Дом и два хозяина открывают перед нами двери потрясающего, красивейшего особняка Рябушинского. Ну, или же музея-квартиры Максима Горького, кому кто ближе.
Стены дома будто дышат историей Рябушинского и Горького, сталкивая тонкий и нарядный модерн в трактовке академика архитектуры Федора Шехтеля с духом пролетарского писателя.
Особняк был построен в период 1900-1903 гг. И за ХХ-й век дом успел принять в своих стенах несколько государственных заведений. Некоторыми из которых были, например, Наркомат иностранных дел и детский сад. И при этом гостеприимстве особняк навсегда терял элементы своего уникального интерьера. Но все же и нам ещё осталось чем полюбоваться.
Первое, что чувствуешь, когда заходишь в дом - это необычные ощущения от атмосферы и запах старины. Интересные приемы декора. Роспись потолков и стен, улитки, цветочки и бабочки на лепнине, витражи на окнах, оригинальные витые ручки и сердце всего этого дома - тающая мраморная лестница со светящейся медузой!
И на все это звучание стиля модерн накладывается дух и история писателя. Его мебель, книги (остались на своих местах, после его смерти), коллекция нэцкэ, картины, карты, рабочий стол и прочие предметы Горького и его гостей.
От первого же владельца дома осталась (с его духом) моленная тайная комната (оказавшись в этой расписанной комнате, мне вспомнились полотна Густава Климта), оформлена в раннехристианском стиле, привет старообрядцам!
Исторический факт. Комната была тайной, т.к. в те времена был запрет на присутствие культовых сооружений в домах.
В революционные времена, она не была указана в плане дома и ход в нее был скрыт.
Рябушинский был успешным промышленником, банкиром, меценатом и коллекционером. Его коллекция икон была одной из лучших в России. Но он и его семья прожили в своем особняке недолго. Им пришлось иммигрировать в Италию после революции 1917 года. Иконы были изъяты, часть отдали в музеи (некоторые иконы сейчас хранятся в Третьяковской галерее), а остальные были перепроданы.
И как интересно получилось, первый владелец дома из него с семьей уехал в Италию. А последний, Горький, в 1931 году вернулся с семьей из Италии и их поселили в этом особняке. Но Горькому здесь не нравилось, он не любил этот дом!
Он хотел жить в обычной квартире. Стиль дома ему не нравился и не был близок его художественному мировосприятию. Спальню он и вовсе в шутку назвал "спальней балерины". На второй этаж по красивой лестнице Алексей Максимович не поднимался совсем. Ему не позволяла болезнь. На втором этаже разместился сын со своей семьей. А также там жили близкие люди семьи: воспитательницы внучек, художник Ракицкий (его картины можно посмотреть в особняке) и медсестра.
Однако, Горький прожил в этом доме недолго. Всего 5 лет. И за это время особняк превратился в культурный центр и настоящий писательский клуб Москвы.
Насыщенная была жизнь у Горького председателя оргкомитета. Он часто принимал у себя в гостях писателей (почти все известные писатели того времени побывали у него дома) и деятелей искусства. А также Алексей Максимович встречался здесь с военными, рабочими, колхозниками, пионерами, музыкантами, художниками, начинающими писателями. Ощутить рабочий дух можно в кабинете. Там время будто застыло и кажется, что писатель только что вышел, оставив на столе свои вещи.
Исторический факт. Этот дом помнит две ночные встречи Сталина и Горького с советскими писателями, на которых помимо известных литераторов были еще и члены политбюро.
Гостили у него Бернард Шоу и Ромен Роллан (ему посвящен отдельный уголок выставочного пространства).
После смерти Алексея Максимовича Горького, его жена и невестка долгие годы добивались, чтобы особняк стал музеем. Открытие музея состоялось в 1965 году. Невестка писателя Надежда Пешкова прожила в этом доме до последнего своего дня (скончалась в 1971).
Еще фотографии и истории из особняка смотрите в галерее
Адрес: Малая Никитская ул., 6/2с5
Местро: Арбатская 910 м, Пушкинская 1км
Официальный сайт: http://museum.imli.ru/