Можно ли запомнить сложные и неинтересные вещи? Например, как запоминать сложные числовые коды (цифры кругом, цифры повсюду), да и прочие данные, если это делать трудно или неинтересно? Выход есть и называется он мнемоника или мнемотехника - особые приёмы по связыванию вещей, явлений, которые сложно запоминаются, с вещами, которые легко запомнить, либо которые очень хорошо нам понятны и известны
Думаю, что определённые мнемоники вам в той или иной форме известны. Например, всем известная фраза "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" для запоминания основных цветов и их порядка в цветовом спектре (радуге). Или как запомнить основные падежи русского языка? Я с первого класса помню волшебную фразу: "Иван рубил дрова - Варвара топила печь" (первые буквы слов - первые буквы в названиях падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного, предложного). Ну а уж такие волшебные формулы, которым продвинутые учителя учат в шутку вроде "слово галерея... проверочное слово галера" помнят, думаю, многие. У каждого, кто учился в школе более-менее, что-нибудь такое да вспомнится!
Продолжим разговор о человеческой памяти. Я уже писал несколько статей об этом. Например, статью о феноменах коллективной памяти; о том как советский мотоциклист помог раскрыть тайны памяти; о том, как устроена память и чем она отличается от компьютерной. Крайне рекомендую ознакомиться с этими публикациями: сегодняшний разговор является продолжением поднятых там тем. Кстати, поскольку речь пойдёт об информации и подобных вещах, то также рекомендую ещё одну мою статью, правда с другого канала (он на тему информационных технологий), посвященную тому, чем отличаются друг от друга данные, информация, знания (и... мудрость)
Человеческая память - штука сложная...
Кратко напомню, что как таковой памяти, в виде отдельного функционирующего модуля в нашем мозге, нет. Память очень тесно завязана на два высших процесса нервной деятельности человека: на внимание и восприятие. Хорошо запоминается то, что во-первых, понятно, а во-вторых, на что мы обратили внимание. Так, новое запоминается лучше, чем рутинное. Интересное запоминается лучше, чем скучное. Кстати, совершенно непонятное вообще не запомнится. Кто-то мне сейчас обязательно возразит: "а как же песни на незнакомых иностранных языках, ставших хитами в СССР?". И такой человек будет прав в своём вопросе. Вот только вспомните, как обычно такие песни запоминались? "Ты мой хлеб, моя соль" (You are my heart, you are my soul) или "Варвара жарит кур" (Daddy, daddy cool - she's crazy like a fool). Или вот песни группы Rammstein. Многие слушатели и даже фанаты этой группы не знают немецкого, но тексты запоминают хорошо. Почему? Попробуем разобраться.
Если коротко, то в первых двух случаях действовало хорошее такое сочетание ассоциаций и механической памяти, на которую завязаны рифмы (мозг придумал ассоциации + хорошо это наложилось на мелодию, в рифму). В случае Rammstein, очень хорошо запоминаются их тексты из-за мелодичности и приятного голоса вокалиста.
Ладно, с мелодиями и звуками понятно. Мне могут ещё возразить и сказать, что есть же ученики в школе, которые зазубрят текст в учебнике и получат свою пятёрку. Кстати, здесь мои оппоненты тоже будут в чём-то правы. Действительно, в некоторых школах нерадивые учителя оценивают зазубренность (в запущенных случаях требуют, чтобы слово в слово), но никак не реальное понимание предмета. Лишь реальное понимание предмета даёт действительное его запоминание. Впрочем, в некоторых случаях формулы стоит вызубрить. Вот здесь и помогут мнемоники, мнемотехники, о которых далее пойдёт в моей публикации речь. Единственное, иногда бывают курьёзы как в этом бородатом анекдоте:
Молодой человек проучился весь первый курс на физика, но завалил сессию. Плюнул на всё и перевёлся на богословский факультет. Вот только по ночам он подрабатывал. Пришлось спать на занятиях. Спит наш герой, значит, а к нему подходит преподавательница, между ними возник диалог:
- Скажи мне, юноша, что есть Божественная сила?
- [сквозь сон] Божественная масса на Божественное ускорение!
Что хорошо запоминается и почему?
Наша психика - дама, которая очень любит ассоциации. Ассоциации - это сочетания вида "ключ-значение" (кто разбирается в информатике - поймёт меня особенно хорошо сейчас). Ключ - это некое символическое понятие, а значение - это богатая картина, со связками с другими понятиями, где всё причудливо переплетено. Это ещё и наш опыт жизненный, связанный с понятием. Причём, опыт, крайне желательно, чтобы был эмоциональным. Вот почему сухие факты не очень хорошо воспринимаются нами, а ассоциации, завязанные на какое-то событие - прекрасно
Также неплохо запоминаются рифмы и ритмы. Тут дело уже не столько в эмоциях (хотя, в них тоже: если человек по природе, психотипу своему, любит ритмы и рифмы, то для него такие вещи будут иметь приятную эмоциональную окраску), сколько в хорошей работе у конкретного человека механической и моторной, мышечной памяти, а также развитых ассоциациях между памятью тела и памятью звука
Ну а ещё, в зависимости от психотипа человека, может быть хорошо развита память зрительная, слуховая, мышечная (моторная), обонятельная и т. д. Как правило, это преимущественный канал по взаимодействию с миром, хотя чистых аудиалов не бывает, как и чистых визуалов (ну и прочих других). Думаю, многим знакома ситуация, что вы, скажем, хорошо помните лица, но плохо помните имена и фамилии людей. Другой ваш товарищ совершенно не запоминает лица и прочие образы, но зато хорошо запоминает мелодии и прочие звуки. Ну и так далее...
