1. История термина «пятая колонна»
Термин «пятая колонна» родился в Испании в 1936 году и связан с выступлением фашистов под руководством генерала Франко против Испанской Республики. Испанские фашисты, при поддержке военного контингента Германии и Италии шли на захват Мадрида четырьмя колоннами (армиями). Термин принадлежит испанскому генералу - франкисту Эмилию Моле. Обращаясь по радио к жителям Мадрида с требованием сложить оружие, он заявил, что для наступления у него есть четыре военные колонны, но есть и пятая колонна, которая находится в самом Мадриде, состоящая из скрытых противников республики, готовых к вооруженному восстанию против республиканцев и которая ударит в тыл защитникам города, когда войска Франко подойдут к столице Испании. С тех пор термин «пятая колонна» означает подрыв изнутри, предательство.
На стороне Испанской Республики против фашизма воевали добровольцы - интернационалисты из разных стран: СССР, США, Венгрии, Германии и многих других стран, оказывали помощь республике. Среди добровольцев на стороне республики воевали писатели Э. Хемингуэй, Дж. Оруэлл... Именно Э. Хемингуэй написал пьесу о гражданской войне в Испании «Пятая колонна» . Благодаря этому названию пьесы термин укрепился и распространился.
Помощь республике осуществлялась не официально, поскольку Лига Наций объявила Испанской Республике санкции: изоляцию и оружейное эмбарго. Это произошло в то время, когда фашистская Италия и нацистская Германия открыто оказывали помощь генералу Франко оружием и войсками, непосредственно участвовавшими в боях и др.
Изучая историю России, удивляешься, как «все вечно под луной». Найти «пятую колонну» можно в XIII веке в окружении Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Николая Второго, можно эту тему рассматривать на примере разрушения СССР в 80-х годах и девяностых годов прошлого века в современной России.
2. «Пятая колонна» при Иване Грозном. Андрей Курбский
Рассмотрим явление предательства и работу на врагов своей страны на примере ближайшего друга и сторонника, а позже предателя, из окружения Ивана Грозного князя Андрея Курбского, происходившего из смоленско-ярославской ветки знатного рода Рюриковичей.
Иван Грозный был молод и его позиции на троне были еще не прочны. Для усиления своего влияния он должен был быть выше окружавших его бояр, которые могли быть не менее знатными и претендовать на престол. В 1547 году прошла коронация Ивана Грозного и он получил титул царя. Об этом он даже не известил другие государства из-за сложности отношений. Они узнали об этом только через два года. Укрепив свои позиции новым титулом (его дед Иван III лишь не официально называл себя и своего сына Ивана царём, но официально - не смел этого делать), Иван Грозный взялся за реформы.
Для проведения реформ царь собрал вокруг себя друзей и сторонников реформ. Эта Избранная рада состояла из отобранных очень умных, начитанных интеллектуалов, настроенных на реформы. Среди них выделялся яркий и талантливый князь Андрей Курбский. Он очень любил книги и коллекционировал их (можно только представить как дорого стоили тогда рукописные книги. Позже он очень жалел, что не может взять их с собой при побеге из страны).
Андрей Курбский и Избранная рада
Дружба с царем и работа в Избранной Раде для Курбского была омрачена тем, что он не осудил тех бояр, которые ранее предали Ивана Грозного. Царя уязвило, что князь Андрей Курбский проявил согласие с предателями, поэтому он наказал Курбского, послав в крепость Юрьев в качестве наместника в Ливонии. Это было малое наказание, но все помнили, что г. Юрьев был местом ссылки другого ранее близкого Ивану Грозному человека, члена Избранной рады Алексея Адашева, где тот и погиб в тюрьме.
Князь Курбский прибыл в Юрьев, где год пребывал на посту наместника, уделяя много внимания тайной подготовке своего бегства в Литву, произошедшего в 1563/1564 гг. Он вел тайные переговоры, как с осевшими здесь бежавшими из Москвы противниками Ивана Грозного, так и представителями Литвы. В Литве искали и получали убежище многие единомышленники Курбского. Именно в Литве образуется русская политическая эмиграция.
3. Оппозиция и деньги
Курбский добился от литовского гетмана Ю. Радзивилла и литовского короля Сигизмунда II Августа личных гарантий в виде письма с обещанием приличного вознаграждения, а также и королевскую грамоту.
