Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Казаки и антисемитизм

Тема, конечно, огромная и спорных пунктиков в ней многовато. Поэтому затронем один из них. Лицом антисемитов в этом пункте представляется Богдан Хмельницкий. Называют сей пунктик «восьмая еврейская катастрофа». Как известно, Речь Посполитая – одна из немногих стран, где к евреям относились толерантно и снисходительно. На её территории находилось множество еврейских общин, а их представители частенько занимали различные государственные посты. Один из чинов, которые занимали евреи – сборщик налогов. Так получилось, что большинство сборов на территории Запорожской Сечи принимали как раз представители еврейской народности. К 1648 году треснул любовный треугольник Поляки-Евреи-Казаки и последние оказались в положении «третий лишний». Поляки видели в казачестве достаточно выгодную коровку, которую можно подоить – объявилось множество странных налогов и притеснений, и в жизнь это воплощали евреи, как служащие польской короне. Важным фактором в натянутых отношениях этой троицы было различие религий – казаки исповедовали православие, в то время как поляки – католичество, а евреи –иудаизм. К иудаизму поляки относились терпимо, а к православию – нет. Одним из налогов, притесняющих казаков, был на обряды в церкви. Евреи брали деньги с православных за их ритуалы и это сильно не нравилось жителям сечи.

И вот, у казаков в 1648 году полыхнуло и началось восстание. Восставшие не брезговали мстить своим обидчикам по всем законам того времени: расправы, казни, сжигание общин и деревень, продажа в рабство туркам были в порядке вещей. Убийства управленцев и арендаторов в лице евреев были частым явлением и сокращение численности евреев в Речи Посполитой неразрывно связано с восстанием Хмельницкого. Мест, где творили «правосудие» было не меньше, чем споров по поводу отношений казаков и евреев: Переяслав, Лубны, Лохвице, Немиров, Полонный, Заславль, Острога, Чернигов и т.д. Спасением от расправы для евреев явилась смена веры. Перед многими встал выбор: либо принять православие, либо умереть. Но уже в 1649 году положение сил изменилось и повстанцы стали сдавать позиции. Король Ян-Казимир в августе того же года разрешил сменившим веру снова стать иудеями. Была одна помарка – отныне евреи не могли претендовать на статус откупщиков и жителей в украинских городах. В 1650 году борьба между казаками и поляками набрала обороты и евреи, помнившие события двух прошлых лет, попали в ряды польских войск, сражавшихся против казаков. За помощь в сражениях поляки вновь позволили евреям «быть обывателями и арендаторами в имениях его королевской милости». Но после поражений казаки не сдались и нашли Большого Брата в лице России, а что было дальше – уже другая история.

Конечно же, во время восстания казаки проявили себя как явные антисемиты, но если так мыслить, можно сказать, что они и полякофобы. Ситуация перед восстанием - это клубок сложных отношений, взаимного угнетения и нарастающей ненависти. А когда ненависть закипает – люди не особо рассуждают, а кто какой национальности. В восстании действует принцип «свой-чужой» и «друг-враг», а не «поляк-еврей». Впрочем, жестокости было действительно в обилии. Судите сами, кто прав, а кто виноват.

Автор - Михаил Видман