ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 17 практически слово в слово повторяет 2 Цар. 22. Псалом представляет собой почти непрерывное восхваление Бога за то, что Он сделал в жизни Давида. В свете ст. 51, его следует рассматривать как царский (имеющий отношение к царю) псалом благодарения.
Подзаголовок псалма заслуживают особого внимания:
«Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал...»
Подзаголовок указывает, кому псалом адресован: “начальнику хора”, - после чего сказано, что это псалом “раба Господня Давида”. Эту же фразу мы находим и в подзаголовке к псалму 35. Далее подзаголовок повторяет 2 Цар. 22:1 в качестве как бы выступления к псалму. Таким образом, весь подзаголовок представляет собой, скорее, пояснительный стих, а не название псалма.
Учитывая, где находится этот стих во 2 Царств и как подчеркнуты пояснительные слова во вступлении, мы можем быть уверены в том, что этот псалом был написан после того, как Давид был избавлен от Саула и возведен на трон Израиля. Его бегство от Саула закончилось. Ощущая себя в безопасности и полностью осознавая, что именно Бог привел его на вершину успеха, Давид восхваляет и благодарит Бога за то благополучие, которое Он ему дал.
Псалом 17 - это слова искренней хвалы и благодарности, текущие свободно, без особой организованности или плана. Одна мысль ведет к другой, обращения к Богу сменяются радостными описаниями Его силы, милости и доброты.
Псалом на примере учит нас необходимости восхвалять Бога за все то добро, которое Он делает для нас. Этот пример должен также вдохновлять нас славить Бога без каких-либо ограничений.
I. ЗА ИЗБАВЛЕНИЕ (ст. 2-20)
«Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа, и от врагов моих спасусь» (ст. 2-4).
Давид выражает свою любовь к Богу словом, которое означает “горячо” и которое в такой форме встречается в Писании только в этом месте. У Давида была такая любовь к Богу, потому что Он был его силой во времена борьбы. Нагромождая одну метафору на другую, Давид благодарит Бога за спасение от врагов, называя Его своей крепостью, твердыней, прибежищем, избавителем, скалой, щитом, рогом спасения и убежищем (высокой башней; ст. 2, 3). В каждой метафоре употреблено притяжательное местоимение “мой”, указывающее на личные отношения с Тем, кого он восхваляет.
Несомненно, Давид заново переживает события из своего прошлого, когда сильная рука Господа приходила на его защиту в гористой местности, куда он убежал от Саула. Давид знает, что был облагодетельствован Богом.
«Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я... к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» (ст. 5-7).
Давид мог вспомнить не один случай, когда он стоял на пороге смерти. Иногда казалось, что могила уже разверзлась перед ним. Силы зла проносились над ним подобно бушующей стихии. Он представлял себе смерть охотником, скрытно расставившим свои сети и ловушки, чтобы поймать его. Во время таких испытаний Давид обращался к Богу с молитвой, и Бог его слышал. Хотя при этом Бог восседал в Своем небесном храме и был занят делами вселенной, Он всегда слышал вопли Давида о помощи.
«Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий... И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их» (ст. 8-15).
Давид описывает вмешательство Бога в его защиту, как принято в древнееврейской поэзии, языком преувеличений и гипербол. Мощь и гнев Бога он передает образами необузданных сил природы - землетрясений и бурь, огня и воды.
Сотрясение земли и неба, колебание гор и неистовые бури имеют настолько далеко идущие последствия для всей земли, что употребление такого языка для описания ответа Бога на зов одного человека кажется неуместным. С помощью этих образов Давид показывает, как велик Бог, как Он силен, как важен был он, Давид (или любой праведный человек), для Бога и каким благодарным должен он быть за все то, что Бог для него сделал.
Говоря образным языком, мы можем сказать, что Бог использует силы природы, чтобы дать избавление одному из Своих. Силу, выносливость и непреоборимость Бога можно сравнить с огнем, градом, ветром, дымом, землетрясением, темнотой, потоками воды, тучами, громом и молнией.
Бог может прийти к нам на помощь, где бы мы ни находились. Никакой горе не спрятать нас от Его взгляда; никакому лесу не загородить нас от Его бдительной заботы о нас. Давид изображает Бога летящим к Своей цели на ангелах самого высокого чина - херувимах.
«Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих. Избавил меня от врага моего сильного... которые были сильнее меня. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне» (ст. 17-20).
Давид знал, что враг, окруживший его, был ему не по силам. Действительно мудр тот человек, который признает, что не может сам решить свои жизненные проблемы и что ему необходима божественная помощь. Опорой Давида, его якорем был Бог.
Бог вывел Давида “на пространное место”, то есть на пространство, свободное от западней, ловушек и засад, где нет подлости и зла. Такая милость была проявлена, потому что Давид был слугой Господа.
II. ЗА БЛАГОВОЛЕНИЕ (ст. 21-30)
«Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни... Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его» (ст. 21-25).
Давид знал, почему Господь благосклонен к нему: Бог ходит с праведными, а не с нечестивыми. Бог ответил на молитвы Давида по двум причинам: по Своей доброте и благодаря праведной жизни Давида.
Непорочность, о которой писал Давид, следует рассматривать не как совершенство, а как преданность цели в исполнении Божьей воли, искреннее желание и усилие делать то, что правильно в глазах Бога. Давид был праведным человеком - не безгрешным, но преданно слушавшимся Бога. Он не участвовал в осознанном и упорном зле. Он соблюдал Божьи заповеди и в помыслах, и в делах. Он мог сказать, что сохранил себя от греха, к которому имел наибольшую слабость, от греха, в отношении которого он постоянно должен был быть начеку.
