Найти тему
Просто вместе

Ребёнок в два с половиной года не говорит, это проблема или нет?

Оглавление

Три недели я работаю с детьми в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Уже писала о первых двух неделях. В моей новой группе, из двадцати детей, двое малышей не разговаривают. Один из них (2г. 9 м) говорит слово "мама", другой (2,5) только издаёт звуки. Оба мальчика активные, ласковые, хорошо идут на контакт. Но вот с речью проблема. Или нет?

Наш районный невропатолог говорит, что сейчас другие нормы. Современные дети начинают позже разговаривать, и родителям не стоит беспокоиться. Так ли это? Может быть мои знания о развитии речи детей устарели?

Photo by Фотограф Наталья Каргина in Ленинск-Кузнецкий.
Photo by Фотограф Наталья Каргина in Ленинск-Кузнецкий.

Просмотрела несколько сайтов, и убедилась, да, есть мнение, что детей, которые начинают разговаривать позже своих ровесников, стало гораздо больше. Это не нарушение, это особенность развития.

Но ведь отсутствие речи сказывается на развитии внимания и памяти. Страдает восприятие, мышление и воображение. С этим ведь никто не спорит, значит это всё-таки проблема, которую надо решать, как можно раньше.

В такси рядом со мной сидит мама с мальчиком примерно двух лет. Малыш уверенно тыкает пальчиком в мамином телефоне. Включает и выключает музыку, заходит в галерею, листает новостную ленту. Находит мультфильм, пару секунд смотрит, листает дальше.
Проезжаем мимо железной дороги и я пытаюсь обратить внимание ребёнка на тепловоз.
- Костя, смотри, какой паровоз большой!
Малыш мельком взглянул в окно и снова уткнулся в экран телефона. Никакой реакции.
Разве маленькие мальчики не должны интересоваться машинами, поездами и прочими видами транспорта?
- Нет, если у него телефон, ему больше ничего не интересно. - смеётся мама.
- А телефон у него всегда! - я не спрашиваю, а скорее утверждаю.

Мама улыбается.

Малыш не выпустил телефон даже когда они вышли из машины. Так и шли. Мама несла сына на руках, а он не отрывался от экрана. Не замечая ни птичек, ни солнышка, ни машин.

Я не знакома с этой семьёй, и не знаю, умеет ли мальчик Костя разговаривать, но такое залипание в телефоне, не может быть полезным. Надеюсь этот малыш уже ходит в детский сад, где есть настоящее живое общение.

У меня многие детки приходят в детский сад с мамиными гаджетами, прекрасно с ними управляются, и при этом не просто имеют словарный запас, а нормально разговаривают. Это и есть индивидуальные особенности ребёнка. Один начинает разговаривать раньше, и никакие смартфоны ему не мешают развиваться, а другому они только вредят.

Провожу опрос среди родителей моих неговорящих деток. Никаких проблем со здоровьем у них не было, семьи благополучные. И с телефоном оба мальчика тоже, очень даже хорошо "дружат".

Занимаются ли родители с малышами?

"Да, ставим ему развивающие мультфильмы. Раскладываем кубики по цветам. Рассматриваем картинки."

Кубики и картинки радуют, главное, чтобы это было регулярно, а не иногда.

Но если есть проблема с задержкой речи, то телефон и развивающие мультфильмы не помогут. Потому что гаджеты не задают вопросы, а если и задают, то не ожидают ответа. И у детей нет необходимости отвечать. Неговорящему ребёнку нужен речевой образец. С ним надо играть.

"Как зовут твою собачку? Собачка умеет лаять? Как лает собачка громко или тихо?"

Есть хорошие рекомендации для родителей. Как помочь детям в развитии речи

Можно подсказывать малышу слова, которые он ещё не может использовать. Для этого описываем его действия:

  • что он трогает - "снег холодный";
  • что он видит - "машина большая, а велосипед маленький";
  • что слышит - "собака лает" и т.п.

Чтобы ребёнок учился называть правильно слова и заканчивать свою мысль, дополняем его речь.

"Би-би"

Добавляем: "Машина. Машина грузовая, она перевозит груз. Мы нагрузили в машину кирпичики и повезли на стройку".

Не надо заставлять ребёнка повторять всю фразу, требовать "скажи", "повтори"! Достаточно того, что он вас слышит и понимает. Главное, говорить чётко, правильно, и без лишних слов.

Развитие мелкой моторики

Больше двадцати лет назад я узнала, что речь ребёнка напрямую зависит от пальчиков. Так это или нет, спорить не буду, но своему сыну я массировала пальчики с самого рождения. Играла с ним во все знакомые мне пальчиковые игры. Помогло ли это, или опять особенность у него такая, не знаю, но первое осознанное слово "дядя"он сказал в девять месяцев. А в год, мы уже составили активный словарь из 20 слов, потому что очень уж эти слова были забавные.

Например, просили его:

"Никита, позови Максима"

И он кричал: "Тикитама, иди!"

Спрашивала: "Кто будет камень в речку бросать мама, или Никита?"

Он отвечал: "Кыня", и бросал камешек. А я пыталась таким образом научить его говорить "мама".

Но больше всего наши друзья любили задавать ему вопрос "Кто в космос летал?", потому что он очень забавно говорил: "Гагаин" (мы рассматривали букварь, и там была фотография Гагарина).

Повлияла пальчиковая гимнастика на развитие речи моего сына или нет, но рисовать он тоже начал в возрасте одного года. Поэтому в моей работе игры с пальчиками стоят на первом месте, рядом с артикуляционной гимнастикой.

Надеюсь родители прислушаются к моим рекомендациям, и совместными усилиями мы поможем деткам заговорить!

А в каком возрасте ваш ребёнок произнёс своё первое слово? Помните? Поделитесь своими воспоминаниями!

Подписывайтесь на канал, и оставляйте комментарии, если статья оказалась полезной, или просто заинтересовала.

#воспитание детей #развитие речи детей