Сегодня мы продолжим тему пятой колонны в России, поднятой нами в статье канала:
на примере интереснейшей страницы истории Российского государства и Великого Новгорода, одного из старейших русских городов, рассмотрим очень примечательные и поучительнейшие события для нашего дня сегодняшнего, хотя им минуло уже более пяти с половиной веков. Анализируя вопросы оппозиционного движения в Российском государстве, обращаешь внимание на схожие тенденции в целях, методах, в т.ч. финансировании, результатах на протяжении не лет или десятилетий, а веков! История рассказывает нам как, почему, зачем и с каким результатом совершаются те или иные события. ИСТОРИЯ ВСЕМУ УЧИТ, ОНА ВСЕГДА АКТУЛЬНА, ЕСЛИ ее просто хорошо ЗНАТЬ.
Об истории как гуманитарной технологии мы рассказывали в статье канала:
Но сначала несколько слов о важных понятиях.
Слово оппозиция происходит от латинского oppositio, что означает быть против, возражать, противостоять. Возражать и противостоять могут группы, партии, движения, против государственной политики, государственных структур, партий, движений. При этом можно выступать системно, то есть, быть против принятых решений, но без цели разрушения структуры власти, а можно выступать не системно или антисистемно, то есть, целью такой оппозиции является разрушение конституционных основ, государственных структур, партии, которая находится у власти. Понятие "оппозиция" тесно связано с еще одним политическим термином "гражданское общество", каким бы хрупким оно не казалось в разные времена.
1. Республиканские традиции Великого Новгорода
Господин Великий Новгород в средние века представлял наиболее последовательное и завершенное развитие вечевого народовластия и воплощение древнерусского политического уклада. К концу XV века Новгородская республика являет собой развитое народное правление, которое опирается на длительную историческую традицию.
В XIV-XV веках в других русских землях после монгольского нашествия вечевая жизнь замирает в связи с тем, что вече взяли на себя не свойственные им функции и возглавили борьбу с монгольским игом потому, что другой такой мощной народной силы не было. Демократический элемент государственного строя постепенно заменяется монархическим, отчасти аристократическим.
История новгородского народовластия заключается в истории веча, его выборных органов, отношений с князем и его партией. Власть в Новгороде осуществляли общинные корпорации - "стороны"," концы", "улицы", которые образовывали самоуправляющиеся части города. Такое устройство носило федеративный характер. Такой федеративный строй Новгородской республики сложился к концу XII века.
На вече ходили концы не по обязанности, это было право новгородцев, выбирали посадника, тысяцкого. Даже святительская кафедра занималась путем своеобразного вечевого избрания "по жребию".
Особенности государственного устройства Новгородской республики в Галереи Academia-nadezhda: Таблицы и карты политического устройства Русского государства в период феодальной раздробленности:
Политические противоречия в Новгородской республике :
- К XIV - XV вв. общегородское вече продолжает быть ареной столкновений вечевых "партий", представлявших различные районы города.
- Постепенно в республике обостряются сословные противоречия. В республике формируется посадническая коллегия, которая со временем расширяется: сначала 6, 12, 24, к 1460-м годам их становится 24 при соблюдении кончанского представительства. Так постепенно демократическая республиканская власть принимает форму олигархии.
- Новгородцы решали свою судьбу, задаваясь вопросом: к Москве или Литве?
У Новгорода традиционно сохранялись политические и экономические связи с "Низовской землей", т.е. восточными землями, и ее центрами: Суздалем, Владимиром, Тверью, Москвой. В республике долго сохранялись не только древнерусские формы жизни с характерным для нее вечевым укладом, но и с традициями своеобразного "полисного патриотизма". К концу XV века еще не сложился общенациональный фон восприятия русских земель, сознание принадлежности к великорусской народности. Задаваясь вопросом: к Москве или Литве? многие новгородцы боялись потерять вечевую вольность после вхождения в формирующееся Московское государство. Поэтому в республике усиливаются позиции "литовской партии", тем более, что это княжество называлось Великое княжество Литовское и Русское и на 90 % состояло из восточнославянских земель [1].
2. Марфа Борецкая - знамя оппозиции политике Москвы и Ивана III
1470 год. Обострение ситуации в республике Новгород наступило после смерти епископа Иона, очень уважаемого человека, который сдерживал все противоречия новгородцев. Епископ умер 5 ноября 1470 года, а 15 ноября новгородцы выбрали на вече "по жребию" епископом Феофила. В сан торжественно посвящал митрополит. На Руси в это время оказалось два митрополита - московский и киевский. Но киевский митрополит был униатствующий. По традиции надо было ехать в Москву, как и хотел Феофил. Иван III прислал ему приглашение. Новгородский посол Никита Ларионов, вернувшись из Москвы, уведомил вече о приглашении избранного епископа в Москву. После этого объявления на вече о "жалования великого князя" "литовская партия" выступила открыто против сторонников Москвы. Во главе оппозиции встала Марфа Борецкая, вдова посадника Исаака, поэтому Марфу прозывали Посадница. С ней были ее сыновья Дмитрий и Федор Борецкие. Вместе со своими сторонниками они начали кричать:
"Не хотим за великого князя Московского. Мы Великий Новгород! Но хотим за короля Польского и великого князя литовского Казимира" [1]
После выступления "литовской партии" во главе с Марфой Посадницей с ее сыновьями в Новгороде начались драки, столкновения. Летопись сообщала, что:
"Худые мужики-вечники, нанятые сторонниками "литовской партией", камни в тех бросали, которые за великого князя хотели" [1].
