Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 32: ВОССЛАВИМ ЕГО!

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Как и псалмы 1 и 2 в книге I, псалом 32 - “сиротский”, то есть он в древнееврейском оригинале не имеет подзаголовка. Септуагинта (LXX), греческий перевод древнееврейских писаний, говорит, что его автором является Давид. Возможно, он был сочинен по случаю празднования победы Израиля над сильным врагом, но дата и повод его написания нам не известны.

Этот хвалебный гимн подчеркивает, что Бог сделал и делает в мире с Израилем и с народами всей земли. Псалом 31 заканчивается наставлением радоваться в Господе, а псалом 32 подхватывает этот призыв.

Основная часть псалма отвечает на главный вопрос, за что мы должны воздавать хвалу Богу. Структура его такова: вначале идет призыв славить Бога (ст. 1-3), далее указываются четыре причины, почему Его нужно славить (ст. 4-21), и в конце следует благословение (ст. 22).

Призыв поклоняться Яхве в первых стихах обращен к “праведным” и “правым”. Бог приемлет поклонение только от тех, кто чист: тот, кто невиновен перед Ним, а не тот, у кого вообще нет промахов. Их обязанность и честь - славить Бога, и Бог с удовольствием принимает их поклонение.

«Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием» (ст. 1-3).

Должное поклонение праведных описывается разными словами: “радуйтесь”, “славословить”, “славьте”, “пойте” и “с восклицанием”. Они должны петь новую песнь о недавно дарованных Божьих милостях - песнь, старую по форме, но новую по содержанию. Каждый новый акт благодати должен восприниматься с великой благодарностью.

В этих стихах мы видим, что поклонение сопровождают два музыкальных инструмента: гусли (арфа) и псалтирь (лира). Гусли (киннор), один из древнейших известных нам музыкальных инструментов (Быт. 4:21), использовались как израильтянами, так и египтянами. Давид искусно играл на них (1 Цар. 16:23). Псалтирь (небел) впервые упоминается в 1 Цар. 10:5. Предполагают, что этот инструмент изобрели финикийцы. Основным его отличием от гуслей является расположение струн. В ветхозаветную эпоху богослужение сопровождали и другие инструменты, но в псалме 32 упомянуты лишь два из них.

Тот факт, что псалом призывает израильтян использовать инструментальную музыку, вовсе не означает, что сегодня ее тоже нужно использовать на христианском богослужении. Многие элементы поклонения в иудаизме были отменены в новозаветной церкви Иисусом Христом, Основателем церкви. Вспомните те элементы ветхозаветного поклонения, которые впоследствии были отменены: кровавые жертвы, курение священных благовоний, окропление жертвенника кровью, пляски перед Богом, соблюдение субботы и культовые праздники: день очищения, пасха, праздник недель и праздник кущей. Христос дал нам новый, живой способ, который был превосходнее ветхозаветного.

Но, хотя инструментальная музыка и была исключена из новозаветной церкви, поклонение Богу осталось: мы восхваляем Его, благодарим Его и радуемся в Нем. Поэтому псалом может напомнить нам, что мы должны поклоняться Богу, хоть христианам и не следует практиковать ветхозаветное поклонение с использованием инструментальной музыки.

Сердце псалма - это ответ на вопрос, за что нужно поклоняться Богу. Когда задают подобный вопрос, в голове возникает множество ответов.

I. ЗА ЕГО СУЩНОСТЬ (ст. 4, 5)

Во-первых, Богу нужно поклоняться за Его сущность. Она ставит Его в особое положение и заставляет нас видеть, что Он - Бог, а не человек.

«Ибо слово Господне право, и все дела Его верны. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля» (ст. 4, 5).

Здесь перечислены четыре нравственные качества Бога, за которые нужно поклоняться Ему. Во-первых, это Его цельность. Его Слово всегда верно. “Правый” - значит без обмана, то, что по значению противоположно лжи. Бог всегда верен; у Него нет ни действий, ни слов ложных. Во-вторых, Его святость описывается словами “правда” и “суд” (в Современном Переводе - “справедливость” и “праведность”). Бог любит эти качества в людях и Сам во всей полноте демонстрирует их. Когда Бог осуществляет Свою волю в этом мире, Свои дела Он основывает на совершенном принципе справедливого суда. Затем говорится о Его любви. В Своих действиях Он руководствуется милостью, заветной верностью Своему народу. Эти свойства во всей своей полноте проявляются в характере Божьей природы, в результате чего вся земля исполнена Божьей благодатью.

Божья благость требует, чтобы мы славили Его.

II. ЗА ЕГО СОЗИДАТЕЛЬНУЮ СИЛУ (ст. 6-9)

Вторая причина, по которой мы должны поклоняться Богу, это Его созидательная сила. Он сотворил все, и за это мы должны воздавать Ему хвалу и славу.

