Давно известно, что вся наша жизнь складывается из мелочей. Именно в них прячется то ли Дьявол, то ли Бог. Самое главное - правильно сакцентировать на них внимание, и тогда даже царапины могут превратиться в крупную денежную сумму ... например.
Широкой общественности до сих пор неизвестно местонахождение якобы самого дорогого инструмента в мире - "виолончели Дюпора". По одной из версий антикварный инструмент работы Антонио Страдивари был продан Галиной Павловной Вишневской после смерти Мстислава Леопольдовича Ростроповича за астрономические 20 000 000 долларов.
На самом деле это газетная "утка", растиражированная в Интернете и обосновавшаяся на многих новостных порталах. Никого не смутило, что аукционная стоимость виолончелей Страдивари никогда не превышала 1,5 миллионов долларов и что наследники Ростроповича выступили с опровержением факта продажи. Байка продолжает гулять по сети.
Мстислав Ростропович играл на виолончели Страдивари с 1974 года до последних дней жизни. Он обожал её и ласково называл своей "любовницей". Из интервью журналу "Огонёк" (№ 34, 26.08.1996, стр. 13):
- У вас два великолепных инструмента - Страдивари и Сториони. На каком из них предпочитаете играть?
— Сториони это жена, с которой я уже более 30 лет, взял её ещё из Москвы и не расстаюсь. А любовницей я считаю знаменитый инструмент Страдивариуса. Он был заказан примерно в 1709 году неким врачом из Лиона, который хотел иметь лучший в мире инструмент. Мастер ответил: "Не гарантирую, но попробую - у меня есть замечательное дерево". Когда доктор приехал в 1711 году, Страдивариус сказал ему: готово, причём назвал ошеломительную сумму. Заказчик, сыграв на инструменте, заплатил вдвое больше ... Затем эта виолончель была на аукционе продана за 30 тысяч золотых франков, попала в руки виолончелиста и композитора Дюпора.
Таким образом, провенанс виолончели начинается с французского виолончелиста и педагога Жан-Луи Дюпора, она "получила" его имя.
Авторство анекдота "о царапинах Наполеона" скорее всего принадлежит французскому историку Антуану Видалю. По его воспоминаниям, Наполеон Бонапарт подошёл после концерта к Дюпору и со словами "Как у тебя получается так держать", отобрал у него виолончель и попытался сесть, удерживая инструмент между ног. Царапины от шпор наполеоновских ботфортов остались на виолончели. На звучание инструмента это не повлияло, зато серьёзно повысило его стоимость.
В 1843 году сын Дюпора продал виолончель французскому композитору Огюсту Жозефу Франкомму за 25 000 франков.
До Ростроповича виолончель принадлежала основателю Stradivarius Quartet, музыканту Джеральду Варбургу, который умер в 1971 году и завещал продать инструмент только Ростроповичу. Что и было сделано в 1974 году.
Такая реликвия не может исчезнуть просто так, она должна звучать. Когда-нибудь знаменитая "поцарапанная любовница" заиграет снова.
Ну а пока послушайте прелюдию из Сюиты для виолончели соло № 1 (BWV 1007) Иоганна Себастьяна Баха. Не могу ручаться стопроцентно, что на видео именно эта виолончель, исхожу из интервью Ростроповича "Огоньку":
- В Петербург вы прибыли с верной женой или с поцарапанной любовницей?
- С женой. Понимаете, любовница должна быть красивее жены, если это возможно. В жизни я не имею любовницы: не могу найти женщины красивее Вишневской. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена ... Поэтому иногда с ней езжу, когда играю Баха и музыку лирического плана.
Традиционная несмешная байка:
Некий богатый петербургский меценат, пригласив как-то известного польского скрипача Генрика Венявского к себе на чашку чая, сказал как бы мимоходом:
- Кстати, можете прихватить с собой скрипку.
- Благодарю вас от имени моей скрипки, - любезно ответил музыкант, - но, насколько мне известно, она не пьёт чая ...
Дорогие читатели, чтобы не потеряться в Океане между Нот сохраните себе каталог публикаций канала.