Эта статья — демонстрация монет, которые отчеканил гениальный мастер по изготовлению поддельных старинных монет Карл Вильгельм Беккер, Он не просто копировал античные монеты — он создавал шедевры монетной чеканки в стиле выбранной им эпохи.
Карл родился в 1772 г. в немецком городе Шпайере в семье торговца вином. Для того, чтобы юноша смог продолжить фамильный бизнес, отец отправил его на стажировку в Бордо к своему знакомому — где же, как во Франции, можно было постичь секреты виноделия и виноторговли ?
Знакомый отца не только приобщил немецкого юношу к таинствам виноделия и виноторговли — он оказался еще и нумизматом, и именно он привил юному Беккеру любовь к нумизматике. Карл начал читать книги об античных монетах, стал делать их зарисовки и даже брал уроки у местного гравера — пока это было только хобби будущего торговца вином.
Вернувшись в Германию, Беккер должен был заняться, наконец, делом как и подобает добропорядочному немцу: он женился и занялся торговлей, сначала — вином, потом — сукном. Но не заладилось ни одно, ни другое: брак его распался, а фирма обанкротилась.
В 1806 г. Беккер перебрался в Мангейм и открыл ювелирную лавку — работа по продаже ювелирных изделий и особенно по продаже монет позволила ему проявить знания в нумизматике и применить приобретенные еще во Франции навыки гравера.
В какой-то момент Беккер решился наряду с подлинными монетами предложить покупателям монету своей чеканки как старинную монету — ее купили. Используя золото и серебро своей ювелирной лавки, он многократно увеличивал стоимость драгоценных металлов, выдавая собственную чеканку за редкие античные монеты.
Как ему это удавалось ?
Беккер никогда не экономил на пробе драгоценного металла — он брал оригинальные золотые и серебряные монеты, не относящиеся к разряду редких, и перечеканивал их уже с новым дизайном, продавая такие монеты не как монеты массового тиража, а как монеты редчайшие — за очень большие деньги.
Беккер был гравером, который не применял в своей работе уже распространенные в начале XIX века механические приспособления типа пресса — это была только ручная работы, требовавшая от гравера долгого времени на изготовление каждого штемпеля, которые он не мог использовать часто — у покупателей могли возникнуть подозрения.
Беккер был не просто хорошим гравером — он был нумизматом, хорошо представляющим себе возможные сюжеты античных монет. Заимствуя сюжеты для своих монет из известных ему артефактов — античных скульптур и керамики, он обеспечивал для монет своей чеканки статус редких монет с соответствующей этой редкости ценой.
Перед искусным гравером Беккером, который хотел выдавать свои только что отчеканенные монеты за монеты, отчеканенные несколько столетий и даже тысячелетий тому назад, стояла ещё одна задача — эти монеты нужно было уметь состарить.
С этой целью Беккер прикрепил небольшой ящик к рессорам своей коляски, клал в ящик землю и металлическую стружку, для получения налёта в виде оксидных смол добавлял экскременты животных и в эту смесь помещал новенькие монеты своей чеканки, которые в процессе тряски по дорогам постепенно приобретали вид старинных коллекционных монет.
В итоге у Беккера все получилось.
Вскоре его ювелирная лавка превратилась в престижный антикварный магазин, где продавались картины, скульптуры, фарфор ну и, конечно, старинные монеты, среди которых были и оригиналы — так поделкам Беккера было проще затеряться среди подлинных античных монет.
Авторитет Беккера как продавца антиквариата был непререкаем: великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, который сам коллекционировал старинные монеты, неоднократно обращался к нему за советами и отмечал высокий уровень экспертности Беккера в области нумизматике, что было, конечно же, истинной правдой.
Бизнес процветал, Беккер обрастал клиентурой, и не только в Германии — нумизматы их Австрии, Италии и других европейских стран приобретали античные монеты в престижном магазине у человека , чье экспертное мнение как нумизмата дорогого стоило и перевешивало обычные в таких случаях сомнения покупателя при покупке достаточно дорогих, но без всякого сомнения очень редких и красивых монет.
Успех в продаже хорошо известных видов старинных монет — греческих тетрадрахм и римских денариев — подтолкнул Беккера к мысли о создании своими руками таких античных монет, которых в принципе никогда и не было. Так был «открыт» для нумизматов «антипатер» — монета древних македонцев, созданная воображением и руками гравёра Карла Вильгельма Беккера.
