А теперь поразмышляйте вот о чем: если бы в мире не было ничего, кроме тишины, то для вас ее просто не существовало бы; вы бы не знали, что это такое. Тишина возникает, когда появляется звук. Точно так же, если бы в пространстве не было объектов, то для вас его тоже не существовало бы.
Вообразите себя сгустком сознания, парящим в необъятных просторах Космоса, в котором нет ни звезд, ни галактик — только пустота. Пространство внезапно перестало бы быть необъятным; его бы не стало вообще. В нем не было бы никакого движения, не было бы перемещения из одной точки в другую. Для существования пространства необходимы по меньшей мере две точки отсчета.
Пространство становится Бытием в тот момент, когда Единое становится двумя. Ничто не может существовать вне пространства, и все же пространство есть ничто. До возникновения Вселенной, до так называемого «Большого взрыва», не было огромного пустого пространства, ожидающего, что ею чем-то заполнят. Не было ни пространства, ни чего-либо вообще. Было лишь Непроявленное — Единое. Когда же Единое превратилось в «десять тысяч вещей», оказалось, что есть и пространство, позволяющее всему быть. Откуда же оно появилось? Может быть, его создал Бог, чтобы разместить в нем Вселенную? Конечно же нет. Пространство — это отсутствие чего бы то ни было, поэтому его никто не создавал.
Выйдите на улицу в ясную ночь и посмотрите на небо. Тысячи звезд, которые вы можете увидеть невооруженным глазом, — это лишь мизерная частичка того, что есть в небе. Сегодня с помощью мощнейших телескопов можно увидеть сотни миллионов галактик, и каждая из них — это «остров во Вселенной», насчитывающий сотни миллионов звезд. Однако еще больший трепет вызывает бесконечность самого пространства, его глубина и безмолвие, позволяющие всему этому великолепию быть. Нет ничего более волнующего и величественного, чем невообразимый простор и безмолвие пространства. И все-таки что такое — пространство? Пустота, не имеющая границ пустота.
То, что в нашей Вселенной, воспринимаемой умом и органами чувств, кажется нам пространством, и есть Непроявленное, воплощенное в конкретных формах.