Найти тему

Кинофильмы в психологии: причём здесь Новосельцев и "Служебный роман"?

Кино для психологов и о психологии. Кино о психологах. Всё это действительно существует. В психологии кинофильмы часто используются и как наглядное пособие, и как способ достучаться до разума людей, и даже как терапевтическое средство! Сегодня поговорим о роли кинофильмов в психологической практике, а также о том, почему фильмы так хорошо воспринимаются людьми. Ну и про Калугину с Новосельцевым речь обязательно зайдёт...

Важнейшим искусством является кино! Ну а лучшим украшением новогоднего стола - телевизор. А помогают ли кино, видеопродукция как-либо в психологии? Разбираемся с этими вопросами сегодня (C) Depositphotos
Важнейшим искусством является кино! Ну а лучшим украшением новогоднего стола - телевизор. А помогают ли кино, видеопродукция как-либо в психологии? Разбираемся с этими вопросами сегодня (C) Depositphotos

Кино - важнейшее искусство!

Кино, фильмы, телевидение - всё это играет огромную роль в нашей жизни. Кинофильмы и телевидение - это не просто искусство, но и огромный медийный инструмент. Это один из инструментов массового влияния на людей, на большие группы. Это способы создавать и влиять на людей через коды, через эгрегоры, через привычки и моду. Разумеется, в психологии роль фильмов, видеопродукции оценена по достоинству. Я скажу больше - хороший режиссёр всегда должен быть немного психологом. Ведь это очень важно понимать, как работает восприятие, внимание человека; какие сюжеты лучше всего "заходят", выражаясь современным языком, публике, а какие лучше не использовать. Недаром, дедушка Ленин говорил, что важнейшим искусством является кино. Точнее фраза звучала так, цитирую:

Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино

Фразу, кстати, искажали. Возможно, тут имели место ещё и когнитивные искажения. Часто приписывали Ленину такую фразу: "Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк"

Как бы там ни было, с этой мыслью о важности кино нельзя не согласиться!

Смотрят ли психологи кинофильмы?

Смотрят - и ещё как! Речь скорее о том, что психологи должны быть немного кинокритиками. Вот только кинокритики обращают внимание больше всего на художественную составляющую, на достоверность передачи смыслов, на актёрскую игру. Мы же обращаем внимание больше на архетипы и психотипы героев, на разыгрываемые ситуации, в какой-то мере и на сюжет: что именно хотел автор сказать своим фильмом, удалось ли ему это сделать, каким образом

Теоретическое отступление: почему именно видеоинформация лучше всего доходит до людей?

Как вы поняли по моему каналу, я больше сторонник искусства, заложенного Иоганном Гуттенбергом. Вот только это уже потихоньку умирающая тема. Я про книги и печатное слово вообще. С другой стороны, сейчас происходит повальное увлечение видеоинформацией, так называемым видеоконтентом. Все эти ютюбы, влоги (видеоблоги), тиктоки. Книг же читают всё меньше. Даже статьи почитать - и то многим тяжело. Я не буду в этот раз говорить о причинах, о моральной стороне этой проблемы (да и проблема ли это?). Хотелось бы просто рассказать о том, почему видеоинформация доходит проще и лучше до людей

Что происходит при чтении? На первичном уровне, то же, что и при просмотре фильма: приём зрительной информации. Правда, при просмотре ещё добавляется звуковой канал, что немаловажно в целом, но не очень существенно конкретно в этой ситуации. Вот только что происходит с этой информацией далее? При чтении задействуется гораздо больше участков мозга. Самое главное, там гораздо сильнее и активнее работают лобные доли мозга: в них находятся афферентные и эфферентные нейроны (по-человечески: нервные клетки, отвечающие за настройку "задания" и контроль его выполнения). Нейронные цепи, сети гораздо длиннее и обширнее при чтении, чем при просмотре фильма. Когда смотрим фильм, волевые качества ослабляются (те самые лобные доли мозга), внимание становится не столь острым. Правда, если действовать по методу Ивана Павлова, о котором я писал уже, но только распространить его не на картины, а на фильмы, то будет ощущение, что третий глаз открылся: настолько много нового доведётся увидеть, заметить, понять! Единственное, это будет хорошо работать, если фильм выполнен на достойном, качественном уровне. В противном случае заметить можно будет всё убожество картины, фильма

