Найти тему

Трогательный советский фильм о детской памяти: "Ищу человека"

Оглавление

Один из самых трогательных и интересных фильмов о психологии, который я смотрел ещё в детстве - советский кинофильм "Ищу человека" режиссёра Михаила Богина, снятого в 1973 году. Фильм художественный, о людях, искавших родных после Великой Отечественной Войны, пользуясь лишь детскими воспоминаниями. В 1970-е годы, известная детская писательница Агния Барто вела передачу на радио, помогавшую в поисках. Эдакий прототип "Жди меня", но только для тех, кто искал родных, пропавших в годы войны. И этот фильм, "Ищу человека", снят по сценарию Агнии Барто. Сегодня я расскажу о том, чем интересен этот фильм вообще, а также что важного и интересного можно из него вынести, изучая Психологию. Почему фильм о детской памяти и детском восприятии? Читайте и узнаете))

Как я уже говорил в прошлой статье, в психологии довольно активно используются кинофильмы. Они используются и как наглядное пособие, и как предмет искусства, и как способ донести какие-то важные идеи до людей. Поскольку это первый психологический разбор фильма, расскажу о том, как это будет происходить

На каждый фильм в обзоре будет небольшая карточка с фактами. Обязательно будут указаны важные художественные моменты и интересные факты; будут указаны моменты, важные для понимания психологических феноменов. Ну и в каждом разборе будет 1-2 особых темы для разбора. Также, будет обязательно моё личное мнение и впечатление о фильме. В комментариях я вас призываю поделиться своим мнением, опытом просмотра, поднятыми темами. Думаю, это будет познавательно и вдохновляюще для читателей

Краткая карточка фильма

Название фильма: Ищу человека (также известен как Looking for a Man в западном прокате)

Режиссёр-постановщик: Михаил Богин

Киностудия: Киностудия имени М. Горького

Год создания: 1973

Страна: СССР

Сценарист: Агния Барто

Известные актёры, исполнители: Олег Жаков, Елизавета Уварова, Аркадий Трусов, Римма Мануковская, Наталья Гундарева, Лия Ахеджакова, Геннадий Ялович, Сергей Дрейден

Жанр: драма (советская психодрама)

Краткое описание: фильм рассказывает о рабочих буднях радиоведущего, Ивана Григорьевича (его блестяще сыграл Олег Жаков), занимающегося всесоюзным поиском людей, которых разлучила война. Дело происходит в 70-е годы, спустя почти 30 лет после военных событий. Дети ищут потерявшихся родителей, близких. Родители разыскивают своих уже взрослых детей, которые пропали кто в эвакуации, кто при бомбардировках. В фильме показываются истории нескольких людей: несколько историй успешного розыска родных; несколько историй, где люди так родных и не нашли...

Интересные факты

Действие фильма происходит в Москве, Ленинграде, Клину, Узбекистане в 70-е годы XX века; показываются также фрагменты детских воспоминаний героев фильма военных лет. В случае детских воспоминаний стоит обязательно отметить операторскую работу: воспоминания яркие, красочные; камера снимала как бы от лица рассказывающего человека, в то время ребёнка. Воспоминания получились у детей яркими, но, к сожалению, фрагментарными, что прекрасно снял оператор фильма, Сергей Филиппов

Благодаря этой киноленте, заметили актрису Лию Ахеджакову. Этот фрагмент делался в чёрно-белом цвете, поскольку снимался изначально в качестве кинопроб. Настолько блестящая, трогательная игра была, что Михаил Богин решил не переснимать, а оставить как есть (C) М. Богин, Киностудия имени Горького
Благодаря этой киноленте, заметили актрису Лию Ахеджакову. Этот фрагмент делался в чёрно-белом цвете, поскольку снимался изначально в качестве кинопроб. Настолько блестящая, трогательная игра была, что Михаил Богин решил не переснимать, а оставить как есть (C) М. Богин, Киностудия имени Горького

В этом фильме также в первый раз снималась Лия Ахеджакова. Она была по сюжету возможной дочерью героини, которая много лет искала своего ребёнка по всему Союзу. Изначально Ахеджакову снимали во время кинопроб. Она настолько хорошо, трогательно сыграла, что режиссёр решил оставить всё как есть, включить в фильм в чёрно-белом виде - по его мнению повторить или сыграть лучше актриса бы вряд ли смогла

