Найти тему
Время психологии

Что делают будущие психологи при первой встрече в университете? Мой опыт знакомства с однокурсниками

Оглавление

Когда я решила учиться на психолога, то стала активно узнавать об опыте других студентов разных ВУЗов по всему миру. Конечно, всюду свои нюансы, но большинство отзывов упоминали 1 занятный факт:

Их однокурсники на этом направлении адекватные, толерантные, приятные люди в своём большинстве. Тоже самое говорили про преподавателей.

фото @therosereader
фото @therosereader

Действительно ли студенты психологии – другие?

Ещё до начала учёбы я догадывалась, почему это так. Большинство, кто выбирает эту профессию, всё же интересуется этой наукой и до поступления, поэтому их взгляды на многие вещи менее «зашоренные» что ли. Они готовы воспринимать и принимать разность людей, им интересен человек и его поведение.

В первый же день в университете я полностью прочувствовала то, о чём слышала от других. Возможно, если бы мне было лет 18 и это был бы мой первый опыт обучения, то впечатление было бы не таким ярким, но т.к. за плечами есть опыт нескольких школ, двух университетов, нескольких рабочих коллективов, то действительно есть с чем сравнить.

Дальше я расскажу, чем мы занимались в первый день, а параллельно буду делиться впечатлением от происходящего и поведением людей, которое меня (в хорошем смысле) удивило.

Что мы делали на первой встрече?

Встреча официально называлась «ознакомительный тренинг» и проходила весь день (примерно с 10 утра до 6 вечера). Это единственная программа, которая устраивает нечто подобное (а зря!) для первокурсников.

Знакомство

Сначала мы делали нечто, на первый взгляд, кажущееся банальностью: рассказывали о себе. Первокурсников на part-time отделении около 70-80 человек, поэтому нас разбили на группы по 15-16 человек и весь день мы провели в этих группах.

Я, как и многие другие, ненавижу этот вопрос «расскажи о себе». Каждый раз наступает ступор и кажется, что нечего о себе сказать. Преподавательница, которая вела нашу группу, начала первая. Вместо стандартных «меня зовут так-то, веду такие предметы» человек действительно рассказал о себе, о своей жизни, о том, что привело её на эту работу, в эту науку, о своих увлечениях. И это задало тон всем. По очереди каждый рассказывал мини-историю своей жизни, кто-то дольше, кто-то быстрее, кто-то с юмором, кто-то более серьёзно, но самый поразительный факт –

все слушали всех!

Никто злостно не хихикал, не фыркал, не листал ленту соц. сетей в ожидании своей очереди. Люди реально слушали друг друга с неподдельным интересом. И от этого действительно хотелось делиться, а не просто «отшутиться» и передать эстафету следующему.

Другие задания

Остальные задания тоже так или иначе были направлены на то, чтобы мы коммуницировали между собой и узнали друг друга получше.

  1. Разбившись на мини-группы, мы создавали плакаты о наших ожиданиях от учёбы, от сегодняшнего дня, о наших переживаниях и о том, что мы готовы дать другим. После мы обсуждали всё это совместно, а преподаватель прокомментировала наши переживания, немного нас успокоив 🙂 Кстати, каждая группа сказала, что ожидает поддержку, но и сама эту поддержку готова оказывать другим. Это просто бесценное открытие на мой взгляд 🧡
  2. Каждый получил листочек со списком разных фактов (например, «единственный ребёнок в семье», «любит котиков», «не любит готовить» и т.д.). Нужно было ходить по помещению и искать людей, которые подходили под эти факты. Задача, конечно, найти по человеку на каждый факт. Моё любопытное наблюдение – в нашей группе не было ни одного человека, кто являлся бы единственным ребёнком в семье. Даже стало интересно, много ли таких в других группах или это просто такое дикое совпадение? 🤔
  3. Затем мы встали в круг друг напротив друга, каждый получил листик с вопросом, на который нужно было ответить или выразить своё мнение. Потом меняешься листиками и внешний круг смещается на одного человека. Вопросы были разные: и про увлечения, и про смысл жизни. Всякие. Было немного странно вот так чужим людям рассказывать что-то, но забавно.
Это уже фото уставшей, но довольной, меня ближе к концу дня. Оригинал фотки не сохранила, пришлось скачать с надписями из архива историй Инстаграма
Это уже фото уставшей, но довольной, меня ближе к концу дня. Оригинал фотки не сохранила, пришлось скачать с надписями из архива историй Инстаграма

Моё любимое задание

После достаточно странного «опросника» из прошлого пункта, нам сказали, что теперь каждый должен придумать по 2 вопроса, которые ему/ей действительно было интересно узнать у других. На абсолютно любую тему и с любой степенью «глубины». В любом случае у каждого есть право отказаться отвечать, если он не хочет говорить на какие-то темы. Но на самом деле никто не отказывался.

