Вторая Пуническая война стала для Римской республики настоящим испытанием. Столкнувшись с полководческим гением, Ганнибалом, Рим терпел поражение за поражением. Пройдя через Испанию и перейдя Альпы, карфагенская армия очутилась в Италии. Давно Риму никто не угрожал.
Как только Ганнибал оказался на италийской земле, он смог нанести подряд два поражения римскому войску. После потери множества воинов и потери двух консулов, римский Сенат избирает командующим Фабия Максима. Он, в свою очередь, разработал новую тактику ведения войны с пунами, война на истощение. Никаких генеральных сражений, только небольшие стычки, уничтожение мест пополнения провианта и постоянная угроза нападения. Фабий планировал лишить Ганнибала еды, сна, спокойствия и союзников.
Союзники начали появляться у карфагенян сразу после первых успешных побед над Римом, некоторые италийские племена отвернулись от некогда могущественного государства и заверили в дружбе пунов. Так же поступили и цизальпийские галлы. Фабию надо было показать, что успех карфагенян - это временный успех. Но эти действия вызвали недовольство среди римских граждан.
Что это за тактика такая, бегать от врага по своей собственной земле? Надо дать сражение и покончить с карфагенянами, раз и навсегда. Отчасти недовольные граждане были правы. Тактика Фабия, которая еще не успела в полную меру досадить ганнибалову войску, дала Ганнибалу время перегруппировать карфагенскую армию. Когда срок полномочий закончился, Сенат решил их Фабию не продлевать, а назначил двух консулов Гнея Сервилия Гемина и Марка Аттилия Регула.
В добавок, Сенат передает консулам, по словам историка Полибия, огромную армию:
«Решено было вести войну восемью легионами, чего раньше никогда не было у римлян…»
Теперь римлян стало в разы больше карфагенских солдат. Теперь можно было прекратить терпеть названного гостя у себя дома.
Весной 216 года до н.э. Ганнибал выдвинулся из северной Апулии и захватил город Канны на реке Ауфид, он был крупнейшим продовольственным складом.
К этому времени консулы были Сенатом переизбраны, ими стали Луций Эмилий Павел и Гай Теренций Варрон. Им то и были даны указания выдвинуться к Апулии.
В 10 км от Ганнибала у двух консулов разразился спор, каким путем одержать победу. Павел предлагал немного продвинуться на юг и занять тамошние холмы, и лишить Ганнибала преимущества в его знаменитой коннице. Варрон же, напротив, желал начать сражение, апеллируя это к тому, что он не уподобиться Фабию с его тактикой.
Битва при Каннах
Сомкнув ряды и выставив по центру пехоту, римская армия начала сближение с карфагенянами 2 августа 216 года до н.э. Ганнибал же в центре поставил самых яростных варваров, иберийцев и галлов, нумидийская и карфагенская конница заняла места по флангам. Любимым приемом Ганнибала был обхват вражеской армии в кольцо и после этого ее уничтожение.
Так он действовал до этого, так решил действовать и сейчас. А зная, что римская конница уступает его, карфагенский полководец уже предвкушал победу.
По мере сближения войск, Ганнибал начал расширять центр своей линии. Хотя нынешние историки склоняются во мнении, что это вышло у самих солдат не преднамеренно, как бы случайно. Но факт остается фактом, карфагенская армия становилась в полумесяц. Битва началась на флангах, когда столкнулись римская и карфагенская конницы. Пока последние побеждали римских всадников, две противоборствующие пехоты пошли с диким криком друг на друга в атаку.
Стоить отметить, что расположение своих войск, у пунов и римлян, было по сути выбрано одним человеком, Ганнибалом. Он сделал так, чтобы римляне стояли против солнца и ветра. Первое их ослепляло и вызывало неимоверную жажду, второй гнал пыль в и так полуослепшие римские глаза.
Спрессованные давкой, римские солдаты не смогли даже поднять руку для замаха меча, пока «вселенское столпотворение» творилось в рядах пехоты, карфагенская и нумидийская конница взяла вверх над римской. Освободившись, они помчались в сторону пехоты. Зайдя в тыл к римлянам, конница захлопнула уже начавший образовываться котел. Из котла вырваться смогла только группа солдат под предводительством Публия Корнелия Спициона, будущего победителя Ганнибала и разрушителя Карфагена. А при Каннах, он был простой трибун, который смог чудом увести солдат подальше от карфагенян, целых 18 000 человек, что было совсем неплохо.