В начале картины мы слышим фрагмент настоящей радиопередачи о поиске родных, где ведущей была Агния Барто

Была показана работа советского отделения Красного Креста. Эта организация помогала официально в поисках людей ещё с довоенных времён. Показано, кстати, что они и вправду занимали небольшое здание, но туда не прекращали приходить люди за помощью

Ну а ещё, небезынтересно было послушать говор людей, живших в те годы, посмотреть на виды Москвы и Санкт-Петербурга

Феномены психологии

В фильме не раскрывалось, чем занимался в молодости Иван Григорьевич. Мы знаем только, что он уже на пенсии, на радио работает на общественных началах, потерял всю свою семью в начале 1942 года. Тем не менее, впечатляет его подход к делу: такое чувство, что он или учитель в прошлом, или психолог, или же очень хорошо разбирается в людях, в памяти, в восприятии, в феноменах этих психических явлений

Пытаться вспомнить точную настоящую фамилию свою или как полностью звали родителей, когда тебе 5 лет? Вспомнить точный адрес? Нет, это сложно. Это сухие факты. Если учесть, что у многих из-за военных событий психологические травмы, серьёзное вытеснение из-за этого, то заставить вспоминать людей такое - нереально. Высокий риск ошибок или просто того, что человек не вспомнит ничего... Поэтому Иван Григорьевич просит повзрослевших людей, бывших в войну детьми, вспоминать самые яркие впечатления, которые потенциально могут знать и взрослые, и дети. Как бы абсурдны эти воспоминания и впечатления не звучали, выяснилось, что неплохо помогли они в розыске

Детская память тем и интересна, что события с очень высоким эмоциональным оттенком лучше всего запоминаются. В силу особенностей детского восприятия, происходит очень много когнитивных искажений. В фильме показано несколько таких моментов - в обоих случаях получилось по таким воспоминаниям найти родных. Про это я ещё расскажу

В фильме показан и феномен неприятия. Знаете, наверняка сталкивались с историей, когда люди очевидных фактов не хотят воспринимать и принимать, соглашаться с ними? Просто говорят: "этого не может быть - потому что не может быть". В одном эпизоде, дочь поняла, что перед ней мать, но долго себя убеждала, что этого быть не может. В другой истории, безутешная мать, Валентина Рудакова, очень долго и упорно искала свою дочку по всей стране. Её беда, её история поиска проходит сквозной нитью сюжетной через весь фильм. Иван Григорьевич её даже убеждал, что пора поиски прекратить, но женщина (её играла Римма Мануковская - если кто помнит, мама Толика из "Белого Бима, Чёрное Ухо") не сдавалась. Ей дали контакты нескольких "кандидаток в дочери". К одной из них съездила Рудакова, но обе не смогли принять и поверить в родственность друг друга. Дочери было явно все равно, а мать не могла принять, что её дочь получилась такая порченная, чёрствая, порочная. Есть разные мнения, кто-то говорит, что скорее всего это дочь героини, а кто-то - что нет, они и правда неродные. Зрителю остаётся додумать, где правда. В итоге, Рудакова приехала к героине Ахеджаковой. Поняла, действительно, что это тоже не её дочь, но в итоге они решили быть вместе - настолько близки психологически оказались друг к другу

Чем впечатлил фильм лично меня?

Фильм с одной стороны, про страшные события: мало того, что война, разруха, эвакуация, но ещё и потеря близких! С другой стороны, фильм про неравнодушие людей. В одном из эпизодов, про Ленинград, это показано особенно ярко. В психологии есть такой феномен - эмпатия. Это когда переживаешь те же эмоции и впечатления, что и герой романа, фильма, картины. Вот тут как раз тот случай - создателям фильма, его актёрам, удалось настолько хорошо передать эмоции, что действительно впечатляет и трогает. Другая женщина искала свою дочь. Попали под бомбардировку: мать попала в госпиталь, когда пришла в себя, то выяснилось, что сын здесь, а дочка потерялась... Мать верила, что дочь жива! Иван Григорьевич выяснил, что скорее всего её дочь живёт в Клину, работает ткачихой. Женщина туда приехала. Вся фабрика помогала ей найти дочь - никто не оказался равнодушным

