Бывая на Петроградской стороне, я всегда стараюсь проехать по Большому проспекту, чтобы засвидетельствовать почтение одному прекрасному дому.
Все-таки дома удивительно похожи на людей. Особенно вечером, когда зажигается свет в окнах.
Они так добродушно смотрят своими теплыми глазами, как смотрят бабушки, которые помнят нас еще детьми, знают обо всех наших радостях и горестях, и всегда рады, когда мы их навещаем.
Но наступает момент, когда мы перестаем быть внучками и внучатами. Бабушки уходят.
И только старинные дома помнят нашу молодость и остаются к нам снисходительны, как близкие люди, как бы не сложилась жизнь.
Дом 44 по Большому проспекту я всегда воспринимала как замок. Мне когда-то казалось, что именно внутри таких домов происходит все самое интересное и значимое.
Возможно именно там живут потомки рыцарей и спасенных ими принцесс, и из поколения в поколение продолжаются начатые предками истории любви, верности и счастья.
Последнее время меня вообще увлекают истории с продолжением. И когда я о ком-то пишу, то стараюсь найти в современности потомков, носителей культурного кода своих великих предшественников.
Думаю, самым интересным человеком, связанным с домом-замком можно смело назвать его создателя- архитектора Ипполита Александровича Претро.
Родился он под Новый Год- 31 декабря 1871 года. Его отец Жан Александр Претро был французским подданным, а мать Шарлотта Гренмарк имела шведские корни.
Хоть Ипполита Александровича и крестили в Лютеранской Церкви Святой Екатерины, но в 1897 году он принял православие.
И влюбленные тайно сбежали в Россию, где судьба их была вполне счастливой и гармоничной. Тикстон благополучно служил садовником в Царском Селе, и его работа достойно оплачивалась.
Материнская линия И. А. Претро имела французские корни.Хоть Ипполита Александровича и крестили в Лютеранской Церкви Святой Екатерины, но в 1897 году он принял православие.
Закончив в 1892 году гимназию, он поступил в Высшее Художественное училище при Императорской Академии Художеств, закончил курс в мастерской Л. Н. Бенуа, и в 1901 году получил диплом художника-архитектора.
В Петербурге по проектам И. А. Претро построено 40 зданий!
Еще во время учебы в 1897 году Ипполит Александрович в Церкви при Академии Художеств обвенчался по большой любви с русской потомственной дворянкой Елизаветой Ивановной Неклюдовой, дочерью тайного советника.
В 1902 году у них родился уже четвертый сын.
Ипполита Александровича коллеги считали не только художником, но и главным идеологом «северного модерна».
Возможно, имея европейские корни, он особенно тонко чувствовал его харизматичность, и его дома действительно были лучшими образцами этого стиля.
Самыми яркой работой кроме дома-замка на Большом пр 44 можно назвать и знаменитый дом Перцова, который по совпадению на Лиговском проспекте имеет тот же номер 44.
И конечно нельзя не вспомнить изумительный по своей благородной красоте дом на Кирочной 22 !
В 1902 году И. А Претро был избран действительным членом Общества Архитекторов. Он не только строил и проектировал, он читал лекции, преподавал .
Кстати за дом-замок на Большом проспекте в 1912 году архитектор получил серебряную медаль в городском конкурсе фасадов.
Хочу показать вам его работу, где Ипполит Александрович проявился не только как архитектор, а как прекрасный художник!
Все кованые детали известной дачи М. А. Клейнмихель на наб. Крестовки 12 выполнены по эскизам И. А. Претро.
Его драконы настолько выразительны, что могли бы соперничать с горгульями любого знакового европейского собора!
Претро много сотрудничал с приютом Принца Ольденбургского и другими благотворительными организациями.
Поэтому в списке его архитектурных творений и женский благотворительный институт Терезии Ольденбургской ( Большой пр.73)
После революции И.А. Претро не покинул Петербург, о чем возможно очень пожалел впоследствии…
Он строил для молодого советского государства дома-коробки и фабрики.
В частности фабрика « Красное знамя»- его творение в духе времени.
Конечно конструктивизм и потребности государства ограничивали его художественные возможности, но жизнь не оставляла выбора.
В 1920 -1930 годах Ипполит Александрович возглавлял архитектурную мастерскую ЛенИзо, продолжал преподавать в Академии, проектировал здания уже не только в Ленинграде, но и Харькове, Перми, Запорожье и Новосибирске.
Он жил в Петербурге( а позже Ленинграде) в им самим спроектированном и построенном доме на ул. Миллионной ( в советские времена ул. Халтурина ) 25 в кв. 8. Квартира находилась на 4 этаже, и возможно имела выход в мастерскую, которая располагалась на последнем этаже дома.
Именно в эту квартиру октябрьской ночью 1937 года на «черной марусе» за ним приехали сотрудники НКВД.
Архитектора арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, вспомнив его мнимое дворянское происхождение. При этом дворянкой в семье была только его жена Елизавета Ивановна…
В числе еще 100 обвиняемых по делу Русского Общевоинского союза, созданного в 1924 году в Белой эмиграции бароном Врангелем, его приговорили к высшей мере наказания.
Ипполиту Александровичу на тот момент было 66 лет, и он вынужден был признать это абсурдное обвинение НКВД И Прокуратуры СССР.
20 декабря 1937 года его с другими обвиняемыми расстреляли.
В то время тела казненных хоронили на Левашовской пустоши.
По удивительному совпадению в этот же день по такому же обвинению был расстрелян его родственник по линии супруги брата - инженер Л.П. Жданов.
Впоследствии потомки поставили в Левашово памятный крест в их память.
Страшный исход… Человек, создававший в Петербурге дома-замки и изящных драконов, попал под жестокие жернова истории.
Что же потомки?
Фамилия Претро в Петербурге не исчезла, хотя судьба четырех сыновей и супруги Ипполита Александровича неизвестна, можно только предполагать их высылку из города ( в лучшем случае).
В квартире 8 по Халтурина 25 вскоре поселился приехавший учиться в Политехнический институт родной племянник И. А. Претро- Герман. Впоследствии он преподавал там.
Все родственники, носящие ныне фамилию Претро, являются потомками родного брата Ипполита Александровича- Александра.
Его внучка Коринна Германовна выбрала художественную стезю. Она успешно занимается станковой живописью и книжной графикой.
Работы Коринны Германовны хранятся во многих российских музеях.
Личности потомков молодого поколения вызывают много споров и сомнений исследователей рода, поэтому я не буду называть вам их имена.
Хотя мне кажется, что эти талантливые ребята даже внешне похожи на своего знаменитого предка. Возможно время все расставит на свои места, и мы еще услышим фамилию Претро в связи с новыми достижениями потомков знаменитого архитектора.
Будете проезжать по Большому проспекту, обязательство засвидетельствуйте почтение Ипполиту Александровичу Претро и его харизматичному дому-замку!
Спасибо за внимание и доброжелательность, уважаемые читатели!
Ведь род не прервался, и в жилах молодых талантливых ребят течет кровь тех, кто создавал облик Петербурга и его культуру.Спасибо вам за внимание и доброжелательность!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще много интересного про Петербург и его окрестности!