Удивительные эффекты восприятия и памяти
Доброго всем здоровья!
Рад приветствовать на канале "Психология человеческих различий". Для тех, кто у меня первый раз: здесь я пишу о психологической науке, о различных теориях и практиках, феноменах и вопросах этой замечательной научной дисциплины. Стараюсь писать доступно, но подробно.
Порой наша жизнь подкидывает удивительные и сложно объяснимые явления, феномены. Человек так устроен, что если что-то сложно поддаётся объяснениям, но объяснить явление всё же нужно, то придумываются всевозможные мистические теории. Хотя, на самом деле, многое объясняется вполне рациональными способами. Давайте посмотрим на нескольких примерах.
Знали ли вы, что на Красной Площади был фонтан?
Интересный факт - на Красной Площади был фонтан, да не просто где-то, а на самом Лобном месте. Дело происходило не в далёкие царские годы, а относительно недавно - в 40-50х годах XX века: то есть вполне могут быть живы очевидцы этого. Ниже находится изображение того, как выглядел фонтан
Дело происходило примерно в 1948-50 году. Это кадры из фильма о параде победителей. Загадка заключается в том, что мало кто помнит этот фонтан, а также когда он точно был. По идее, такое должно было запомниться хорошо, равно как и исчезновение фонтана, но вот "почему-то" нет, мало его кто помнит. Ходили разные теории, в том числе мистические, но вот факт - фонтан всё же был, так как фотографии места находятся в разных источниках, есть свидетельства очевидцев, пускай и не многочисленные. Запомним это и пойдём далее...
Фразы, которые помнят большинство, но неправильно
Читатели постарше помнят Новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год. Тогда Борис Ельцин, первый президент Российской Федерации, решил покинуть свой пост. Он сказал знаменитую фразу "Я устал, я ухожу!". Многие её помнят, так как по телевидению транслировалось и не раз. Юмор в том, что на самом деле он сказал фразу "Я ухожу". Фразы "я устал" не звучало.
Сейчас канун Нового года. Будут наверняка крутить фильм "Карнавальная ночь" с незабвенной Людмилой Гурченко. Там была известная песня про "Пять минут". Интересно, что многие помнят фразу "Пять минут: это много или мало?", хотя этой фразы в песне не звучало вообще!
Когнитивная наука и когнитивные искажения
Всё, что я сейчас рассказывал, это примеры так называемых когнитивных искажений. Но что обозначает слово "когнитивный"? Когнитивный - от латинского слова cognitio - познание. Обозначает связь с темами познания, осознания, восприятия, памяти, внимания; иными словами, показывает на высшие психические функции. Один из разделов психологии, изучающий восприятие, процессы познания и сознания, так и называется - когнитивная наука.
Когнитивные искажения бывают разными. К ним относятся, например, так называемые ложные воспоминания, всевозможные эффекты (Эффект Манделы, Эффект Голема, Эффект Пельцмана и т. п.) индивидуального и массового восприятия.
История с фонтаном на Красной Площади - пример массового забывания. Случаи с фразой Ельцина и несуществующими словами из песни "Пять минут" - это один из вариантов так называемого Эффекта Нельсона Манделы (смотрите подпись к изображению).
Существуют и ложные воспоминания. В основном, про события из детства. Хотелось бы в этот раз чуть подробнее на эту тему поговорить
Ложные воспоминания из детства. Мои личные примеры
Ложные воспоминания - особенный феномен нашей памяти и восприятия. Как я уже говорил в прошлых статьях, универсальной памяти у нас нет, а память сама является естественной и органичной частью восприятия.
В раннем детстве, то есть примерно лет до 6-7, мозг работает иначе, чем у взрослых, да и чем у детей более старшего возраста. Некоторые структуры ещё не созрели, эмоциональность ещё достаточно высока, часто берёт верх над другими факторами. Самое же главное - межполушарное взаимодействие имеет меньше посредников, интеграция двух полушарий мозга ещё очень тесная, но своеобразная. Отчасти, это облегчает процесс непосредственного изучения, познания окружающего мира (вот почему и говорят, что дети в этом возрасте "непосредственные"), но несёт свои издержки: иногда, причудливое и искажённое восприятие реальности; иногда - искажение чувства времени и т. п. Плюс, фантазия работает, причём бывают эффекты, когда желаемое выдаётся за действительное. Отсюда и интересные когнитивные искажения детского возраста; должен добавить, что чаще это наблюдается у эмоциональных детей, а также у детей с высоким интеллектом, хорошей способностью к запоминанию.
Предлагаю несколько примеров, да не откуда-нибудь, а из собственного детства.