Отдельно меня впечатлили сами детские воспоминания. Некоторые из них были и страшны, и абсурдны одновременно. Две девочки потерялись на вокзале - рассказчица помнит, что плакала (ей было года 4), так её "приласкала бабушка луковицей". Другая героиня вспоминает, как их маленьких эвакуировали, так они в дороге попали под бомбёжку. В итоге пришлось скитаться с выжившей воспитательницей по деревням. В одной деревне их выставили на базаре в ряд, как на продажу, и каждый взрослый забирал себе того, кто им по душе!!!

Показательны страшные воспоминания ещё одной девочки. Её брата и мать расстреляли немцы в деревне за связь с партизанами. Потом она пару раз тайно встретилась со своим отцом-партизаном (он был конечно же для дочери самым лучшим и сильным). Позже она его не видела. А про маму запомнила, что она у неё была красивая - при этом оператор показывает размытый силуэт матери на фоне светлого, синего неба, без лица

Про самую яркую историю я хотел бы рассказать отдельно

История одной ленинградской бани или Сердобольская улица на букву "О"

Иван Григорьевич, занимаясь делом Рудаковой, заинтересовался историей девушки, потерявшейся в детстве, в годы войны. У той девушки остались очень яркие, но чисто детские воспоминания. Она помнила, что в их дворе была баня, куда их бабушка водила мыться со старшей сестрой. Бабушка ещё носила платок с булавкой (да, дети часто запоминают мелкие и малозначительные детали - это к слову о восприятии). В бане был магазин на первом этаже. На улице рядом с их домом, лежала "труба, через которую мальчишки бегали и прыгали". И ещё, она запомнила, что название улицы начиналось на букву "О". Их дом попал под бомбардировку. Горел. Видимо, в этой суматохе, родные и разделились. Девочка попала в эвакуацию. Помнила детский дом и то, что она из Ленинграда: их так и называли, "Ленинградские дети". К сожалению, за все годы она семью свою так и не нашла самостоятельно - обратилась в итоге на радио, в передачу Ивана Григорьевича

В принципе, воспоминаний достаточно казалось бы, но все равно задача непростая. Иван Григорьевич отправился в Ленинград - ему подсказали, что надо связаться с детским доктором Серафимой Гавриловной Платоновой, на пенсии уже была бабуля. Эта бабушка (её отлично сыграла знаменитая в Сталинские годы Елизавета Уварова) в годы войны была педиатром, служила в команде, которая собирала детей ("по чердакам и подвалам", было это в страшную зиму 1941-1942) и отправляла их в эвакуацию. Иван Григорьевич наводил всего лишь справки у неё, но добрая доктор не могла пройти мимо такой истории и решилась помочь своей землячке самостоятельно. Кстати, был один показательный эпизод, очень сильно заметный для психолога: зрительная реакция Серафимовы Гавриловны, когда она вспоминала, как происходила эвакуация. Да, она как медик не излишне эмоциональная, но зрительные реакции показали, что есть что вспомнить (нелёгкого)...

Надев костюм a-la Шапокляк (наряд сногсшибательный, на самом деле, сразу показывающий интеллигентную натуру хозяйки), Серафима Гавриловна отправилась в главное архитектурное управление Ленинграда. Ну а куда ещё? Она сразу и довольно легко смогла обратиться к работникам и попросить помочь в поисках. Ей нужен был хотя бы список бань и градостроительный план до войны. Задачка, кстати, ещё та - даже в наши компьютерные годы не так-то легко быстро получить подобную информацию. Серафиме Гавриловне удалось поставить на место пару товарищей с их насмешками ("В мои годы острили лучше") и заставить работников проникнуться историей. К сожалению, планы быстро было не найти, но выяснилось, что один из работников - заядлый любитель бани. Он после визита Платоновой как-то пошёл в баню, случайно услышал в раздевалке разговор нескольких мужчин пожилых о том, какие хорошие бани старые есть в городе. Ну и стал расспрашивать народ, знает ли кто баню по описаниям довоенным

В бане также никто помочь не мог. Даже диалог философский возник среди посетителей о том, зачем вообще искать родственников. Окружающие, невольные слушатели, тоже вмешались. Неравнодушный дядюшка сказал, что надо искать Тимофеича - известного банщика, на пенсии.

