Найти тему

Трагическая судьба великого гения литературы

Оглавление

Обзор романа Джека Лондона (2009)

                                          Обложка романа Джека Лондона
Обложка романа Джека Лондона

Роман "Мартин Иден" впервые появился на свет на страницах журнала "Пасифик Мансли" в 1908-1909 годах. В 1909 году издательство "Макмиллан Компани" выпустило его отдельной книгой. Произведение Джека Лондона, повествующее об интеллектуальном развитии талантливого индивидуалиста Мартина Идена, оказалось во многом автобиографичным: в нём писатель воссоздал историю своей жизни, в которой был и изнуряющий труд в море и прачечной, и любовь к девушке из буржуазной английской семьи, и упорная литературная работа, приведшая писателя к популярности и смерти.

Содержание своими словами

Главными героями данного произведения являются: матрос Мартин Иден, Руфь Морз, её братья Артур с Норманом, их родители, подруга главного героя Лиззи Конолли, прачечник Джо, поэт Бриссенден, сестра матроса Гертруда, её муж Бернард Хиггинботам, сестра Мериэн, её супруг немец Герман Шмидт.

В американском портовом городе Сан-Франциско жил простой, неотёсанный и грубоватый парень по имени Мартин Иден. Его родители умерли, а браться разбрелись по свету искать счастья. Сёстры героя едва сводили концы с концами. Себе на жизнь юноша зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он ходил на разных кораблях в Арктику и южные моря, Европу и Японию. Мартин хорошо познал невзрачный мир простых тружеников моря. Он был маленькой частицей этого мира и не мыслил себя без него и вне его.

Так бы и продолжал герой тянуть свою лямку, если бы не случай. На пароме Иден вступился за Артура - студента, которого хотела избить одна группа подвыпивших парней. Брат Руфи в знак благодарности привёл его к себе домой на обед. У Морзов он познакомился с Руфью - студенткой университета, получившей в итоге степень бакалавра искусств. Её игра на рояле ошеломила Идена. Знакомство с девушкой и её семьёй ознаменовало важный поворот в личной и общественной жизни Мартина.

Любовная линия сюжета

Он влюбился в Руфь и ради неё стал усердно читать много книг в библиотеке чтобы достичь её высокого уровня. Действие романа развивается в двух взаимосвязанных планах: личном - любовь Мартина к Руфи, их отношения (поначалу главный герой даже боялся дотронуться до девушки, обожествляя её и считая святой!), упорные занятия Идена самообразованием; социальном - борьба героя за своё место в буржуазном обществе и за то, чтобы оно признало его писательский талант. Эта борьба ради любимой Руфи, которая в итоге стала для него не более чем творческим вдохновением.

Девушка тоже полюбила матроса с первого взгляда, поддавшись обаянию его незаурядной личности, словно завороженная, слушая его рассказы о морских приключениях. Он разбудил в ней настоящую женщину. Мартин хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Они по-разному смотрели на жизнь, да и говорили на разных языках. Сначала их отношения очень благосклонно развивались. Руфь охотно встречалась с ним уже после того, как он проработал в прачечной вместе с Джо. Девушка принимала его ухаживания, с удовлетворением отмечая в матросе перемены к лучшему. Он стал правильно и без грубостей разговаривать, опрятнее одеваться ради неё и даже бросил курить!

В самом начале их романа Руфь была уверена, что к Идену её влечет необъяснимая сатанинская сила, но потом поняла, что искренне влюблена в него. Она не считала его писательский дар серьёзным, требуя также как и его сёстры, найти работу. От места почтальона Мартин отказался ради мечты стать писателем. Девушка предлагала ему устроиться служащим в отцовскую контору или пойти по стопам Чарльза Бэтлера ценой самоотречения от прелестной жизни получившего в результате 30 000 $ годового дохода и катар желудка. Идена совершенно не впечатляла подобная перспектива. Он не собирался отказывать себе абсолютно во всём ради большого материального дохода, который не сможет в старости принести ему никакой радости. Со временем Руфь потеряла своё превосходство перед Мартином, не сумев понять всей глубины его мыслей и суждений. Он высказывал слишком глубокие для неё изречения, так как изучал философию довольно детально.

