ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 39 разворачивает перед читателем две похожие картины Бога, которые вместе составляют третью. На первом портрете Он - Бог, действовавший в прошлом; на втором - Бог, которого автор просит вмешаться в сложившуюся ситуацию. Оба эти портрета вместе изображают вечносущего Бога, способного защитить и избавить Своих.
Псалом имеет две уникальные особенности. Во-первых, стихи 14-18, в слегка модифицированном виде, составляют псалом 69. Как это произошло? Может, Давид впоследствии взял часть этого псалма и превратил ее в псалом 69? Может, более поздний вдохновенный автор, сочиняя псалом 69, заимствовал из псалма 39 пять стихов, которые особенно подходили к его собственной ситуации? А может, Давид включил в псалом 39 часть псалма, написанного ранее? Авторство обоих псалмов подзаголовки приписывают Давиду, оба они обращены к начальнику хора. Наверное, правильнее всего будет считать, что Давид или другой автор воспользовался частью этого псалма и сделал из нее отдельный псалом, псалом 69, имея в виду особую цель.
Вторая уникальная особенность этого псалма состоит в том, что стихи 7-9 Евр. 10:5-9 относит, хотя бы частично, к Иисусу. В этом смысле псалом 39 можно назвать мессианским.
Вследствие разного содержания и разной тональности псалом можно классифицировать и как псалом-благодарение, и как псалом-плач. Как правило, его считают плачем из-за страстной мольбы о помощи в нескольких последних стихах.
Псалом можно поделить на две части, одна из которых обращена в прошлое (ст. 2-11), а другая - в настоящее (ст. 12-18). Первая часть представляет собой восхваление, вторая - мольбу. Вначале автор благодарит Господа за данные Им победы, а потом просит Господа избавить его от свалившегося на него несчастья.
В целом же псалом учит, что Бог - это Бог прошлого и настоящего. Он извлек автора из рва преследования в прошлом, и теперь псалмопевец снова просит Бога избавить его от напастей. Бог помог ему в прошлом и поможет в будущем. Бог вечносущ, Он - постоянный Избавитель для Своих людей.
I. БОГ ПРОШЛОГО(ст. 2-11)
Автор восхваляет Бога за то, что Он сделал для него в прошлом. Оглядываясь назад, он видит Бога. История для него - это рассказ о его Боге.
«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камни ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа» (ст. 2-4).
Помолившись о помощи, псалмопевец терпеливо ждал, твердо уповая на Господа. Первая фраза звучит что-то вроде этого: “Я уповал и уповал”. Он твердо верил, что Бог ответит Ему, и в нужное время так оно и произошло. Будто нагнувшись пониже, чтобы лучше расслышать, Бог “приклонился” к нему и ответил на его вопль. Рисуется картина страшного рва с липкой грязью на дне, куда бросили псалмопевца, - рва, во многом напоминающего ту яму, в которую был брошен Иеремия (Иер. 38:6). Автор говорит либо о болезни, которая чуть не отняла у него жизнь, либо о сокрушительном столкновении с врагами, либо о каком-то ином, сходном, несчастье. Из глубины он воззвал к Богу о спасении, а потом стал ждать, когда Бог избавит его. Через какое-то время Бог вытащил его и поставил на твердый камень. Поставить ноги на камень - образное выражение, означающее полную защиту и безопасность.
Когда Бог спас его, он запел новую песню о полученной помощи. Он позаботится о том, чтобы и другие услышали, что Бог сделал для него. Может быть, когда люди узнают о благодати и удивительной заботе Господа, они со священным трепетом обратят на Него свои взоры и поверят ему так, как верит Давид.
«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и уклоняющимся ко лжи. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить: но они превышают число» (ст. 5, 6).
Такая радость в Боге заставляет Давида благословить человека, который возлагает свою надежду на Бога. Любой может получить помощь, которую получил Давид, если будет ходить с Богом в вере, пребывать в доверительных, послушных отношениях с Ним.
Чтобы иметь благословение, человек должен уповать на Божью мудрость и силу, а не на гордецов, которые кичатся своей собственной силой, и не на неверных, которые предали себя лжи. Часто люди полагаются на гуманизм, то есть на разум и мускулы человека, или же на лжеучения о Боге и жизни. Но Его милость обретут лишь те, кто обращается к Богу, а не к этому ошибочному образу жизни.
Восхваляя Бога, Давид переходит от конкретного события к перечислению всего, что отражает чудеса Божьи. Эти великие деяния Бога выражают Его непреходящую любовь к Его людям. Полагающиеся на Бога попадают в сферу действия Его защиты, заботы и любви. Его ни с кем нельзя сравнить, Он - истинный и живой Бог.
«Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (ст. 7-9).
Правильное восхваление Бога предполагает исполнение наших обязательств перед Ним. Благодарить нужно не только устами. Истинное служение Богу требует послушания Ему от всего сердца. Слова Давида “жертвы и приношения Ты не восхотел” не означают, что Давид не был обязан приносить жертвы, заповеданные Моисеевым законом. Возможно, в этой фразе он намеренно употребил такой стилистический прием, как синекдоха, когда часть выступает за целое. “Послушание от всего сердца” означает полный ответ человека Богу. Для Давида искреннее повиновение включает все, чего требует закон. Богу не нужны жертвы без искренности, обряды без праведности и дела без участия сердца.
Бог открыл Давиду уши, Он освятил их. Это значит, что отныне он должен слушать Божью волю и повиноваться ей. Жизнь в повиновении начинается со слушания Его воли.
