскими писцами, датируемые серединой шестого века, уже описывают этот народ как вполне сформировавшееся общество, но разделенное на антов и склавинов. Римские летописцы первых и вторых веков повествовали о венедах, которых в Средневековье отождествляли со славянами. Но римские тексты слишком неоднозначны, чтобы подтверждать культурные особенности славянских племен.