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля... ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (ст. 6-9).

Бог сказал, и появились небеса. Быт. 1 рассказывает, как Бог произнес повеление, и тут же образовалась часть вселенной. Его слова положили начало всему сущему и дали жизнь. Акт творения потребовал от Бога лишь слова, дыхания Его уст. Существует латинское выражение dictum factum, что значит “сказано - сделано”. Мы могли бы сказать: “в мгновение ока”, “не успел и глазом моргнуть” и т.д. Его повеления, пропитанные Его божественной энергией, сотворили все живое и неживое.

Посмотрите на ураганы, наводнения, смерчи, подземные воды, засухи и бескрайние океаны: разве неправда, что их сила намного превосходит человеческую? Их сила исходит из куда более мощного источника, чем человек; она - от Бога.

Все люди на земле должны благоговеть пред Богом. Его созидательная сила должна смирять нас. Кто может отрицать это?

III. ЗА ЕГО РАБОТУ В МИРЕ (ст. 10-17)

Третья причина, по которой мы должны славить Бога, это Его управление миром и Его работа в нем.

«Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (ст. 10-12).

В мире нет ничего случайного. Бог либо делает так, чтобы что-то произошло, либо допускает этому произойти.

В мире существует порядок и определенный ход, идущий от Бога. Ни один народ полностью не решает свою судьбу. Ни один человек, ни одна группа людей и ни один народ не может пересилить Божьи цели. Все замыслы людей перекрывает благодатный план Бога благословить праведных и через них исполнить Свои святые цели. Над человеческими замыслами всегда стоят Божьи замыслы. Действия по произволению человеческому никогда не смогут отменить или расстроить Божью волю. Бог хочет, чтобы спаслись все, но если лишь немногие изберут Его путь и спасутся, Божий план от этого не пострадает. Он осуществит Свой предвечный план независимо от действий человека.

“Народ, у которого Господь есть Бог”, то есть Израиль, будет особенно благословлен и прославлен. Бог избрал этот народ, чтобы через него осуществить Свои намерения. Поэтому в Божьих очах израильтяне получили особый статус. Для праведных в Израиле благословением будет поддержка, защита и спасение.

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» (ст. 13-17).

Восседающий на небесах Господь знает созданный Им мир и бережно хранит его. Он всматривается в каждого человека. Ни один, будь то праведник или язычник, не ускользает от Его взора. Он сотворил их тела и разум и замечает все их поступки. Каждый подотчетен Богу, Верховному Судье.

Земные цари могут ценить военную мощь солдат и армий, но за земной властью стоит Божья власть. Он - абсолютный Правитель, который дает силу народам и определяет их влияние в мире. Гуманисты ищут силу и разум в человеке, но самые большие усилия человека тают, словно снежинки в первых лучах солнца, если Бог восстает против них. Праведным нужно помнить, что Бог стоит над всеми делами человека.

Мы должны славить Бога за то, что Он делает на земле с народами и людьми.

IV. ЗА ЕГО ЗАБОТУ О СВОИХ (ст. 18-21)

Еще одной причиной, по которой мы должны преклоняться перед Богом и прославлять Его, является Его забота о Своих.

«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита наша. О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали» (ст. 18-21).

Праведный может быть уверен, что Бог внимательно наблюдает за ним и защищает его Своей рукой. Если он чтит Бога и стремится обрести Его благодать, провидение Божье защищает его, когда он сталкивается с врагами и природными катаклизмами. Зная о такой заботе, Божий слуга твердо решает уповать на Него. Он смотрит на Бога как на своего водителя и защитника.

Когда нам становится понятно, что Он Собой представляет и что Он делает для Своих детей, наши сердца наполняются радостью оттого, что Он - наш Бог. Мы уповаем на Него, зная, что Он сделает для нас все, что обещал.

Славьте Бога за ту заботу, которую Он проявляет к Своим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы думаем о Божьей сущности, о тех свойствах, которыми Он обладает, о Его созидательной силе, управлении всем миром и заботе о Своих, мы не можем не славить Его. Мы не можем не поклоняться Ему просто потому, что Он достоин нашего поклонения.

Мы испытываем Божьи живительные деяния любви независимо от возраста или условий, в которых мы живем для Бога. Мы заново видим Его величие, Его провидение, которым Он окружает нас, и Его спасающую благодать. Бог всегда будет распространять на нас Свою милость.

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» (ст. 22).

В этом псалме есть еще одна мысль: мы, люди, нуждаемся в Его милости. Однако дар Его благодати прямо пропорционален нашей вере и надежде на Него. Уповающие на Бога могут надеяться, что Он даст им полное избавление. Он никогда не подводил и никогда не подведет тех, кто полагается на Него.

#псалтирь #библия #псалмы давида #религия #христианство #прославление #бог