Исключительный ум главного героя дал ему понять на обедах у семьи Морзов, что единицы в буржуазном обществе умны за исключением одного лишь профессора Колдуэлла. На протяжении 2 лет матрос тщетно рассылал на последние гроши свои рукописи по разным издательствам крупных журналов, но ему всё вернули назад, а за напечатанное ничего не заплатили. От сестры Иден переехал на квартиру в Окленд поближе к Руфи и стал квартирантом португалки Марии с детьми, мечтавшей про личную ферму и своих работников. Однажды, будучи пьяным, Мартин пообещал ей в скором времени исполнить её мечту. Замкнутая в узкие рамки своего буржуазного мирка Руфь не понимала, что между ней и Мартином разверзлась новая пропасть. Она перестала помогать ему в литературных начинаниях и исканиях, пытаясь столкнуть возлюбленного в чиновничью службу с писательской стези. Её отцу тоже был чужд образ мыслей писателя. Он считал матроса социалистом.

                               Иллюстрация к роману "Мартин Иден"
Иллюстрация к роману "Мартин Иден"

Таким образом их отношения зашли в тупик. Руфь не понимала его исканий. Иден рассылал свои рукописи: "Ловец жемчуга", "Сонеты о любви" и "Песни моря". Он изображал в них всю правду жизни без прикрас. Хиггинботам даже писал анонимки всем редакторам, что все рассказы Мартина якобы переписаны со старых выпусков журналов. В момент очередного отчаяния от вернувшихся к нему рукописей, герой вспомнил про своё детство, среду, драки с Масляной Рожей, которого он победил уже повзрослев. После долгов прачечной "Горячие ключи" Иден ушел оттуда, а Джо пошел бродяжничать, окончательно обанкротившись. Мартин вновь вернулся к писательскому труду, не желая искать иную работу.

Родня отвернулась от главного героя. Супруги его сестёр считали матроса бездельником. Немец тоже охладел к нему после прочтения стихов женой "Гадалка", в которых Шмидт узнал себя и они показались ему чересчур пошлыми. Иден возобновил связь с Руфью. Они катались на велосипеде. После их первого поцелуя девушка решила, что они уже помолвлены. Её родители были против жениха. Мартин написал ещё ряд рассказов: " Котёл", "Радость", "Вино жизни", "Весёлая птица" и "Приключение". Он также стал посылать фельетоны с анекдотами по редакциям, но все усилия чего - то добиться ни к чему не привели либо же ему платили гроши. Когда "Трансконтинентальный ежемесячник" прислал ему 5 $ за 5000 слов, то гневу главного героя не было предела и он даже заболел гриппом.

Мартина пришла навестить любимая Руфь, но безразлично слушала его разочарования и радость о том, что редакция "Белой мыши" предложила 40 $ за рассказ "Водоворот". Во время её визита он рассказал ей, как оказался на острове на Гавайях, где были прокаженные, но одна девушка спасла его благодаря своему богатому отцу. Она в итоге всё равно заболела проказой. Вскоре Иден получил 3 $ и ему обещали ещё небольшие суммы за рассказы. Скоро он написал свой шедевр "Позор солнца" и тоже отправил его в редакции. Его возмутило, что "Ежемесячник" не заплатил ему 5 $ и Мартин вытряс деньги силой у главного редактора.

Во время одного из обедов у семьи Морз он познакомился с поэтом, который ему сначала не понравился, так как был чахоточным, а потом он стал лучшим другом Идена. Этот поэт ненавидел редакторов и буржуазию, а любовь парня к Руфи считал глупостью. После того, как они сильнее подружились, то стали вместе ходить в социалистический клуб. В парке Мартин также посещал митинги социалистов. Вскоре Бриссенден показал ему свою легендарную поэму размером в 600 стихов "Эфемерида", которая ошеломила Идена. Затем он в тайне от друга выслал поэму редакциям, но пожалел об этом, так как хотя её и опубликовали, но подвергли жесточайшей критике.