Зная Божьи требования, Божий раб будет полностью исполнять их. Его преданность Господу предполагает, что он будет следовать всему, что предписано ему в Слове, или “свитке”, Божьем. Он покорится Богу и будет испытывать радость от такой покорности. Повиновение Богу станет его главной целью.
В Евр. 10:5-7 словами 39:8, 9, взятыми из Септуагинты (LXX), говорится о послушании Божьей воле Христа. Возможно, Давид рассматривал их как тот отклик, который должен иметь благочестивый человек на чудесную милость Божью, но в более глубоком смысле они предвосхищают жизнь Иисуса и Его послушание во время Его земного служения.
«Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» (ст. 10, 11).
Давид делится своей радостью по поводу Божьей доброты с собранием великим, собранием Божьих людей. Он возвещал им о ней и будет это делать всегда. Он расскажет им о Божьей правде - как Он любит Своих и исполняет данные им обещания. Истину о Его величии он не может таить в своем сердце, он должен рассказать о ней другим. Давид говорит, что Бог может видеть его сердце; следовательно, Он знает, что Давид сделал когда-то и что еще сделает для провозглашения Божьей истины.
II. БОГ НАСТОЯЩЕГО(ст. 12-18)
Этот псалом не только о прошлом или о том, что Бог когда-то сделал. Бог, который действовал только в прошлом, это не более чем история. Истории Давиду в его положении было недостаточно; он хотел, чтобы что-то произошло сейчас! Этот псалом также и о том, кем является Бог для Своих в настоящем. Он существовал всегда, Он вечен, Он вне времени; Он - великий СУЩИЙ. Он может ответить на молитвы Его людей сегодня и услышит шепот их страдающих сердец завтра.
«Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Ибо окружили меня беды неисчислимые... так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (ст. 12, 13).
Ситуация заставляет Давида перейти от радостного благодарения к воплю о немедленной помощи. Зная сострадание (нежное сочувствие) и милосердие (заветную верность) Бога, он умоляет Его прийти к нему на помощь. Он хочет, чтобы милости, которыми Бог всегда великодушно одаривал Свой народ, щедро излились и на него. Он нуждается в Боге, который может всегда помочь.
Давид видит две проблемы, требующие Божьего руководства и Божьей благодати. Во-первых, он видит вокруг себя зло. Он не рисует точной картины этого зла; он говорит только, что глубоко осознает свой грех. Мужество оставило его, сила иссякла, и надо что-то срочно делать. Он просит Бога немедленно прийти на помощь.
«Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да смутятся от посрамления своего говорящие мне: “хорошо! хорошо!”» (ст. 14-16).
Во-вторых, Давид видит своих врагов. В своей молитве он хочет прославить Господни желания. Он молится, чтобы Бог избавил его, если на то будет Его “благоволение”. Он стремится к исполнению Божьей воли. Даже личное несчастье не может заставить его поставить свою волю прежде Божьей.
Далее молитва представляет собой просьбу разобраться с его врагами. Давид просит Бога сделать так, чтобы его враги постыдились и посрамились, чтобы они оставили свои злые намерения. Вероятно, это были враги его народа, которые ненавидели Давида, Израиль и Бога Яхве. Они высмеивали Божий народ, демонстрируя свое презрение. Они насмехались над несчастьем Давида. “Посмотрите на Давида и его людей, - смеялись они. - Говорят, он силен и имеет могущественного Бога. Ха-ха! А нам он кажется слабаком”. Давид молится, чтобы Бог властно изменил их планы, чтобы они признали Бога и восхвалили Его.
«Да радуются... все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Господь!” Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой; Боже мой! Не замедли» (ст. 17, 18).
Давид восхваляет Бога за прошлое и настоящее избавление. Затем он призывает каждого, кому Бог когда-либо помог, возрадоваться и громко воспеть об этом. Псалом приглашает всех Божьих людей, где бы они ни жили, присоединиться к Давиду и рассказать всем, что Бог сделал для них.
Говоря о себе, что он “беден и нищ”, Давид просит Бога взглянуть на его ситуацию и вспомнить о нем. “Бог печется о мне”, - с уверенностью заявляет он. Давид знает, что Бог особенно страдает, когда несправедливо обращаются с невинными. Он напоминает Богу, что славит Его в своем сердце как истинного Бога и смотрит на Него как на источник избавления. Поэтому его последняя просьба - “Приди мне на помощь поскорее, ибо Ты - моя единственная надежда”. Он в отчаянном положении и смиренно предает себя и свой народ Богу. Он не хочет злоупотреблять своими взаимоотношениями с Богом, говоря Ему, что делать. Псалмопевец готов терпеливо ждать, когда Бог придет и поддержит его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш Бог, Бог Давида, вечносущ - Он помогал нам в прошлом, помогает в настоящем и еще неоднократно поможет в будущем. Бог проведет Своих людей через любые трудности. Поэтому наше поклонение Богу должно включать в себя восхваление Его за помощь в прошлом и просьбу, стоять рядом с нами во время настоящих испытаний.
Этот псалом заставляет нас спросить: “Кто мой Бог? Действительно ли Он мне Бог? Каковы мои взаимоотношения с Ним? Является ли для меня Его существование просто фактом или же Он - божественная личность, которая была моим спутником в прошлом и является моим соработником и могущественным Богом сегодня?” Центр истинной религии - это повиновение Богу, осознание Его сущности, того, что Он сделал для нас и что Он делает для нас.