Когда мне было года так 4, любил я в ту пору "Спокойной ночи малыши". Настолько, что если не посмотрел, то настроение портилось конкретно так )). Там ведь после выпуска шёл мультфильм обязательно. И вот так получилось, что в тот вечер, когда всё случилось, я посмотрел мультфильм, но захотелось его посмотреть ещё раз. Не помню точно как и почему, но истерику я устроил знатную из-за того, что серия закончилась. Видеомагнитофона у нас тогда ещё не было, он появился, когда я в школу уже пошёл. Ну и в тот вечер произошло самое настоящее чудо. Дело в том, что у мамы моей тогда была подруга, работавшая на телевидение. Мама ей позвонила, и мультфильм повторили ещё раз! Я был, мягко говоря, в шоке. Успокоился. Мне ещё сказали: "Хотел мультфильм?! На, смотри его!"
А теперь подумаем, как могло быть такое? Какими связями надо обладать, чтобы ради кого-то прервали эфир первого канала, да повторили передачу ещё раз? Такого точно не могло быть. Но что же это тогда было? Неплохой такой "глюк", причём запомнился он ярко и чётко.
Или вот другая история. Примерно в том же возрасте происходило. Я проснулся очень рано утром, в рассвет. Одеяло было скомкано; я посмотрел на него внимательно, оно оказалось живое! На скомканном одеяле сверху была повязана розовая ленточка, с глазами, носом, ртом. Оно открыло глаза и посмотрело на меня. Мы стали о чём-то разговаривать, как я помню. Потом лента стала сама развязываться и взлетела в воздух, в котором вскорости расстаяло.
Есть ли научные объяснения?
Научные объяснения всем этим когнитивным искажениям, разумеется, есть. Давайте начнём с последнего, с ложных детстких воспоминаний и ложных восприятий. История с живым одеялом - ни что иное, как изменённое состояние сознания. Дело происходило ранним утром, сразу после пробуждения. Вдобавок, у ребёнка с воображением развитым, фантазией, повышенной эмоциональностью, высоким интеллектом. Идеально для того, чтобы возникнуть сложному персонализированному образу.
Случай с повторным показом мультфильма интереснее. Дело в том, что я не могу точно вспомнить антураж, год, но отложилась в памяти хорошо реалистичность происходящего. Не сон. А ведь именно так многие взрослые описывают свои ложные воспоминания. У одних был одноклассник, которого не было, у второго - потайная комната в квартире, у третьего - строения, здания, которых на деле не было, либо никто не помнит. Так что это всё - ложные воспоминания, яркого типа. Почему происходят? В моем случае очень хотелось получить желаемое. Настолько, что мозг, видимо, изобрёл свою реальность. Опять же - возраст, когда структура и особенности мозговой деятельности прямо-таки способствуют таким интересным эффектам.
Интереснее с эффектом Манделы. В частности, в случаях с фразами, которых не было. Почему людям чудилось "пять минут - это много или мало"? Потому что, если вслушаться в мелодию, то сама она, её структура, "требует" этой пропущенной фразы, которой на самом деле нет. Когда что-то прямо просится, но не реализуется, мозг склонен такие пустоты заполнять самостоятельно. Отсюда искажения восприятия и памяти. Как я уже говорил, память наша - это не ячейки с данными. Память - это нейросеть. Запоминается только самое яркое и чёткое. Иными словами, информация может быть высокочастотной и низкочастотной. Высокочастотное помнится чётко, потому что на него делался акцент, причём неоднократный. Там смысл, символ, полностью или почти полностью совпадает с информационным посылом. В случае же низкочастотной информации, история интереснее. Она проходит сквозь наше сознание, но не застревает. Какой-то след может быть и остаётся, но в целом, он не "пишется" в память. Потом, при воспоминании, происходит достраивание всей картины. То, что было нечётко, дорисовывается мозгом, психикой. Отсюда такие феномены, как фразы, которых не было, ну и иные искажения памяти.
То же объяснение и у фонтана. Видимо, он не сильно на себя обращал внимание в кадрах кинохроники, только если вглядываться и обращать внимание на детали... Так ведь не все люди столь внимательны и наблюдательны. С другой стороны, сколько иных мест в Москве существовало в те годы, про которые напрочь все забыли, словно и не было? Целые реки исчезали, как и местность вокруг них. Улицы некоторые полностью перестраивались, застраивались. На месте же старых построек возникали новые улицы...
Мне было очень интересно рассказать про когнитивные искажения. Хотелось бы послушать про ваш непосредственный опыт. Может быть кто-то помнит что-то необычное и сложнообъяснимое из детства? В любом случае, хотелось бы послушать мнение и комментарии дорогих читателей
Благодарю за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайки. Ещё статьи на тему памяти и работы мозга:
Как советский мотоциклист помог раскрыть тайны памяти
Развеиваем миф, что память - хранилище
Мифы о полушариях головного мозга