За этой партией оппозиции Москве пошло большинство новгородцев.
В 1471 году был заключен договор между Новгородом и Казимиром. По этому договору роль новгородского князя передавалась от московского князя к "честному королю" и великому князю Литовскому. Особенно описывалось требование к королю:
"веры греческой и православной нашей не отнимать, римских церквей (католических) не строить", Король обязан был в случае военной угрозы Новгороду , особенно со стороны Москвы, "сесть на коня за Великий Новгород со всей своей радою литовской против великого князя и защищать Великий Новгород" [1].
Для Новгорода главным было сохранение общественно-политического и религиозного уклада и своеобразия. Религиозное своеобразие они могли сохранить в рамках Московского государства, а политический уклад только в рамках Литовского. Именно поэтому "литовская партия" набирала силу.
Галерея Academia-nadezhda "Новгородское вече и вечевой колокол - символ свободы республики"
3. Битва на Шелони. Судьба вечевого колокола и республиканских новгородских устремлений
14 июля 1471 года в битве на реке Шелонь решилась участь Новгородского государства. Войска Ивана III и Великого княжества Московского, которые возглавляли воевода князь Даниил Дмитриевичем Холмский и касимовский царевич Данияр, разгромили наголову превосходящие силы Новгородской республики во главе с посадником Дмитрием Исааковичем Борецким.
Причины разгрома новгородского войска Иваном III:
Выделим одну из причин, актуальных для темы нашей статьи - проблема состояла в том, что воинами новгородского войска были люди, собранные с новгородских земель, которые НЕ входили в городскую общину Господина Великого Новгорода. Городская община этих людей эксплуатировала, не давала им равных политических прав, но при этом собирали с них налоги, выступая но отношению к людям этих окраин в роли "коллективного феодала", позволяя им, при необходимости, умирать за нее. А в это же время в Великом Московском княжестве посадские люди и селяне, напротив, были равноправны и платили подати в государственную казну. Эта разница сыграла большую роль в недостаточном боевом духе новгородского войска, потерпевшем поражение, несмотря на его численное превосходство над войском Ивана III. Можно сказать, что это была не их война!
Проиграв битву, руководители новгородских оппозиционеров во главе с Дмитрием Борецким попали в плен и были казнены.
Галерея Academia-nadezhda "Битва на реке Шелонь и казнь руководителей оппозиции":
В результате переговоров с Иваном III Новгород попросил мира, был заключен Коростынский договор 1471 года по которому Новгород признал:
- Великого князя Московского своим господином,
- Новгород его вотчиной,
- обязался навсегда порвать с Литвой.
Следующее обострение ситуации случилось в 1477 году. "Московская партия" решила опередить "литовскую" и в челобитной к Ивану III назвали его ГОСУДАРЬ. Вече возмутилось, заявляя, что никого не уполномочивали на эту челобитную. во главе его встал младший сын Марфы Борецкой Федор. Волнения начались с новой силой, "литовская партия" снова усилилась. Этой ситуацией воспользовался Иван III, обвиняя новгородцев в клятвопреступлении. Он начла собирать войско против Новгорода. Новгородское боярское посольство выехало навстречу великому князю, чтобы засвидетельствовать ему уважение и готовность новгородцев подчиниться Москве, но так как они все еще проявляли гордость в общении с ним, Иван III выдвинул новгородцам ультиматум:
"Коли признали вы вину свою предо мною, объявляю вам: хочу у вас такого государства, как на Москве! А государство наше таково - вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство все нам держать"[1] .
14 декабря 1477 года Новгород присягнул на верность Великому князю Московскому, а Иван III целовать крест Новгороду отказался.
Галерея Academia-nadezhda"Завершение Новгородской смуты":
Вывод:
На примере новгородской оппозиции можно увидеть методы ее борьбы против центральной власти, которые актуальны и сегодня в действиях современной российской оппозиции:
- подкуп толпы и организация драк, погромов, грабежей;
- нежелание следовать закону и жизнь вольницей;
- помощь с запада и склонность к объединению с ним;
- используя недовольство бедных слоев населения, обещания им лучшей жизни, опора на них в борьбе с центром;
- срыв договоренностей с центральной властью;
- оппозиционеры - олигархи, богатейшие люди республики;
- попытка Киевского митрополита православной церкви стать самостийным от митрополита Московского!
О последствиях некоторых направлений оппозиционного движения в стране подробнее в статье канала:
Литература:
- Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб.: Издательство "Лань", 1997. 448 с.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, советуйте друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com
#марфа_посадница #новгородская_республика #иван_третий_и_новгород #битва_на_реке_шелони #новгородское_вече #егэ_по_истории #новгород