Найти тему
Исторические напёрстки

Казак Семён Гурко Палий: последний шанс Запорожской Сечи стать государством

Оглавление

Продолжим тему «настоящих героев Украины», которые вписали в историю русского общего народа немало славных страниц. Несмотря на то, что запорожское казачество было… той ещё неоднозначной социальной средой, некоторые его идеи оставались действительно «рыцарскими». Их понимание может дать гениальное произведение «Тарас Бульба».

Такие люди были. Жёсткие, суровые, ярые патриоты вольного казачества. Верные слову и клятве. Даже когда их предавали, не отступались от своих идей. Ни под пыткой, ни в момент мучительной смерти.

Семён Палий.

Дата его рождения (как и смерти) — неизвестна точно. Где-то в 1640-е должно быть. Появился на свет в казацкой семье сотенного городка Борзна (сегодня расположен в современной Черниговской области). Были не то два, не то три брата и сестра. Один из них, Фёдор, остался с матерью в Борзне. Другой, именем Василь, — жил в столице Левобережной Гетманщины, городе Батурине. Потом помогал брату в полковом городке Фастове. Сестру ещё соплячкой захватили во время набега крымские татары, по слухам она стала пополнением гарема какого-то бахчисарайского мурзы.

В 1618 году Чернигово-Северские земли отошли Речи Посполитой по условиям Деулинского перемирия, так было зафиксировано поражение Московского царства в Смутное Время. Поляки с первого дня стали бороться с главным злом, православным вероисповеданием местного населения. Насаждать Брестскую греко-католическую Унию. Нагнетая недовольство казаков хитрой игрой в «реестр».

Получили через три десятка лет вполне ожидаемый результат — восстания по всему Запорожью. В 1648 году взбунтовался и городок Борзна, Филипп Гурко (отец Семёна Палия) стал казаком Нежинского полка. Но сына отправил прилежно учиться в Киево-Могилянский коллегиум, единственное учебное заведении тех земель, куда мог поступить православный казак.

После окончания учёбы и смерти молодой жены Семён Гурко появился в куренях Запорожской Сечи. Быстро завоевав славу отчаюги и «характерника», которого ни сабля, ни пуля не брали. Тогда же появилось и его прозвище — Палий. Почему столь необычное прозвание — неясно. Может быть от слова «палити». Значений немало: «курить», «поджигать» или «стрелять». Хотя могло быть более старое значение, от слова «паля». Это такая заостренная жердина, из которых строится частокол-«пали-сад».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вихри Великой турецкой Войны…

Для крымских и ногайских татар Левобережье было неким проходным двором. Чтобы начать набег в земли Речи Посполитой, приходилось переправляться через Днепр. Без потерь удавалось провернуть фокус только по зимнему льду. Все остальное время запорожские казаки на своих стремительных «чайках» любое разбойное начинание губили на переправах.

Вторым оборонительным поясом Правобережья были цепочки казачьих крепостей, сотенных городков и застав. Прижатых к рубежу узкой полосы лесостепи и «Дикого поля». Именно этот лоскут казачьей земли назывался Украиной. Всё остальное умещалось в термин «Русь».

На Левобережье у татар проблем особых не было, Днепр дорогу не преграждал, городки на рубежах не строились. Если возникали, то быстро сметались крымцами и ногайцами. До начала XVII века большая часть казаков селилась именно в лесной полосе. Так было удобнее отражать регулярные татарские набеги. Но оседлое население не раз «обнулялось» в ходе особо крупных нашествий.

Лишь только в конце 1670-ых сюда направляются несколько малочисленных казачьих отрядов Запорожской Сечи, закладываются крепостицы. Руководит всем вольный атаман Семён Палий, вымещавший на крымских татарах свою ненависть за судьбу сестры. Когда начинается польско-турецкая война 1672 года, он во главе двух полноценных «нереестровых» полков оказывается на юге Киевщины.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В 1683 году турецкий султан направляет огромное войско великого визиря Кара Мустафы-Паши на покорение Восточной Европы. Король Речи Посполитой Ян ІІІ Собеский издал универсал, призвал всех подданных страны на войну с захватчиками. Летом того же года Семён Палий возглавляет отряд реестровых и вольных запорожских казаков, прибывает под знамёна короля. Подробности его личного участия в знаменитой битве под Веной неизвестны, польские хронисты участие чубатых молодцов старательно обходили вниманием.

