Найти в Дзене
частные суждения

У вас продаётся нарнийский шкаф?

« — У вас продается славянский шкаф?

— Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой».

(с) советский фильм «Подвиг разведчика»

Действие книги и фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» происходит в начале Второй Мировой войны. Группа детей, эвакуировавшихся из Лондона, живёт в доме доброго дядюшки Дигори. Однажды, играя в прятки, они находят волшебный шкаф, который оказывается проходом в волшебную страну Нарнию. Откуда этот шкаф взялся? Разумеется, к его созданию приложил руки сам дядюшка Дигори, отлично знавший о свойствах этого предмета мебели. Но зачем он ему понадобился?

Дигори Кирк в первом фильме «Хроник Нарнии».
Дигори Кирк в первом фильме «Хроник Нарнии».

К сожалению, предыстория Дигори Кирка, рассказанная К.С. Льюисом в книге «Племянник чародея», экранизирована не была. А жаль, ведь там объясняется и то, как появился мир Нарния, и откуда в нём взялась Белая Ведьма. В начале XX века Дигори и его подруга Полли Пламмер с помощью волшебных колец, созданных магом Эндрю, которому Дигори приходится племянником, попадают в некий Лес-между-мирами, а оттуда в магическо-постапокалиптическую реальность («Мегазаклинания уничтожили всё живое»(с) «Фаллаут: Эквестрия»), где случайно оживляют могущественную злую волшебницу, королеву Джадис. Вместе с детьми она попадает в Лондон, но Дигори и Полли хотят отправить её обратно. Джадис действительно покидает нашу реальность, но не возвращается в свой родной мир, а оказывается в только что возникшей из-за магических путешествий детей Нарнии. Там она и остаётся в качестве Белой Ведьмы, вечной противницей демиурга Аслана, владыки Нарнии.

Белая Ведьма и её тронный зал — почти как у героини мультфильма «Frozen».
Белая Ведьма и её тронный зал — почти как у героини мультфильма «Frozen».

Когда Дигори, отец которого унаследовал поместье, где семья и поселилась (в их родовой дом приехали дети в начале фильма), повзрослел, он несомненно задумался о том, что ему делать с открывшейся тайной. Кольца, с помощью которых он впервые попал в иной мир, оказались слишком опасным артефактом. Но из зёрнышка волшебного яблока, которое Дигори принёс из другого мира чтобы исцелить больную мать, выросла яблоня. После бури она сломалась и Дигори не пустил её на дрова, а сделал из её древесины доски. А из досок соорудил шкаф — тот самый, с порталом в Нарнию. Зачем?

Непохоже, чтобы шкаф в фильме был сделан из яблони.
Непохоже, чтобы шкаф в фильме был сделан из яблони.

Желание Дигори иметь возможность безопасно (по сравнению с кольцами, которые выбрасывали пользователя в Лес-между-мирами, откуда путь в Нарнию ещё надо было найти) попадать в милый его сердцу мир, рождение которого он наблюдал самолично, а местный правитель Аслан был к нему дружелюбно настроен, вполне понятно. Однако нужно помнить и контекст, диктуемой реальностью Земли XX века. Дигори стал взрослым уже после Первой Мировой, обошедшейся Англии весьма дорогой ценой. Толкиен писал: «К 1918 все мои близкие друзья за исключением одного были мертвы», то же самое могли сказать многие англичане его поколения.

В начале фильма Люфтваффе бомбят Лондон.
В начале фильма Люфтваффе бомбят Лондон.

Даже если сам Дигори не воевал, он не мог не понимать, какими опасностями грозит его родине следующая война. Её неизбежность стала очевидной в 1933 году, после прихода в Германии к власти Гитлера. Но как мог помочь стране безобидный чудак, любящий сказку и лично в ней побывавший? Это вполне очевидно. Если Дигори не сообразил сам, то его отец, прежде служивший в Индии, мог подсказать. Нарния — это как минимум неуязвимое бомбоубежище. Да и вообще, укрытие, в котором можно спрятать гражданских от ужасов войны. Или идеальная база для диверсантов. Если бы удалось из Нарнии возвращаться в произвольное место на нашей Земле, то любую войну английские коммандос закончили бы сразу — убив всё военное руководство врага, телепортировавшись из Нарнии во вражеский Генштаб.

Войско тельмаринов из второго фильма. Им можно дать современное оружие, обучить и вывести из шкафа во вражеском тылу.
Войско тельмаринов из второго фильма. Им можно дать современное оружие, обучить и вывести из шкафа во вражеском тылу.

Однако для этого нужен работающий телепорт. Дигори удалось его создать. К тому же телепорт его конструкции оказался отлично замаскирован — если бы он был сложным техническим сооружением, любой шпион мог понять, что эта штука может иметь военное предназначение. А тут всего лишь обычный платяной шкаф. Что самое удобное, портал получился мобильным, ведь в отличие от стационарных проходов (вроде Врат в сериале «Gates»), шкаф можно транспортировать. Увы, поскольку как вход, так и выход осуществлялись через один и тот же портал, о десантах во вражеский тыл можно было забыть. Если, конечно, не придумать какой-то особый план.

Сьюзен никогда не промахивалась из своего лука.
Сьюзен никогда не промахивалась из своего лука.

К примеру, вооружённая группа засылается в Нарнию. Шкаф отправляется в Германию и каким-то образом доставляется в дом Гитлера… Схема не очень надёжная, но как шаг отчаяния вполне могла рассматриваться. В самом крайнем случае, если бы шкаф не удалось доставить на континент, а Третий Рейх оккупировал бы Британию, в Нарнии могли прятаться английские партизаны. Но в какой-то момент выяснилось, что время в Нарнии по отношению к земному течёт непредсказуемым образом. Этот факт окончательно поставил крест на любых планах военного применения порталов в сказочный мир.