По счастью, Тимофеич смог разыскать место, где была баня, и улицу. Несколько дней он явно разбирался, перепроверил не один раз (чувствуется психотип банщика...) - действительно, то самое место, где должен находиться дом героини. Туда отправилась вся группа - и архитекторы, и Платонова, и Тимофеич. Даже Иван Григорьевич приехал

Там произошёл очень яркий эпизод, показывающий, как происходят искажения восприятия и памяти. Вся поисковая группа стоит на улице. Девушка-архитектор послушала про всё, что удалось выяснить Тимофеичу, а дальше возник диалог:

- Да, но ведь улица-то не на букву "О"
- Как же не на "О"?! Сердоо-боооольская!
- Тимофеич, вы гений!

Последняя реплика принадлежала Серафиме Гавриловне - она, как врач, сразу всё поняла

Дело в том, что когнитивные искажения часто возникают из-за того, что так называемая высокочастотная информация хорошо запоминается и воспринимается мозгом, а всякие детали, инфошум - хуже. Звук "о" звучал ярко в слове "Сердобольская", да ещё и через повторение. Он и запомнился детской психикой очень ярко и чётко. Отсюда и впечатление, когнитивное искажение, что название улицы начиналось на "О". Опытные следователи, кстати, знают о таком феномене. Часто оказывается на практике, что думаешь про названия, имена, что они начинаются с одной буквы, но выясняется, что эта буква, вернее звук за ней, в слове есть, но не на первом месте (хотя и подчёркнуты буква и звук интонацией). Примечательно, что Тимофеич не психолог по образованию, но очень хорошо разбирался в "житейской психологии", в людях. Знал он о таких феноменах из практики, жизненного опыта

Далее, на место привели девушку, героиню. Скорее всего Серафима Гавриловна предложила этот метод, но может быть и Тимофеич или Иван Григорьевич (в фильме не показано, но явно про такой способ кто-то из них троих хорошо знал): метод воспоминания на месте, при повторении схожих условий. В тот день ещё и дождь шёл, был вечер - идеально, чтобы вспомнить на месте, что и как происходило, а также, в каком именно из домов жила героиня. Метод сработал, там и тело вспомнило (нейронные сети, задействованные в памяти, все замкнулись): нашла героиня и дом, и подъезд, и сестру в итоге. В истории happy end, а актёры сыграли в этой истории просто блестяще!

Пожалуй, из всех историй именно эта была самая яркая и интересная, особенно с точки зрения психологии

Рекомендации и итоги

Фильм крайне рекомендуется мною к просмотру. Молодому поколению - в особенности. Я сам первый раз смотрел фильм в 9 лет. Никогда меня не оставлял равнодушным ни один из его эпизодов. Да, фильм тяжеловат в плане атмосферы, хотя после просмотра оставляет нормальные впечатления, без подавленности и т. п. негативных эмоций

Фильм интересен будет и психологам, для разбора на практике тех или иных феноменов психики, головного мозга

И ещё минуточку внимания!

Кино, как говаривал в своё время дедушка Ленин, важнейшее из искусств. Советские фильмы действительно обладают потрясающим психотерапевтическим эффектом: позволяют изменить настроение, задуматься, что-то даже переоценить или переосмыслить.

Изобразительное искусство не менее важно и тоже обладает лечебным, психотерапевтическим эффектом! Картины могут создавать настроение, менять мировоззрение, заставлять о чём-то задуматься. С другой стороны, картинами можно просто и непринуждённо наслаждаться.

Предлагаю Вашему вниманию мой телеграм-канал «Искусство Времени». Там можно как просто насладиться моими работами, так и найти картины, заставляющие задуматься. В этом можете убедиться сами — заходите и подписывайтесь!

Буду очень рад обсудить со всеми этот фильм и отдельные его эпизоды!

Благодарю за внимание,

Игорь Кучаев

Канал "Лаборатория Игоря Кучаева". 2021 год