Противостояние степи и Руси существовало едва ли не самого основания древнерусского государства. Внук Рюрика - Святослав разбил Хазарский каганат, но ему на смену пришли другие орды, которые доставили немало хлопот русским княжествам своими набегами и нашествиями. Впрочем, взаимодействия между кочевыми племенами и земледельческим населением русской равнины не ограничивались только лишь противостоянием. Русские князья вступали в ситуативные военные союзы со степняками, женились на ханских дочерях и сестрах и разумеется вели торговлю. Самый тяжелый удар из степи пришел в XIII веке, когда нашествие далеких монгольских племен смело устоявшееся было мирное сосуществование в регионе землепашцев и скотоводов. И то и другое население вынужденно было признать верховенство далеких чингизидов, подвергаясь произволу победителей. Vae victis - горе побежденным, гласит римская поговорка и горе это, хлебнула Русь до дна в ту тяжкую эпоху.
Впрочем и победители не долго почивали на лаврах. Вскоре после смерти Чингизхана в его империи начались междоусобные конфликты, которые то затухали, то вспыхивали вновь, и в конце концов, привели к длительной и кровавой «замятне». В ходе этой степной гражданской войны Московское княжество, которое со времен Ивана Калиты сшивало разорванную плоть русского государства вокруг себя, стояло в стороне от основных событий. Лишь на заключительном этапе Белокаменной пришлось вступить в бой против узурпатора Мамая и одержав над ним вверх в Куликовской битве, спаять на том поле брани русский народ.
Так или иначе, когда в состав Московского государства вошли рязанские, мещерские, северские и верхнеокские земли, военно-политическое руководство столкнулось с тем, что протяженность границы со степью выросла до тысяч километров. И пока осколки Золотой орды воевали между собой, угроза с этой стороны была незначительна, однако в конце XV начале XVI века состоялись несколько нашествий со стороны Крымского ханства, на южные земли.
В ходе этих и последующих набегов остро встал вопрос о создании сети оборонительных сооружений и системы оповещения против угрозы со стороны степи.
Следует сказать, что жители окраинных земель к этому моменту сами выработали систему противодействия степной угрозе. Это были города и городки, которые принимали под свою защиту население окрестных деревень, во время нашествия. Для того, чтобы татары не застигли людей в поле, существовала система станиц, секретов и дозоров, которые предупреждали о появлении неприятеля.
В случае, если поселения находились на дальнем расстоянии от ближайшего городка, рядом с этими селами были заповедные густые леса, вырубка которых была строго запрещена. А в первой полосе этих природных насаждений деревья были срублены и повалены таким образом, чтобы максимально затруднить передвижение конницы. Таким образом создавалась естественная преграда на пути всадников, если им вдруг вздумалось бы погнаться за жителями укрывшимися в лесу.
Конечно такие засеки не могли стать полноценным военным укреплением, однако против татарских отрядов, главным кредо которых была скорость, вполне себе хватало. Как правило степняки обходили стороной подобные завалы, считая бесперспективным гоняться за крестьянами по лесам, в то время, как русские отряды, извещенные о прибытии гостей, будут стягиваться к месту прорыва кордона.
Подобные засеки, где позволял густой лес, в последующем делались не только вблизи населенных пунктов, но и в сторону потенциальных направлений обхода главных сторожевых крепостей.
Вдоль пограничных рек по русскому берегу разбрасывались т.н. «чесноки» - металлические противоконные мины, которые были малоопасны для одиноких конников, однако для большой массы всадников представляли вполне себе угрозу. До сих пор любители металлопоиска находят их на побережье Угры, Оки и других рек.
Следует заметить, что помимо крепостей и засек, особую роль в успехе отражения татарских набегов играла и организация кордонной службы, которая оформилась в т.н. «Наказ угорским воеводам» - первый устав пограничной службы. В данном документе был описан регламент организации и ведения охраны границы, действия как на широком фронте, так и легких летучих отрядов.
Небольшие группы русских всадников - разведчиков уходили глубоко в степь и следили за перемещением татар, и в случае каких-то серьезных приготовлений, незамедлительно ставились в известность воеводы близлежащих крепостей.
Кроме того, за каждым определенным участком границы были закреплены воины, которые попарно патрулировали свою территорию. По регламенту от 1571 года им, например запрещалось дважды в одном и том же месте устраивать привал и разжигать огонь. Такое пристальное внимание к деталям организации кордонной службы, говорит о том, насколько важное значение придавалось московским правительством работе в данном направлении.
В случае возникновения опасности, от разъездов и сторож гонцы летели в Москву, где уже принимались решения о том, куда и в каком объеме отправить силы для устранения потенциальной угрозы или преследования неприятеля, если набег все же случился.
К концу XVI века засечная черта стала самой продолжительной в Европе полноценной оборонительной линией и лишь начавшееся Смутное время привело в запустение, этот уникальный с организаторской точки зрения фортификационный комплекс.
Впрочем, угрозы, против которых была возведена когда-то Засечная Черта никуда не делись и к первой половине XVII века правительства первых Романовых вынужденно было восстанавливать её имеющимися средствами. Более того, чтобы максимально обезопасить себя от внезапного нападения с юга, было дополнительно построено множество городков и крепостей.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями в соцсетях. Мир вашему дому!