«С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену» (ст. 26-30).
Как правило, Бог действует по отношению к человеку в соответствии с тем, как человек действует по отношению к Нему. Именно так Бог управляет миром: наказание за грех, благодать для праведных. Например, если человек добр, то есть великодушен по отношению к Богу, то Бог будет любить его. Если человек праведен или непорочен, то Бог будет таким же в Своем отношении к нему. Чистый сердцем узрит Бога (Мф. 5:8; 1 Ин. 3:3).
Так же и с противоположным. Своевольный (испорченный или лукавый) человек никогда не поймет Бога, и такой человек обнаружит, что Бог всегда препятствует его планам и наказывает его. Господь принимает смиренного, а надменного возвращает с высот на землю.
Будучи преданным Богу, Давид верил, что Бог принесет свет в его темноту и подготовит его ко встрече с любым врагом, независимо от того, насколько силен тот враг может быть. Бог был источником его силы и знаний.
III. ЗА СИЛУ (ст. 31-37)
«Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня...» (ст. 31-36).
Давид мог свидетельствовать на основании своего жизненного опыта, что дела Бога совершенны и действенны. Бог никогда не нарушал обещания, данного ему. Псалмопевец обнаружил, что Бог защищает всех тех, кто доверяется Богу. Так как есть только один Бог, то к Нему у нас может быть абсолютное доверие.
Давид сравнивает себя с оленем, быстрым и сильным животным. Когда оленя преследует охотник, он может с быстротой молнии взбираться по каменистым кручам и никогда не оступится. Израильтяне высоко ценили такие физические качества, как быстроту, ловкость и выносливость, как необходимые на охоте, на войне или в путешествии. Давид верил, что Бог сделал его поступь уверенной и быстрой среди врагов. Он расположил его “на высотах”, сделав его недоступным для врага.
IV. ЗА ПОБЕДЫ (ст. 38-49)
«Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их... Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им. Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их» (ст. 38-43).
Благодаря силе и мудрости Бога Давид никогда не проигрывал сражений. Преследуя врага, Давид всегда настигал и уничтожал его. Бог был его военачальником в битве, шедшим впереди него и громившим его врага. Если же враг преследовал Давида, то он также умел одержать победу над ним; униженный враг обращался в бегство, показывая свою спину победителю. В пылу сражения враги Давида не раз взывали к своим богам с просьбой об избавлении, но их боги ничем не могли им помочь. Победы, дарованные Давиду, были настолько полными, что казалось, что его противник был превращен в прах, рассеян ветром или втоптан в грязь.
«Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих» (ст. 44-46).
Здесь Давид имеет в виду то, что он стал царем над Израилем. Бог провел Давида через внутренние распри народа, доставившие много хлопот в ранние годы его правления, и поставил его царем над объединенным Израилем. Он был не только почитаем как вождь Израиля, но им восхищались и все народы ближневосточного мира.
Бог дал Давиду международное признание. Иноплеменники были его подданными. Услышав о его силе, они тут же покорялись ему. Другие пытались сопротивляться, но их сопротивление гибло, как цветок без воды под палящими лучами солнца: они вскоре оставляли свои укрепления и слагали оружие перед своим победителем.
«Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, и избавляющий меня от врагов моих! Ты... и от человека жестокого избавил меня» (ст. 47-49).
Давид знал, от кого он получил свою силу и славу, и он знал, что он должен делать. Он знал, что Бог правит не только им, но и всем миром. Он знал, что Богу подвластны судьбы всех народов земли.
Бог избавил Давида от жестокой несправедливости Саула (1 Цар. 24:12) и возвел его на трон величайшего народа на земле. Он защитил дело Давида и благословил его бесчисленными успехами. В душе Давид считал, что вся слава принадлежит Богу - и он своими устами воздаст эту славу Ему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его вовеки» (ст. 50, 51).
Сорок девять стихов псалма подводят нас к кульминационному “за то”. За избавление Божье, Его праведную природу, Его могучие дела и победы, которые Он давал, Давид славил Его. Он не ограничивал восхваление доброты Бога пределами Израиля; он возглашал об этом всюду, где ему приходилось бывать. Возможно, при этом он надеялся, что народы, услышав, как он восхваляет Яхве, станут славить Бога вместе с ним.
Бог сделал его царем по Своей милости, и Давид знал, что милость Бога распространится и на его потомков.
Ст. 50 цитируется Павлом как первое из четырех пророчеств, показывающих, что Христос пришел не только к иудеям, но и к язычникам (Рим. 15:8-12). Давид, возможно, думал, что он просто восхваляет Бога словами псалма, но эти слова, благодаря водительству Святого Духа, передали пророчество о восхвалении Господа Мессией и предрекли, что Он введет язычников, поклоняющихся Богу, в Его семью.
Этот псалом должен побудить всех верующих подумать над тем, как Бог избавил нас, и вдохновить нас на восхваление и благодарение Бога за неисчерпаемую Его милость к нам. Размышления приводят к благодарности, а благодарность приводит к восхвалению.
Давайте же, подобно Давиду, вспомним то время в нашей жизни, когда Бог одарил нас Своей благодатью и силой. А затем давайте восхвалим Его словами восхищения и благодарности.