Из-за голода главному герою пришлось занимать деньги сначала у Марии, а потом у сестры Гертруды. После того, как он показал своей хозяйке квартиры правила стирки с глажкой, она в нём разочаровалась. Руфь поняла, что ему не выйти из своей среды, когда увидела его в кондитерской вместе с Марией и детьми. Поэт познакомил Мартина с настоящими людьми, образованными бедняками, спорящими о философии. Все они очень понравились писателю. Он обещал когда-нибудь в будущем вступить с ними в спор. На очередном обеде у отца Руфи матрос поспорил с Морзом про социалистов и оскорбил судью Блоунта. С тех пор ему отказали в приёмах, а попытки заговорить с девушкой ни к чему не привели. На этот раз их разрыв оказался окончательным и бесповоротным.

После выступления Идена в качестве оратора в социалистическом клубе репортёр написал про него статью, назвав анархистом и заводилой социалистов. Когда журналист пришел брать интервью у Мартина, то застал у него и поэта. В итоге матрос избил его за неправдоподобную статью. Руфь письмом ответила ему о том, что между ними всё кончено, и она не хочет огорчать родителей продолжением их отношений. Этот разрыв подорвал писательский труд главного героя. Он не мог закончить свой рассказ "Запоздалый". Самоубийство Бриссендена сильно повлияло на Идена. Закончив повесть "Запоздалый", он перестаёт что-либо писать.

В это время вышел в свет журнал с поэмой "Эфемерида". Она наделала много шума, а её автора высмеивали в печати и проклинали с амвонов церквей. Мартин с горечью осознавал, что если бы его лучший друг был жив, то ему крайне неприятным был бы такой шум вокруг его произведения. Он мучительно раздумывал о смысле человеческого бытия и обо всём происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим трудом и умом выбиться из низов на вершину капиталистического общества и вдруг обнаружившего на той вершине "зловонное болото" капиталистической действительности.

                                       Иллюстрация к роману Лондона
Иллюстрация к роману Лондона

Когда все редакции приняли наконец труды Идена, он был уже ко всему равнодушен и внезапному богатству тоже. Его литературным шедевром стал "Позор солнца". Гертруде он сразу же вручил 500 $. Теперь он стал частым посетителем обедов у мужей сестёр, хваливших его и других домов и ресторанов. Он помог зятьям в расширении их торговли, а Марии с детьми купил дом и ферму. Джо Мартин выкупил прачечную. Его бесило, что разбогатев, он стал желанным гостем для всех, а когда голодал, то был абсолютно никому не нужен. У него образовалась душевная пустота. Хождения по ресторанам и увлечение египетскими папирусами не приносили никакого успокоения. Деньги уже его не радовали.

Он вдруг размечтался о приобретении долины на Гаити и нанятии черных туземцев, про ловлю жемчуга и торговле копрой. Затем и эта мечта перестала его волновать. После очередной прогулки и танцев с Лиззи в своей среде, он чуть было не подрался с её бывшим другом. Главный герой понял, что она искренне влюблена в него, и в результате оплатил девушке обучение, устроив ей жизнь, но жениться на ней так и не смог. На прощание Марии он подарил свою книгу "Позор солнца". Все издатели согласились на его условия по гонорарам. Постепенно он становился нелюдимым. Возврат к прошлой жизни матроса был невозможен для Мартина. Он помог даже Крейзу из общества "Настоящих людей", дав ему 1000 $.

Когда же к нему вдруг пришла Руфь, родители которой теперь соглашались на их брак, Иден понял, что не любил её. Она была всего лишь Музой вдохновения для него. Писатель не верил в её любовь, вспомнив Лиззи и убедился в этом, увидев караулившего за углом одного из братьев девушки.

Плывя в первом классе "Марипозы", Мартин понял всю бессмысленность своей жизни, так как даже здесь к нему отнеслись исключительно как к знаменитости. Будучи в здравом уме, он незаметно для всех прыгнул за борт и утонул.