Ещё очень хорошо запоминаются всякие нелепицы и бред, особенно если это в той или иной форме юмор. Чёрный юмор сюда тоже относится (даже, скорее всего, в первую очередь). У меня вот старший сын, когда учился в начальной школе, не очень хорошо запоминал важные вещи. Стихотворения выучить - целая история. Зато однажды "принёс" из школы замечательное и длинное стихотворение про "у лукоморья дуб срубили". Да-да, то самое, где кота на мясо зарубили, а дядька Черномор зашёл пописать в монастырь! Вот такие бредни хорошо запомнились - самое интересное, что с первого раза )))
Как же быть, если надо запомнить что-то трудное и неинтересное? Пользуемся мнемониками!
И вот мы подходим уже к теме мнемоник, мнемотехник - особых приёмов, позволяющих что-нибудь запомнить важное, но трудное, сухое и чёрствое (ага... прямо, как Людмила Прокофьевна из "Служебного Романа", про которую у меня отдельная публикация). Таких приёмов существует масса. В первую очередь поговорим о том, как запоминаются цифры: всякие коды, пароли, шифры и т. п. Не спорю, что есть люди, которые без труда такое запомнят. Это счастливые, но очень редкие люди. Обычно у них хорошо развита механическая память. Остальным подойдут мнемотехники. Например, рассмотрим иллюстрацию:
Напоминает юмористический рассказ Николая Носова "Мишкина каша", только во взрослом возрасте. Как думаете, какое число тут зашифровано? Здесь зашифровано число 2048 - два килобайта. Каким же образом?
Два английских учёных-математика (они в 1987 году опубликовали замечательную книжку про искусственный интеллект под названием "Компьютер-творец"; на русский язык перевели Р. Кравец и Э. Неппельбаум; вскоре постараюсь сделать обзор этой букинистической редкости), Дональд Мичи и Рори Джонстон, придумали следующие стихотворные ассоциации цифр:
Ноль - это боль
Один - сам себе господин
Два - голова
Три - нос утри
Четыре - в квартире
Пять - печать
Шесть - честь
Семь - тень
Восемь - каши просим
Девятка - загадка
Как при помощи этого что-то запомнить? Попробовать подогнать каждую цифру в числе под вышеуказанные стихотворные формы. 2048 расшифровывается по такой схеме как: "голова болит: кругом в квартире каша". Ну и такая замечательная иллюстрация, которую особо бурная фантазия нарисует в уме, ещё лучше дополнит формулировку
Попрактикуемся ещё? Сколько будет 23 в квадрате? У меня есть товарищи, которые хорошо помнят почти все квадраты от 0 до 99. Лично я помню лишь некоторые... Ответ ниже на иллюстрации:
Печать на лбу (голове) - огромная загадка!
Конечно, так-то это будет вымученный пример, но как-никак, подойдёт
Ещё одна мнемоника: цифры-картинки
Вам никогда, особенно в детстве, не казалось, что цифры похожи на предметы? Восьмёрка - на два цветочка вместе. Четвёрка - на стул со спинкой? Двойка - на лебедя или ещё какую птицу? Наверняка кто-нибудь из моих читателей - человек с очень богатым воображением, который видел эти образы даже в действии, с целыми сюжетными картинами, небольшими "фильмами". Так вот, есть небольшая, но очень удобная мнемоника: представить цифры в виде тех или иных символов-картинок, а затем нужное число представить в виде сочетания этих символов. Таким образом, чтобы получился некий законченный сюжет, полноценный образ. Предположим, у вас код от двери 1078. Тогда можно представить полученное сочетание так:
Единица похожа на гвоздь или спицу. Ноль - на мяч. 10 - гвоздь, протыкающий мяч. 7 - это топор (как же тут не вспомнить знаменитые советские "три топора" - 777). 8 - ещё очень похожа на скрипку. Вот и представляем деструктивную картину: проткнутый мяч, разбитая скрипка. Явно прошёлся Мамай или ещё какой-нибудь современный Вандал
Подведём итоги
Итак, мнемоники очень хорошо использовать в тех случаях, когда другим способом информацию не запомнить. Вернее даже не так... Есть данные - некий набор цифр, символов, букв. Запомнить сложно, поскольку нет ассоциаций. Нет ассоциаций - значит не за что мозгу зацепиться и запомнить. Чтобы решить эту проблему надо ассоциации создать - это возможно даже там, где изначально не предполагалось. Вот мнемоники и решают эту проблему, задачу, путём создания костылей для памяти. Сегодня мы рассмотрели несколько мнемотехник, но это не значит, что ими всё ограничивается. Костылей придумано очень много. На некоторых из них даже делается бизнес (ментальная арифметика - как пример). Тема "Память. Восприятие. Внимание" будет продолжена
Сейчас же всех хотел бы поблагодарить за внимание. С радостью отвечу на любые ваши вопросы и прочитаю конструктивные комментарии
Игорь Кучаев