6,6K подписчиков

У кого какой инструмент

158 прочитали

Думаю, что во время затянувшегося периода вынужденной самоизоляции у многих читателей моего канала вполне мог возникнуть вопрос:
на чём играли или играют известные и знаменитые музыканты и композиторы?

Пусть похвастаются, наконец!

Сергей Васильевич Рахманинов за свою концертную жизнь перепробовал много инструментов (Bechstein, Mason & Hamlin и другие), но настоящей любовью он проникся к роялям фирмы Steinway & Sons. Более того, композитор был большим другом главы фирмы - Фредерика Стейнвея и его семьи. Считается, что у Рахманинова было в общей сложности пять роялей этого производителя.

Пусть похвастаются, наконец!

Ещё один Steinway (зав. № 276741) обосновался в "Сенаре" - швейцарском имении композитора. Именно на нём были созданы последние сочинения: "Рапсодия на тему Паганини" и Третья симфония.

Вопрос о выкупе Россией усадьбы для устройства мемориального музея композитора был поднят в 2012 году арт-директором Фонда С. В. Рахманинова, пианистом Денисом Леонидовичем Мацуевым - одним из самых популярных исполнителей современности. Что касается инструментальных пристрастий самого Мацуева, то, по его словам, ему всё равно на каком рояле играть. Однако, если известно заранее, что на сцене будет плохой инструмент - привезут хороший. При этом пианист отдаёт предпочтение продукции компании YAMAHA.

Немецкие фортепианные мастера фирмы August Förster продали рояль с заводским номером 69980 Сергею Сергеевичу Прокофьеву, который специально для этого посетил их фабрику в городе Лёбау (Саксония).

Сергей Прокофьев играет Герхарду Фёрстеру
Сергей Прокофьев играет Герхарду Фёрстеру

В период с 1900 по 1914 годы August Förster был крупнейшим германским производителем роялей и пианино. Инструменты фабрики приобретали Джакомо Пуччини, Эмиль фон Зауер и Рихард Штраус.

В московском музее Сергея Прокофьева, что в квартире в Камергерском переулке, представлен концертный рояль рояль композитора, утверждается, что это Steinway.

Фото с сайта dslov.ru
Фото с сайта dslov.ru

В том же зале выставлена скрипка Антонио Страдивари известного скрипача Давида Фёдоровича Ойстраха. В послевоенные годы маэстро играл на так называемом "юсуповском Страдивари" из Госколлекции. Свой собственный "Страдивари" Ойстрах купил в Америке в 1955 году, а спустя одиннадцать лет приобрёл ещё одного 1705 года, на котором играл до конца своей жизни.

"Страдивари" 1671 года, подаренный Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой, "снимался" в детективе "Визит к Минотавру" по роману братьев Вайнеров. Скрипка была слишком маленькой, поэтому, говорят, что скрипач музицировал на ней всего лишь дважды. Был ещё у Ойстраха изумительный инструмент мастера Андреа Гварнери, который стоил ничуть не дешевле "Страдивари".

Кадр из фильма "Визит к Минотавру"
Кадр из фильма "Визит к Минотавру"

Юрий Абрамович Башмет с 1971 года является счастливым обладателем альта работы итальянца Паоло Тесторе. На скрипках этого мастера играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. Однажды, оказавший в музее композитора в австрийском Зальцбурге, Башмет обнаружил, что его альт является близким родственником скрипки Моцарта. Инструменты были изготовлены с разницей в три года.

С 1974 года по 2007 год Мстислав Леопольдович Ростропович играл на антикварном инструменте работы Страдивари, знаменитой виолончели Дюпора, с царапинами якобы оставленными шпорами Наполеона. На сегодняшний день это самая дорогая виолончель в мире, оцениваемая в 20 миллионов долларов. Где она находится сейчас неизвестно.

Виолончель Дюпора. Фото с сайта stradivari.livejournal.com
Виолончель Дюпора. Фото с сайта stradivari.livejournal.com

В 2000 году Ростропович приобрёл инструмент работы итальянского мастера Джованни Гваданини, ученика Страдивари. В 2018 году эта виолончель ушла с торгов почти за 2,5 миллиона долларов. Ещё одна виолончель Ростроповича, изготовленная в 1741 году венецианским лютьером Санто Серафином, была продана за 782 тысячи долларов. За 57,8 тысяч нашёл нового хозяина рояль австрийской фирмы Bösendorfer, клавиши которого касались пальцы не только Ростроповича, но и Альфреда Шнитке и Артура Рубинштейна.

В заключении традиционная несмешная байка:

Однажды нью-йоркский богач Джеймс Якоби устроил большой приём и, желая доставить удовольствие своим гостям, пригласил известного скрипача Мишу Эльмана. Скрипач прибыл несколько раньше и, доставая из футляра скрипку, показал её хозяину дома.
- Страдивариус, - гордо сказал он, - этой скрипке больше двухсот пятидесяти лет.
- Не беда, сынок, - Якоби похлопал его по плечу, - может быть, этого никто не заметит.

Дорогие друзья, только для Вас бережно собран в одном месте каталог публикаций канала Океан между Нот. Сохраняйте, будьте в курсе!

Посмотрите также публикацию о "волшебных" инструментах дирижёров.