Найти в Дзене
С любовью из России

Уроки атеизма в СССР. Что изучали на этих уроках

Оглавление

Удивительный вопрос, правда же? Советское поколение прекрасно помнит, что как такового урока не было вообще. И было бы странно даже предполагать такое, ибо ни одно здравомыслящее руководство не стало бы искусственно делить гражданское общество, условно говоря, на "тех" и "этих". Да и сами вопросы религии для Советской власти позднего периода не представлялись настолько серьезными, чтобы акцентировать на них внимание.

Советские плакаты против Бога
Советские плакаты против Бога

Религия и общество

Конечно, религия была отделена от государства, в образовательных заведениях не было программ ни религиозного, ни атеистического плана. Но и религиозные организации не преследовались законом, функционировали культовые сооружения различных конфессий. Просветительская работа велась совершенно в ином ракурсе. Вопросы религии рассматривались на уроке истории с точки зрения марксизма-ленинизма, имевшей, как известно, свой взгляд.

-2

Кроме того, такие предметы, как астрономия, физика, химия, биология преподносили школьникам научно-обоснованную теорию мироздания. Именно поэтому и не возникала острая необходимость клеймить некоего "дедушку в белом, торжественно восседавшем на пушистом облаке".

Лишь в первые годы Советской власти работа в этом направлении велась всеми доступными методами, вплоть до репрессивных. Это можно объяснить практически полной безграмотностью и вековой дремучестью подавляющего большинства населения. Да и как иначе было объяснить крестьянину, в глаза не видевшему ни единой книги, кроме писаний, что из "ничего" не может появиться "всё" лишь по желанию тоже "неизвестно кого-то".

Антирелигиозная пропаганда в СССР
Антирелигиозная пропаганда в СССР

И если кто и оказывал противодействие просвещению народных масс, так это как раз и была религия в лице церкви.

Пытаясь сохранить свою власть, огромные доходы и привилегии, она отвергала любые научные постулаты, фанатично придерживаясь заскорузлых и замшелых догм.

Таким образом, выставив себя антагонистом новой власти, она оказалась по другую сторону баррикад в битве за умы. Ну, а на войне – как на войне.

Образование и религия

Основная задача школы это, прежде всего, сформировать у ученика научно-материалистическое понимание мира, понимание глубинных процессов происходящего, воспитать гармонично развитую личность.

Школьник должен сам убедиться в объективности законов развития общества, и что решающей силой этого развития являются народные массы, человек.

Религия же, напротив, вдалбливала в головы подрастающего поколения свои представления о том, что всё происходящее с каждым отдельно и в мире в целом, случается по воле некоего "творца", в результате чего у подростков происходит раздвоение сознания. Это прекрасно подтверждается сегодняшним днем. Агрессивная религиозная пропаганда, благосклонное отношение к ней со стороны государства несомненно калечат психику молодежи, оставляя в умах только "сумбур и резюме".

Становится модным "верить", носить крестик на шее, не выбрасывая булыжника из кармана, в моду входит этакое фрондёрство, отрицание и отход от высоких моральных принципов, а отношение к этому религиозных организаций только подчеркивает деструктивизм "религиозного возрождения".

Поэтому в СССР на правильно организованных уроках истории осуществлялось и патриотическое воспитание, и нравственное. Излагая героические факты, преподаватели, тем самым, косвенно убеждали ученика, что не какой-то там "творец", а те, порой безвестные Ваньки, Кольки, Сашки грудью закрывали амбразуры вражеских огневых точек, обеспечивая успех своего подразделения. И никакой решающей роли церкви в этом нет.

Советские плакаты против церкви
Советские плакаты против церкви

Или, осудив аморальность класса эксплуататоров, преподаватель дает понять, что источником морали всегда были взаимоотношения людей, основанные на всеобщем равенстве, доброте и чести. То есть принципы морали формируют общество, но не веления "облачного старца". А, может, и на ярких примерах показать всю реакционность религии, её дремучее мракобесие, приведя факты гонений церковью известных всему миру ученых, костер Джордано Бруно, процесс Галилея.

Упоминая эпоху Возрождения, преподаватель отмечает стойкую позицию гуманистов того времени, которая основана на глубокой вере в человека и его творчество, тем самым, осуждая религиозные догмы, намеренно унижающие человека. Уроки биологии, обществоведения помогают понять историю происхождения всего живого на земле, причины и условия возникновения живого организма.

Все вышесказанное и можно отнести к одному из принципов марксистско-ленинской критики религии, органично вписанному в учебную программу.

СССР
2461 интересуется