Позже, в личных письмах Палию, король Ян Собеский называл его не иначе, как «мой богатырь из-под Вены». После разгрома османов подле стен столицы вальсов казаки Палия отличились в сражениях под Эстергомом, Парканами. Всегда были впереди гусарий Собеского в походе по Венгрии и Словакии. С их королевским величеством Палий часто и плодотворно общался. Когда военная кампания завершилась, Ян Собеский поддерживает его кандидатуру на выборах гетманом Правобережного Войска Запорожского (но номер не прошёл).

Тогда указом короля создаётся особый «хочекомонный» (гетманский добровольческий конный) казацкий полк. Полковником становится Семён. Переходит в малонаселенные земли южной Киевщины, укрепляет городок Фастов. Когда польский Сейм возобновляет на Правобережье казацкое устройство, Палий создаёт заново Богуславский, Брацлавский и Корсунский полки. Вводит строгое администрирование на своих землях, подробно расписывает «универсалами» правила торговли, перемещения беженцев, налогообложение. Не казачий полковник прям, целый государь.

Война Священной Лиги против Османской империи продолжается, «панцирный» полк Палия принимает участие во всех походах Яна Собеского. Особенно отличившись во время штурма Ясс и битве под Боянами (Буковина). Амбициозным полковником создаются ещё три «личных» полка: один постоянно находится при коронном войске, два других опираются на Правобережье. Каждый год отбивая набеги крымских татар на Белую Церковь, Немиров, Умань, Фастов, Смелу…

Палий налаживает непрерывную «защитную казачью цепь» с левобережными запорожцами, фастовские сотни наносят визиты «вежливости» даже на вольный русский Дон.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В марте 1688 начинается новый этап войны против Крымского Ханства и турок, казаки меняют стратегию. Сами переходят к наступательным действиям. Когда кони у татар ещё пошатываются от зимней бескормицы, три полка Палия прорываются в устье Днестра, вырезают почти все кочевья сына крымского хана. В июле-августе 1690 потрошат окрестности Берислава (Кызы-Кермена), Очакова, Белгорода (Аке-Кермена), разоряют земли вокруг Килии и Буджака.

Слава Семёна Палия гремит далеко за пределами Речи Посполитой. Его имя в самых восторженных тонах упоминается в письмах дипломатов России, Венеции, Франции, Голландии. После наглых рейдов в турецкие владения Молдавии и Бессарабии, разгромов татар Буджакской и Белогородской орды. Именно в этот период становится понятно: у полковника Палия есть собственные политические амбиции, планы послевоенного обустройства Гетманщины.

Во-первых, он стал очень богатым человеком. Как его соратники. Всего по «реестру» полк получал от поляков средства на содержание 200 казаков особого гетманского полка «панцирных казаков». Но на смотры тот выходил шестисотенным составом. В письмах литовскому гетману Яблонскому польские чиновники сообщали о наличии у Палия даже собственного флота «чаек» на Днепре, видели якобы пять трофейных турецких галер под флагом полковника.

Очень может быть. Семён Палий (кстати, еще до начала Великой турецкой Войны) смог договориться о финансировании своего «личного войска» с воеводами Московского государства и Левобережным гетманом. В походы против татар 1690-го года он вывел 6 тысяч казаков. Подчинённых только ему.

Поляки начинают волноваться, становится понятно: «инвесторы» Палия находятся в пределах России. Туда рекой текут пленные ногайцы и крымцы, военнопленные турки. Весь дорогостоящий хабар казаки сбывают тоже там, наладив полноценный торговый путь. Именно на Левобережье находятся «неучтённые» добровольцы Палия, которых… оплачивает хлебом, сукном, «огненным зельем» и лошадьми русский царь.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Скандал! Но хитрый полковник — личный друг Яна Собеского. Палий фактически не подчиняется правобережному гетману Могиле, после его смерти в 1689 году даже пытается силой захватить гетманскую столицу Немиров. Выясняется: состоит в плотной переписке с левобережным гетманом Иваном Мазепой, давно координирует с ним боевые действия (без ведома воевод Речи Посполитой).

Мало того, предлагал Москве объединить Гетманщину в одно целое. Невзирая на заключение «вечного мира» 1686 года между Польшей и Россией («Гжимултовсий мир») и полного раздела наследия Богдана Хмельницкого на Левобережье и Правобережье. Измена! После неудачной попытки переворота Палия прячут в подвал, по законам военного времени смертный приговор должен утверждать король.

Но венценосный пан Ян лишь ухмыляется, приказывает освободить полковника. Его казаки нужны на Днестре, добывать корону Молдавского княжества для семьи Собеского. Поскольку Сейм отказал королю в создании наследственной династии Речи Посполитой. Казаки Фастовского и «особого гетманского» полков опять вцепились в горло Крымскому ханству, организовали громкие рейды в турецкие владения.