Кроме этого обращает на себя внимание тот факт, что князь Курбский, будучи на службе в Юрьеве, нуждался и искал деньги взаймы. Но известно, что в изгнание он прибыл с мешком золотых дукатов, талеров и небольшим количеством московских денег. В России иностранные деньги не ходили, свои имения князь Курбский продать не мог, поскольку они были конфисковали в пользу казны. Откуда же тогда у него деньги? С деньгами этими вышла незадача - в пограничном ливонском замке Гельмета немцы отняли у него золото, а местные литовские дворяне, как разбойники, схватили перебежчика и обобрали обворованного вплоть до шубы, шапки и лошадей.
4. Методы разрушения российского государства "пятой колонной"
Первый метод. Провоцирование раскола православной церкви для расширения состава и влиятельности оппозиции
Основной целью реформ Ивана Грозного была централизация власти царя, а это означало, что удельные князья теряли свои позиции. Это вело к конфликту между царем, интересами государства, знати и церкви. В российском православии того времени боролись две группы: иосифляне и нестяжатели. Сутью разногласий было отношение к церковной собственности на землю и монастырское имущество. Нестяжатели проповедовали церковную и монастырскую бедность, отказ монастырей от земель, имущества, а иосифляне выступали категорически против такого подхода к ведению церковного и монастырского хозяйства и за сохранение существующего в церкви порядка. Единственной силой, которая была сдерживающим моральным фактором и могла удержать Ивана Грозного от разрыва со знатью была православная церковь в лице осифлянина митрополита Макария. Андрей Курбский выступил против него, фактически за раскол православной церкви, поддержав противников митрополита Макария в лице нестяжателей и их основную опору - старцев Печорского монастыря, более того, используя свои полномочия вел дело к тому, чтобы влиятельный Печорский монастырь возглавил политическую оппозицию. Таким образом, его выступление на стороне нестяжателей и Печорского монастыря было отнюдь не религиозным, а политическим, нацеленным на раскол православия, усиления критических умонастроений в ближнем круге доверенных лиц Ивана Грозного.
Второй метод. Интриги оппозиции против Родины
Свою деятельность в Литве Андрей Курбский начал с заявления, что считает необходимым и даже своим долгом довести до сведения Литовского короля информацию о "происках Москвы" и приближенных Ивана Грозного, которые их осуществляют, которых необходимо остановить (санкционные списки).
Третий метод. Обвинения власти и лично руководителя государства, в гонениях на знать, жестокостях и во всех мыслимых и немыслимых грехах
Когда побег был готов, Курбский написал "писание", в котором грозил царю Ивану Грозному божьим судом и что князь возьмет это свое писание с проклятием Ивану Грозному с собою в гроб, что имело большое значение для верующих, набожных людей, к которым принадлежал и царь. Это послание он спрятал в своей воеводской избе в Юрьеве. Находясь уже в Литве, он послал своего холопа Ваську Шибанова в Юрьев с наказом вытащить из-под печки в воеводской избе его "писание" и передать царю или старцам Печорского монастыря. Этим князь хотел оправдать свою измену и выдать ее за заботу о Родине, которую он именовал в своих писаниях "божьей землей". Но холопа на границе схватили, пытали, убили.
Вскармливание и материальная поддержка оппозиции врагами России
После обвинений в адрес Ивана Грозного в жестокости и гонениях на "лучших людей" (к моменту его бегства опричнины еще не было ), необоснованных репрессиях, внесудебных расправах, пьянстве с Федором Басмановым, князь Курбский получил от литовского короля Сигизмунда II Августа во временное владение крупные имения в Литве и на Волыни, которые нужно было продолжать отрабатывать своим предательством России. Теперь интриги и провокации против против покинутого отечества занимали все время перебежчика.
Четвертый метод "пятой колонны": натравить на Россию врагов страны и вторжение
Курбский предложил литовскому королю Сигизмунду II Августу натравить на Россию крымских татар, что было сделано, а одновременно Сигизмунд II Август послал литовские войска к Полоцку. Курбский принял непосредственное участие в литовском вторжении. Позже Курбский сам возглавил поход литовских войск и благодаря знанию местности, смог окружить русские войска, загнать их в болото и разгромить. От эйфории этой победы он просил короля Сигизмунда II Августа дать ему 30-тысячную армию, чтобы дойти с ней до Москвы. После этих военных набегов под его руководством на российские земли литовский король перевел ранее выделенные Курбскому имения из временного владения в его частную собственность!!!
Вывод:
470 лет прошло с тех времен. Но все устремления и методы антироссийской деятельности "пятой колонны" остаются актуальными и сегодня. Их цель - нажива, а причина - жажда власти, презрение к народу, ненависть к Родине, выдаваемые за заботу о ней. Курбский в истории России так и остался предателем, та же судьба ожидает его современных последователей.
Литература
- Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Издательство "Наука", 1975. 246 с.
Понравилась статья - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda.com/