А что до тех, кто остался в котле, им было уже не спастись. Римские историки утверждали, что в этой мясорубке гибло каждую минуту 600 легионеров. Победа в битве при Каннах стала одной из самых блистательных из всех побед Ганнибала Барки. После поражения Рим был в полном беспорядке. Его лучшие войска были перемолоты, а оставшиеся полностью деморализованы. Военачальники предлагали солдатам уплывать, кто куда захочет и поступать на службу тамошних царей. Сенат разрешил провести человеческие жертвы, чтобы умилостивить богов. На Форуме дважды живьем закопали людей, а в море выкидывали недоношенных детей. Всеобщая истерия парализовала город. «Ганнибал у ворот», ничего страшнее для римлян в ту пору не было.
Ганнибал Барка
Карфагенскому полководцу удалось немыслимое, разбить Рим трижды на его же земле, 150 000 человек мужского пола старше 17 лет было уничтожено среди римских граждан. Разбито 16 легионов и столько же союзников Рима. От «Вечного города» начинают отделяться почти все италийские племена, присягая на верность Карфагену. Греческие города на Сицилии восстают против римского господства. Македонский царь Филипп V объявляет войну Римской республике.
Ганнибал после победы отправил в Рим послов, чтобы начать мирные переговоры на щадящих для Рима условиях. Рим категорически отказался, для него война была теперь только на полное уничтожение. Ганнибал же не имел цели изначально разрушать Рим, он хотел просто разбить римскую армию, чтоб лишить его союзников и вынудить подписать с Карфагеном мир.
Соратники Ганнибала уговаривали его идти на Рим и осадить его. На что карфагенянин отказался.
«Ты умеешь побеждать, но не умеешь пользоваться победой», как было сказано полководцу в лицо. В чем-то может они были и правы. Но Ганнибал мотивировал это малочисленностью фуража и армии. Слишком много было потерь. Потому он решает просто пройтись по Италии. Римляне же приняли полностью Фабиеву тактику и больше не вступали в генеральное сражение, нервируя карфагенян своими «укусами».
Когда римский Сенат смог набрать дополнительную армию, он поручил Спициону высадиться на африканском побережье и перенести войну на карфагенские земли. Так и вышло, испугавшись римской атаки, карфагенский Сенат отозвал Ганнибала из Италии. Прибыв в Африку, Ганнибал проиграл битву при Заме. Проиграв ее, он проиграл всю Вторую Пуническую войну. Избежав смерти на поле боя, он отправился в изгнание, где много лет скитался. Пока не принял яд, опасаясь быть выданным римлянам. Что же до римлян, после победы над Карфагеном они стали самым могущественным государством в Средиземноморье.
А вдруг тогда, после победы при Каннах, Ганнибал из рода Баркидов, с ходу пошел на Рим?
Чтобы стало?
Потеря столицы — это крах. Если бы Ганнибал вступил в Рим, то республика просто развалилась бы - как предположение. Ведь уже начались разговоры об оставлении Рима.
Главный фактор победы — не разгром врага на поле боя, а переход на твою сторону тех, на кого ты сможешь опираться. Карфаген получил поддержку италийских племен, Македонии и греческих городов на Сицилии. С падением Рима, на сторону Ганнибала стали бы переходить и более крупные птицы. Например, нестойкие духом сенаторы. Что дальше? А дальше Ганнибал воплотил бы в жизнь мечту своего отца. Как говорил Гамилькар Барка про своих детей:
«Вот три льва, которых я ращу на погибель Риму».
Иными словами, мы вступили бы в эру доминирования Карфагена. Тот получил бы полный контроль над Средиземным морем. Что же тогда? Тогда вся Европа, да и не только Европа, весь Мир был бы другой. Только подумайте, вместо западных ценностей (которые ругают и которое все-таки соблюдают, ведь мы как минимум более европеизированные, чем племя тамилов), ценности были бы восточные, карфагеняне же были выходцами из Финикии (Сирия, Ливан).
Не было бы римского права и юриспруденции, которую мы знаем, был бы другой календарь, может быть и бетона не было бы. Римляне дали нам бани, акведуки, канализации, водопровод и общий богословский язык. С падением Рима вся история повернулась бы вспять. Хотя подумать, всего лишь город, за тысячи километров от нас, что его падение могло решить. Ответ – все.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!
#история #римская республика #карфаген #пунические войны #вторая пуническая война #битва при каннах #ганнибал барка