В 1693 году, на пике воинской международной славы, Палий опять обращается к своему другу Мазепе. Просит разрешения основать родовое гнездо где-нибудь под выкупленным у Польши Киевом, в Триполье или Василькове. Обсудить с царским правительством вопрос об объединении казацких земель.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Большая игра…

Москва понимала, на новую войну с союзной пока Речью Посполитой может не хватить силёнок, Палию отказали. Но он принёс тайную присягу на верность царям Ивану и Петру. Начал сложную интригу, стремясь объединить правобережную и левобережную части Гетманщины. Активно переписывался с польскими королями, великим литовским гетманом, царским правительством и молдавским господарем. Даже с присмиревшим крымским ханом, требуя от того прекращение набегов на русское Левобережье. В обмен на увод своих полков с «польского направления». Никакой измены Речи Посполитой не было, Правобережье вовсю бунтовало против засилья польской и литовской шляхты.

В период с 1690 по 1702 год Палий несколько раз с оружием в руках окорачивает желающих поживиться землями Правобережья. Всерьёз рубится с отрядами польских и литовских магнатов, вроде бы соратников по оружию в турецкой войне: гетмана Яблоновского, референдаря Щуки, комиссара Друшкевича, казацких полковников Апостола-Щуровского и Гладкого…

Палий возглавляет освободительное движение, убеждает реестровых полковников, смущает казаков. Когда в 1692-ом убили польского ставленника гетмана Гришка, в Кракове собирается специальный государственный совет. Польские магнаты соображают правильно: это сделано по приказу Палия, удачливый полковник пошёл «по пути гетмана Хмельницкого» и «держит в голове удельное панство (государство)».

После смерти Яна Собесского в 1696 году сбывается предсказание Палия в его многочисленных письмах казачьей старшине: польский Сейм после войны снова запретит казачество. Сечевики нужны только на период самой трудной войны Речи Посполитой, само государство катится в «республиканскую» анархию. Как в воду глядел.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Сначала Сейм отменяет казацкое самоуправление Правобережья. Потом польский король (по совместительству саксонский курфюрст) Август II издаёт универсал: все казацкие земли Фастовского, Брацлавского и Киевского полков — передать шляхте и магнатам. Казакам разойтись. Хороша благодарность, несколькими неделями раньше именно они спасли его жалкую жизнь в боях против шведов под Ригой.

Палий реагирует соответствующе, в марте 1699-го собирает Раду. Публично рвёт королевские «универсалы», отказываясь от политической протекции Варшавы. Объявляет Правобережье «вольной казачьей вотчиной». Заявляет: нужно присягать царю Петру и гетману Мазепе. Просить вольностей в обмен на службу. Его полностью поддерживает многие полки, наказной гетман Самусь. Начинается полномасштабное восстание.

2 сентября 10-тысячное казачье войско осадило в Белоцерковской крепости верный королю польский гарнизон. Шляхетское ополчение, которое поспешило ему на выручку, было разгромлено. Разъярённые казаки Самуся ворвались в Бердичев, устроили резню поляков, униатов и евреев. 10 ноября войска Палия штурмом берут Белую Церковь, без всякой жалости истребляют весь гарнизон.

Пётр I обеспокоен, его польско-саксонский союзник взывает о помощи. Царь предлагает Семёну Палию пойти с Августом II на мировую, вернуть короне занятые города. На тот момент захвачены: вся правобережная часть современных Черкасской, Киевской, Винницкой и север Одесской областей. Полковник царю отказал, поскольку не получил от поляков никаких внятных условий возвращения казацких вольностей, разграничения территорий.

В январе 1703 года 15-тысячное коронное войско врывается в Подолье, громит по частям стоящие на зимовке казацкие гарнизоны и отдельные полки. Поляки выбивают повстанцев из края, устраивают террор местному населению. Сторонников восставших казнили на колах, 70-ти тысячам крестьян отрезали правое ухо. В городке Ладыжине казнено всё население, две тысячи человек со стариками и детьми. К февралю у казаков остались только Киевщина и укреплённые черкасские городки.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В этот момент проездом из Вены в Москву появляется доверенное лицо царя Петра — генерал Иоганн Паткуль. Несколько дней они судят и рядят с мятежным полковником. Сначала Паткуль хочет выступить посредником в переговорах с поляками, договориться о возвращении Белой Церкви. Но вникнув в «украинские» расклады… полностью встает на сторону казаков. Опытный дипломат понимает, каким образом можно полностью подчинить воле Москвы ненадежного польско-саксонского союзника.