Если человек с хорошо развитым вниманием и воображением смотрит фильм, то может даже возникнуть эффект полной персонализации: это когда растворяешься в фильме, кажется, что ты на месте его героев. Примерно как во сне (те, кто видит яркие сны - меня поймёт), где ты одновременно и третье, и первое лицо

С другой стороны, фильмы, видеопродукция создаются всё же с расчётом на обычных людей. Тех, кто смотрит их в расслабленном состоянии. Здесь возникают эффекты лёгкого транса. В состоянии транса можно внести гораздо больше установок, чем через книги, кстати говоря. Да и воспринимается всё не так, как в реальности. Если же выступает какой-то человек, то волей-неволей его многие воспринимают как гуру и авторитета. Критика отключается. Да, не полностью, но и ослабления этих психических процессов достаточно, чтобы своих целей достичь

Ну и подытожу теоретическое отступление: просмотр видеофильмов - занятие гораздо менее энергозатратное, чем чтение. Читать - это тратить уйму сил, энергии, напрягаться (даже если очень интересная книга или статья!). Конечно, по природе своей, мы стремимся к тому, что требует меньших усилий

Эх, товарищ Новосельцев... Анатолий Ефремович. Сколько же вам и вашим коллегам досталось в моих психологических обзорах! (C) Андрей Демидович. Для канала "Психология человеческих различий"
Эх, товарищ Новосельцев... Анатолий Ефремович. Сколько же вам и вашим коллегам досталось в моих психологических обзорах! (C) Андрей Демидович. Для канала "Психология человеческих различий"

Использование кинофильмов в психологии

Вернёмся к психологии и фильмам. Как мы пользуемся фильмами на благо других? Скажем, хорошие фильмы очень часто отображают жизненные ситуации, вопросы (в том числе вечные, вроде жилищного, бытового, любовного). При помощи фильмов, их героев, можно хорошо показать архетипы - как ситуационные, так и персонизированные, а также психотипы людей. Те из вас, кто давно меня читают, знают о том, как я люблю на примере героев фильмов показывать типы людей, различные психологические феномены и т. п. Сильно досталось героям "Служебного Романа": Самохвалову, Людмиле Прокофьевне Калугиной, Анатолию Ефремовичу Новосельцеву. Разбирался и герой фильма "Судьба человека" (та же статья, где фигурировал Новосельцев). Опыт, практика показывают, что на примерах из известных фильмов лучше всего что-то показывать или рассказывать своим читателям, слушателям. У людей это вызывает особый восторг, кстати говоря

Также не забываем, что существует целый жанр психологических фильмов: психологические триллеры, драмы. Там очень часто происходит сложный выбор героя, сложные и запутанные ситуации, где нельзя поступить однозначно, дать однозначную и чёткую оценку кому-либо и чему-либо из происходящего на экране. Существуют и кинофильмы о психологах. Например, "Когда Ницше плакал" по одноимённой книге Ирвина Яалома

Ещё заметил лично я, что лучше всего подходят под это дело советские фильмы (продукция 90-х годов отчасти тоже подходит; более поздние - по ситуации, надо разбирать конкретные фильмы). Касается взрослых фильмов, ну а детских ещё более. В конце концов, детское кино очень хорошо развивалось именно в советские годы

Я и дальше буду рассказывать вам об интересных фактах из психологии на примерах фильмов. Решил выпускать обзоры заслуживающих внимание фильмов. Это будут именно фильмы, интересные с точки зрения психологии. Канал у меня психологический и семейный, поэтому в первую очередь будут обзоры подходящих под это фильмов. Для всего остального придётся заводить отдельный блог. Впрочем, я пока ещё думаю на эту тему - к однозначным выводам не пришёл

В ближайшее время будут выходить обзоры фильмов, лучше всего раскрывающих психологические феномены, характеры, жизненные ситуации, архетипы. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Благодарю за внимание,

Игорь Кучаев