Ограничение по времени на такие диалоги не ставили. В целом у всех получилось за час переговорить в среднем с 4-6 людьми (задать свои вопросы, ответить на чужие). И это было супер-интересно и познавательно! Во-первых, ты действительно спрашивал людей то, что тебя интересовало в данный момент. Во-вторых, по тем вопросам, которые задавали они, ты тоже мог узнать человека получше, понять, что его интересует. В результате этого упражнения возникло ощущение более близкого контакта с людьми, о существовании которых ещё вчера ты и не догадывался.

После этого задания каждый высказался о том, как ему понравилось это упражнение, и абсолютно все были тронуты получившимися короткими, но наполненными, диалогами.

Завершение тренинга

В конце дня нас снова разделили на мини-группы и в каждой группе нужно было создать по «открытке» для участников соседних групп. Таким образом, каждому участнику тренинга презентуют 2 открытки – по одной от каждой группы. В открытках нужно было написать качества, которые мы заметили и за которые хочется похвалить человека, а также некое напутствие/пожелание.

Честно, было сложно создавать что-то уникальное, но не потому что не получилось узнать друг друга, а потому что про многих можно было сказать похожие вещи: приятный собеседник, хороший слушатель, умиротворяющий, дружелюбный и т.п. Кажется, что это какие-то поверхностные прилагательные, когда нечего сказать, но на самом деле действительно собрались именно такие люди там!

Мне было дико приятно получить эти открытки (как и всем), а в особенности потому, что я понимала, что люди были искренни в своих высказываниях, а также осознавала, насколько сложно было выделить что-то особенное про каждого. Открытки постараюсь сохранить до окончания учёбы, приятная память всё-таки о начале этого пути 😊

Кто они – мои однокурсники?

Так как нас разделили на группы, то я познакомилась лишь с теми ребятами, кто был со мной в группе, но была приятно удивлена тому, что большинство людей со мной одного возраста (30+). В нашей группе оказалась всего 1 девочка, которой было 19 лет и несколько человек в возрасте 20-22, все остальные старше. Люди, у которых за плечами уже есть какое-то образование, карьера, у многих дети. Это к слову о том, что многие мне раньше писали, что когда уже есть дети, то нереально поменять профессию и пойти куда-то учиться, – как видите, всё реально!

Уже чуть менее уставшая я, реабилитируюсь огромной кружкой мятного чая на террасе у рижского канала :)
Уже чуть менее уставшая я, реабилитируюсь огромной кружкой мятного чая на террасе у рижского канала :)

Резюмирую

Статья уже получилась очень длинной, простите 😄 Но не представляю, как сократить все эти факты и впечатления. Как вы уже поняли, знакомство прошло успешно. Я буду учиться в кругу приятных адекватных людей. Это не значит, что эти люди станут моими друзьями, но я чувствую себя спокойно, свободно и безопасно в таком коллективе.

Мне жаль, что такие ознакомительные тренинги не проводят для других факультетов (по крайней мере в Латвии), это действительно сближает тебя с людьми, с которыми волею судьбы вы оказались в одной лодке на следующие несколько лет. Но с другой стороны, вспоминая своих однокурсников и одноклассников в других заведениях, я не уверена, что эффект был бы тем же 😆 (к сожалению)

🙏 Если кто-то дочитал до сюда и статья вам понравилась, если было интересно, очень прошу поставить палец вверх, чтобы платформа показала статью и другим читателям!

В комментариях с удовольствием отвечу на ваши вопросы или почитаю о вашем опыте знакомства с однокурсниками в ваших ВУЗах 😊

На всякий оставляю ссылки на другие статьи по теме:

📍«Как я поступала в университет в Латвии на второе высшее? Какие отличия есть с РФ?»

📍«Зачем я решила получать второе высшее? И почему выбрала психологию?»

📍«Как понять, кем ты хочешь стать? Особенно, если тебе уже немного за 30»

✍️ Буду рада подписке на мой канал «Читай всегда, читай везде», чтобы не пропустить новые статьи!

#психология #саморазвитие #личностный рост #образование #личный опыт