Уже весной царские посланники передают на Правобережье Самусю и Палию немало денег и порох, поляки начинают терпеть поражения. А в начале 1704 года наказной гетман Самусь торжественно въехал в Батурин, с поклоном вручив Мазепе решение Правобережной Рады. Казаки обращались к Петру I с просьбой принять их в подданство.

Предательство Мазепы…

Левобережный гетман уже вёл переговоры со шведами, готовил предательство. Поэтому 10-ти тысячам Палия запретил (под страхом смерти) появляться на Левобережье, категорически отказался помогать восставшим. На своего бывшего друга Мазепа отправил в Москву несколько доносов, говоря: не верьте «правобережным»! Они в сговоре с магнатами, готовы перекинуться к Карлу XII. То есть, рассказал о собственных замыслах, поставив под созревшей изменой имена Самуся и Семёна Палия.

Разгромленная шведами Речь Посполитая справилась с внутренними неурядицами (на полгода), опять вошла в военный союз с русскими. Был подписан мирный договор, согласно которому специальным письмом Пётр I потребовал от Палия освободить все правобережные городки. Казаки опять отказались выполнить это требование.

Как знали… Потому что на январском Варшавском Сейме Августа II Саксонского поляки свергли, к шведам присоединились войска «польного» гетмана Сенявского. Мазепа получил приказ ударить всеми силами по Правобережью, миром договориться с казаками Палия о поддержке. Мятежный полковник передал русским Белую Церковь, затем атаковал восставший против поляков Немиров.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В Речи Посполитой вспыхнула гражданская война: шляхта рубилась друг с другом на стороне саксонского курфюрста и нового избранного короля Станислава Лещинского. Часть страны оккупировали шведы, на православной Гетманщине с новой силой вспыхнула освободительная война. Перед Мазепой возникла проблема: как поступить со «Второй Хмельничиной», избавиться от полков Палия, многочисленных вооруженных повстанцев.

Гетман делает первый ход: 12 июля 1704 года издаёт универсал, где сообщает всему белу свету: мы прибыли не для поддержки бунта. А исключительно с целью оказания Речи Посполитой помощи против шведов. Семён Палий устремляется в ставку Мазепы с матерными вопросами: какого… ты творишь? Его тут же арестовывают, прячут в подвалах мазепинского Батурина. Обезглавленное восстание затухает, Пётр I и Август заключают новый союзный договор. Царь получает «подметные письма» за авторством Мазепы. В них Палий якобы оговаривал переход на сторону шведов. Адресатами значились Любомирский и Сапега.

В июне 1705 года мятежный полковник отправлен в вечную ссылку, место назначения — Тобольск. Всё немалое имущество и деньги конфискованы в казну. Лишь после открытой измены Мазепы все встало на свои места. В конце 1708 года царь подписал указ об освобождении полковника. Палий вернулся на родину, во главе Фастовского и Белоцерковского полков принимал участие в Полтавской битве, став соратником нового левобережного гетмана Ивана Скоропадского.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Но здоровье было подорвано, из Тобольска он вернулся больным стариком. Где-то в начале 1710 года Семён Палий умер своей смертью под Киевом, в ныне не существующем древнем Межигорском Спасо-Преображенском монастыре, попечителем которого был долгие годы.

Что можно сказать

в память об этом действительно великом человеке? Казачина… До мозга костей. Преданный даже своими ближайшими друзьями и всеми сюзеренами, которым служил честью и верностью, — до конца жизни не изменил своей идее. Объединить Гетманщину времён Богдана Хмельницкого под одной рукой, запечатав за Перекопом Крымское Ханство. Изгнать с берегов Днестра турок, заселить безлюдные земли Дикого Поля свободными от панской неволи людьми.

Хотел, чтобы Гетманщина стала протекторатом России? Скорее нет, чем да. Слишком часто пренебрегал мнением Москвы, если они ущемляли права казаков. Идея Палия, по личному убеждению, состояла в военно-политическом союзе с Яном Собеским. Не польским королем, а будущим Великим князем Молдавии, Валахии, Трансильвании и Бессарабии. С ним вполне удалось бы создать государство вольного казачества от Южного Буга до устья Днепра.

Могло такое получиться? Вполне. Ненадолго. В жерновах действительно большой политики держава «Запорожская Сечь 2.0» всё равно не выжила бы… Не так часто рождаются харизматичные лидеры, чтобы быть верными идее до самого конца. Не размениваясь на прелести сиюминутных политических выгод.

-11

#семен палий #запорожская сечь #казачество #запорожские казаки #история казачества #ян собеский #речь посполитая #история #мазепа