Разрыв Руфи с Мартином перерастает в рамки собственно личных отношений героев и становится отражением тех общественных отношений, которые господствуют в буржуазном мире. Проблемы здесь намного глубже. Путы буржуазной морали узкого мирка Морзов оказываются намного сильнее возвышенного чувства настоящей любви - вот в чем заключается общественное звучание разрыва Руфи с главным персонажем романа. Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

Главное в том, что Идена невозможно никакими силами перекроить по образцу семьи Руфи, нельзя заставить бросить писательский труд и поступить на чиновничью службу. Социальное происхождение Мартина, его близость к простым людям - вот что не могут принять Морзы.

В пронизанном жаждой наживы американском обществе занятие литературой не пользовалось уважением. За первым изданием "Позора солнца" последовали следующие. Книгу героя переиздали в Англии, переведя на французский, немецкий и скандинавский языки. Издательство предложило начинающему автору крупный аванс за его последующую книгу, не выдвинув при этом никаких условий относительно её содержания.

Став писателем, Мартин достиг всего, о чем он только мог мечтать. Его книги охотно печатались издателями и раскупались читателями. Всё, что когда-либо было им написано, нашло своё место на страницах газет и журналов. Критики на все лады обсуждали произведения Идена. Газетные репортёры одолевали его чтобы получить интервью. На его текущем банковском счете лежало 100 000 $. Но мятущуюся душа Мартина не находила абсолютно никакого удовлетворения. Теперь, когда большинство журналов и издательств готовы были публиковать всё, что ни выходило из под его пера, прозаик вдруг потерял всяческое желание писать.

                      Иллюстрация автора к своему роману. Образ Лиззи
Иллюстрация автора к своему роману. Образ Лиззи

Его мысли были заняты одним - как понять всё то, что произошло с ним и вообще в человеческой жизни с точки зрения философских размышлений. Даже Руфь, готовая теперь стать женой главного героя произведения, совсем не привлекала парня. Роман с ней давно уже похоронен в его сердце. Нового земного рая он так и не смог отыскать несмотря на свалившееся на него несметное богатство и славу. С внешней стороны всё выглядело вполне нормально: его беспрерывно приглашали на обеды и ужины, с ним жаждали знакомства, на него заглядывались очень даже красивые женщины. Но его беспокойная творческая душа не находила удовлетворения во всей этой мишуре буржуазного времяпрепровождения.

Образ главного персонажа

Он никак не мог понять, что именно изменилось лично в нём, что все окружающие пытаются заполучить его к себе на обед. Все его произведения были написаны ещё 2 года назад, да и сам он не особо изменился как личность за это время, но почему-то тогда его не нуждались звать на обеды даже близкие люди во время голода Идена. Теперь же, что удивительно, оскорблённый им в прошлом судья Блоунт приглашал к себе на обед. В итоге Мартин осознаёт, что перемена по отношению к нему состоит в единственной причине - размере банковского счета.

Ему кажется, что он сумеет найти истинное счастье, убежав от буржуазной цивилизации на Таити, но и на пароходе все смотрят на него исключительно как на путешествующую знаменитость. Сначала им двигало лишь одно чувство любви к Руфи. Она поощряла его самообразование, но только ради того, чтобы он занял достойное место в чиновничьем мире. Его же увлечение литературой вызывало в любимой сопротивление и раздражение. Девушка совершенно не понимала смысла всех его произведений и не видела в них никакой ценности.

Он замыкается в себе окончательно и выбирает место для решительного шага как нельзя лучше на любимом океанском просторе. Здесь его и поглощает в результате безбрежная пучина вод. Общественные идеалы рабочего парня не находят отклика у воспитанной на традициях буржуазной морали мисс Морз, которая вместе со всем своим высшим классом исповедует ограниченный взгляд на жизнь.

Это различие во взглядах Мартин понял слишком поздно. И он напрямую говорит ей об этом на их последнем свидании. Иден был человеком своего класса до мозга костей. Став модным, молодым и преуспевающим писателем, он начинает зарабатывать большие деньги. Его популярность и заработки зиждились на реалистическом видении мира, на высказывании идей, которые высшее общество не принимало абсолютно, но которые щекотали его собственные нервы, знакомство с которыми позволяло автору считать себя либералом. Поэтому книги начинающего прозаика раскупались именно обеспеченной публикой, становившись модными и принося ему баснословный доход.

