Найти тему

Снятие табу и расчеловечивание на примере фильма «Платформа». Съешь ближнего своего

Кадр из фильма "Платформа". На "нулевом" этаже создают кулинарные изыски, а внизу люди жрут друг друга.
Кадр из фильма "Платформа". На "нулевом" этаже создают кулинарные изыски, а внизу люди жрут друг друга.

Небольшая лирическая вводная. Если кто сомневается, что мировой кинематограф опекается определенными силами, продвигающими свои мироустроительные проекты, статью не читайте. А посмотрите, например, фильм Шона Стоуна «Секретное задание Голливуда». Ну или поищите другую информацию.

Так вот. Современный кинематограф, по моему убеждению, один из главных «формирователей» того несветлого будущего, в которое ведут человечество. Кто ведет? Не знаю, но прочитайте анекдот про оленя.

В кинематографе используются и пресловутые «окна Овертона», и прямая пропаганда, и всякие хитрые изыски типа программирования. И есть такая вещь, как снятие табу.

Человечество выработало различного рода табу, с помощью которых как бы отделилось от природы. Культура любого общества – это определенные правила, включающие систему строгих запретов. С помощью таких запретов – табуирования – человек, собственно, становился человеком. То есть действовал не на инстинктах, а осознанно что-то себе запрещая.

Табуированию подвергалось, в первую очередь, все то, что несло угрозу обществу и вообще касалось выживания. Одно из самых первых табу – инцест. Потом мужеложство и другие перверсии. Появилось и табу на каннибализм.

Ну а современный кинематограф (да и не только он) часто занимается тем, что эти табу снимает. То есть снимает табу, сделавшие человека человеком. Тем самым занимаясь расчеловечиванием. Начинается с малого и… Одна тематика ЛГБТ в современном кино чего стоит.

Так вот. «Платформа» - прекрасный образчик такого расчеловечивания. Отмечу три примечательных момента.

1. Собственно, снятие табу на каннибализм.

Люди жрут друг друга без какого бы то ни было сомнения. Проблема именно в том, что без сомнения. То есть вокруг этого нет никакой трагедии. Съедание близкого показано как необходимость и по сути оправдывается. Мол, не мы такие, жизнь такая. Что ж делать, раз больше нечего есть?

Но постойте. Я помню видел давно какой-то фильм о крушении самолета в горах. Часть выжила, у них кончилась еда и они принимали решение – есть ли умерших сотоварищей. Так там вокруг этого разворачивался конфликт, была показана человеческая трагедия, метания, сомнения и альтернатива - те, кто не стал этого делать даже под угрозой голодной смерти.

А в этом фильме каннибализм показан как что-то само собой разумеющееся. Ведь если не сожрешь собрата – умрешь сам. Поэтому, что тут такого? Хочешь жить - ешь.

Не очень хочется рядом с этой гадостью упоминать блокадный Ленинград, но для понимания. В блокаду случаи каннибализма были крайне редки и карались максимально строго. Люди готовы были умирать с голоду, но не становится людоедами. Потому что были людьми.

А в фильме этот запрет снимается. Поедание ближнего становится нормой. Оправданное выживанием, но нормой.

2. Программирование и образ будущего.

В фильме очень наглядно показан принцип многоэтажного человечества. Когда верхам достается все, низам – ничего. И поэтому начинается грызня. Это общество, где человек человеку – волк. Основополагающий принцип буржуазного общества - все против всех, но без регулирования, без законов, без полиции и пр. Так сказать, чистая конкуренция без всяких ненужных регуляторов.

Кто-то скажет, что фильм остросоциальный и не программирует, а отражает действительность. Да, и это тоже. Но у медали всегда две стороны. Можно отражать реальность, отвечать на запрос, и при этом утверждать эту реальность, подстегивать низменные запросы, формировать образ будущего, выгодный создателям произведения.

Да и в целом фильм трудно назвать жизнеутверждающим. Герои по сути сами превращаются в каннибалов и убийц. Пытаясь вразумить людей словом, они быстро бросают это дело и берутся за арматуру. Тут проскакивает еще та мысль, что человека изменить нельзя – что он зол по своей природе. Идея отвратительная и абсолютно губительная.

Концовка невнятная, систему изменить не удается. По сути, как бы утверждается посыл: а) привыкайте к такому, будет такой ад и в нем, если хочешь выжить, нужно есть ближнего, б) положительным героям тоже можно есть ближних, потому что договориться не получиться, потому что люди – звери.

3. Русские!

Одна, казалось бы, мелкая деталь, которая о многом сказала. Присутствие в фильме русских. В одном из моментов показаны наиболее отвратительные персонажи – и они говорят по-русски. Случайность? Конечно, нет. Это целенаправленное введение в сюжет русофобии, как одного из глобальных трендов. (Зачем его вводят – отдельный вопрос).

Это небольшое, но с головой выдающее создателей фильма подтверждение, что фильм снимался не просто так. Это не «художественный поиск» и не отражение реальности. Это определенный заказ, в котором надо было отработать несколько тем: снятие табу, программирование, русофобию.

Все вышесказанное, конечно, можно легко опровергнуть, так как доказать однозначно замысел режиссера невозможно. Но на то и существуют аналитика, чтобы сопоставлять отдельные факторы и видеть нечто целое.

И я повторю начальную мысль. Кинематограф является одним из инструментов оскотинивания и расчеловечивания. (Это не означает, что не создается достойных фильмов, вроде, где-то еще создаются). Но в данном случае фильм занимается именно этим - утверждает антигуманизм и античеловечность.