Бизнес Беккера процветал, он сам богател. Опасность разоблачения пришла оттуда, откуда ее не ждали.
Постепенно наполняя коллекции нумизматов своими монетами, он сделал неизбежное — продаваемые им подделки под античные монеты стали выделяться из общей массы только им присущим художественным стилем.
Даже при смещении изображения по оси это выглядело не как ошибка чеканщика, а как задуманная композиция, убирающая с монеты несущественные подробности.
Монеты работы Беккера выглядели не как вышедшие из обращения реальные деньги, а как законченные произведения искусства, в которых отсутствуют лишние детали для их оформления.
В первую очередь на это обратили внимание те, в чьих коллекциях собралось достаточно много монет работы Беккера. В 1822 г. директор Императорского кабинета античности и нумизматики в Вене обвинил Беккера в продаже копий античных монет.
Публично высказанное обвинение от авторитетного эксперта Беккер игнорировать не мог: даже подкреплённое только догадками подозрение грозило ему не только потерей клиентуры.
Покупатели его монет были представителями зажиточных слоев общества: почувствовав себя одураченными, эти влиятельные люди могли потребовать наказать Беккера за мошенничество.
Под угрозой судебного разбирательства, Беккер делает признание о том, что он действительно иногда чеканил копии античных монет, но они составляли только небольшую часть тех монет, которые он продавал в своём магазине — возможно, так оно и было.
Вскоре Беккер опубликовал каталог, в котором показал 296 античных монет своей чеканки.
Он даже продемонстрировал штемпеля, которыми пользовался — вероятно именно те, оттиски с которых вызвали столько нареканий в его адрес.
Тюрьмы Беккеру удалось избежать, но его бизнес рухнул: после признания в изготовлении копий монет покупатели потеряли интерес и к продаваемым им картинам, и к скульптурам, и фарфору.
Умер Карл Вильгельм Беккер в 1830 г. в нищете, безуспешно пытаясь заинтересовать своими уникальными штемпелями музеи.
В 1836 г. вышел 1-ый посмертный каталог монет работы Беккера, в 1843 г. — 2-ой каталог, уже выросший в объеме за счет обнаружения новых монет, приписываемых Беккеру.
На сегодня идентифицированы 350 старинных монет работы К.В.Беккера: в основной массе это древнеримские (136) и древнегреческие монеты (133), а также монеты древних германцев (визиготы) и франков эпохи Каролингов и Меровингов.
Эти монеты внесены в современные каталоги — см. George Francis Hill — наряду с работами таких менее известных изготовителей поддельных старинных монет как Caprara, Christodoulos, Slavey Petrov и Chavdar Lipanov.
А сколько стоят сейчас монеты работы Карла Вильгельма Беккера ? Взгляните на фото этой монеты.
13 марта 2013 года эта копия декадрахмы, изготовленная К.В.Беккером, была продана на онлайн аукционе за 1 840 долл (включая 15 % комиссию).
Годом позже уже оригинал этой монеты, отчеканенной в Акрагасе, на Сицилии, ориентировочно в 409 г.-406 г. до н. э., на аукционе Gorny & Mosch 10 марта 2014 года был продан за 28 721 долл ( включая 15% комиссию).
Оригинал — он, конечно, дороже копии, даже — самой лучшей. Но ведь Беккер не только копировал — он ведь и создавал в XIX веке новые образцы античных монет !
В нашем XXI веке эти монеты уже воспринимаются как оригиналы работы великого мастера чеканки из далекой эпохи, и их тоже в свою очередь копируют, выдавая за оригинальные работы К.В.Беккера — такие монеты иногда всплывают на аукционах.
К.В.Беккер навсегда вошел в историю нумизматики, а изготовленные им монеты хранятся в музеях и у отдельных коллекционеров, которым посчастливилось иметь в своих коллекциях... копии ? Да нет — именно оригиналы работы самого Карла Вильгельма Беккера !
Вполне возможно, что некоторые монеты работы Беккера не идентифицированы до сих пор — присмотритесь к своим коллекциям повнимательнее !
О самых известных СОВРЕМЕННЫХ ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКАХ читайте в моей статье 👉
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки … если узнали что-то новое для себя.
А за репосты — буду очень благодарен!
👌