В результате Мартин сам того не желая, попал в положение человека, сидящего одновременно на двух стульях. По мышлению и личным убеждениям он оставался неизменным реалистом, которому были чужды мораль с иными предрассудками буржуазии. Но по своим гонорарам он стал одним из представителей высшего света. Природа таланта не играет никакой роли в определении судьбы талантливого человека в буржуазном обществе.

Трагизм судьбы и жизненный путь писателя Идена типичен для той капиталистической действительности. Мартина не может понять никто из его окружения и не хочет ему помочь, а наоборот пытаются сбить его с избранного пути. Он выстоял, а это далеко не многим удаётся. Главный герой достиг успеха на личном тернистом творческом пути, преодолев всё и вопреки всему. Драма подобной славы состоит прежде всего в том, что он добился её в одиночку. В этой борьбе он теряет любимую, лишается родственников и теряет веру в правоту своего дела, в результате решаясь никогда больше не брать в руки перо! Заслуженный успех не принёс автору ни малейшего удовлетворения.

                                      Иллюстрация к роману "Мартин Иден"
Иллюстрация к роману "Мартин Иден"

Мартин Иден своим творчеством и судьбой, трагическим уходом из жизни бросает вызов буржуазному обществу и их особой морали. Он не был социалистом по природе своей. Герой ответил поэту и его единомышленникам тем, что процитировал труды Спенсера и Мальтуса, прославившихся благодаря закону биологического развития. По мышлению литератор был ярым индивидуалистом, в чем и заключалась его основная трагедия, приведшая к плачевному концу. Его короткое знакомство с Бриссенденом подчеркнуло его индивидуализм.

Автобиографическая составляющая романа

Поэт противостоит образу Мартина, оттеняя отсутствующие в нём черты характера и мышления. Лирик не верит в объективность буржуазной аудитории и печати. Потому он и не стремился опубликовать стихи с поэмами. Иден же напротив мечтает увидеть напечатанными все свои произведения. Поэт верит в социализм и социальную справедливость, а писатель исповедует индивидуализм. История с публикацией поэмы Бриссендена и нападками на неё буржуазной критики открыла автору глаза, переполнив чашу терпения главного героя, заставив его пересмотреть отношение к своему творчеству для того, чтоб в итоге бросить заниматься любимым делом.

Иден просто не мог помыслить себя вне литературного творчества, вкладывая в него все свои душевные с физическими силами. Потому отказ от основного занятия своей жизни не мог быть случайным актом, вызванным только минутной слабостью. Решение Мартина было осознанным и пришел он к нему далеко не сразу.

В романе прыжок его за борт в открытый океан описан как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. На это идёт вполне себе здоровый, в самом расцвете своего таланта прозаик, добившийся славы и успеха. И обыденность, с которой уходят из жизни поэт вместе с писателем здесь - тоже неотъемлимая часть "трагической национальной истории успеха". Мартин не захотел становиться шутом, развлекающим буржуазную публику, но и другого пути для себя он не видел.

Основная идея произведения заключается в утверждении простой, но при этом многозначительной истины, состоящей в необходимости упорного труда в целях достижения поставленных целей.

Отличительной особенностью романа является раскрытие автором синдрома Мартина, заключающегося в трагическом разочаровании человека, сумевшего достичь поставленной цели и осознавшего бесполезность собственного существования. Проблема данного типа людей состоит в их непонимании жизненного содержания со сменой черных и белых полос в виде удач и неудач.

При сравнении главного героя с персонажем сказки "Волшебник Изумрудного города" следует отметить, что Страшила изначально отличался острым умом, просто ему не хватало веры в собственные силы. Мартин же обретает данное человеческое свойство благодаря возникшей в его душе любви к женщине.

Своеобразие романа заключается в яркости, насыщенности цитатным текстом повествования, отличающегося жизнеспособными образами всех персонажей.

Смысловая нагрузка данного произведения состоит в изображении человеческой эволюции, затрагивающей его внутреннее душевное состояние.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)