Это уголовное дело вошло в историю как «Дело Нельской башни». Трех невесток французского короля Филиппа IVКрасивого обвинили в супружеской измене. Последствия были кошмарными.
Обвинение предъявил сам Филипп IV. Аргументы были бредовыми, но обвинительный приговор не заставил себя ждать. Почему король пошел на это? Возможные рациональные мотивы этого поступка мы уже разобрали в предыдущей статье. Если кратко, то рациональных мотивов в этом безумии найти не удалось. И сам король, и Франция от разразившегося скандала только проиграли. Но что самое странное, король Филипп IV был зрелым и опытным монархом, и тем не менее пошел на это. Он понимал, что предъявленное обвинение разрушит и его собственную репутацию, и жизни сыновей и внучек. Но, когда дочь Изабелла подкинула идею о неверности невесток, в подсознании Филиппа как будто спусковой крючок сработал. Он как будто очень хотел поверить в то, что его сыновьям изменяют жены. Хотел, и искренне поверил. Поэтому и был так жесток, считал, что поступает правильно. Но почему? Здесь нужно искать возможные психологические мотивы.
Чтобы разобраться в психологических мотивах поведения Филиппа IV, необходимо понять, каким он был человеком и что пережил. Современники описывали Филиппа как холодного и бесстрастного человека. Это не объясняет конкретных поступков, но такие люди часто ранимы и долго переживают из-за полученных душевных травм. А какие травмы могли быть у Филиппа IV?
Самое очевидное, это его брак. Женой Филиппа IV была Жанна I Наваррская. Она умерла при невыясненных обстоятельствах, якобы при родах, в 1305 году за 9 лет до этих событий. Жанне было 32 года. По каким-то причинам современники обвиняли Филиппа IV в убийстве собственной жены. Никаких доказательств этому не было. Но если он ее действительно убил, то только по причине ревности и из мести за супружескую измену. Политических причин у него особых не было. И после смерти жены король больше не женился и якобы очень страдал по ней, потому что любил всю жизнь с детства. Было это или не было, мы уже никогда не узнаем. Но если было, то измена любимой жены могла нанести ему чудовищною травму. Если уж Филипп даже пошел на убийство матери своих детей и крайне выгодной жены.
Но с другой стороны, даже если Филипп и убил свою жену при таких обстоятельствах, ему же хватило самообладания хотя бы не устроить публичный скандал и не обвинить супругу. Получается, что самообладание тогда позволило ему не разрушить жизнь своих детей, собственную репутацию и не навредить интересам Франции. Филипп просто тихо-мирно убил свою жену и на этом успокоился, как бы кошмарно, это не звучало.
Если все было именно так, то подозрения дочери Изабеллы в отношении неверности невесток могли послужить спусковым крючком для неконтролируемой ненависти Филиппа IV. Но если уж тогда он ограничился тихим убийством жены, то что теперь заставило его устроить такой разрушительный скандал? Не сходится. Маловероятно.
Тогда вторая попытка. Филипп IVочень сильно любил свою дочь Изабеллу. Это было очевидно. Изабелла в двенадцатилетнем возрасте уехала в Англию, чтобы выйти замуж за молодого короля Эдуарда II. Но этот брак был несчастливым. Все годы нахождения в Англии Изабелла и Филипп переписывались. Их переписка носила личный, трепетный характер. Это были письма любящего отца и дочери. А тут в 1312 году, за 2 года до этих событий у Изабеллы родился сын Эдуард. А что происходило у сыновей? 5 внучек и все. Ни одного внука.
И вот, на таком фоне, любимая дочь сообщает отцу, что подозревает невесток в супружеских изменах. О роли Изабеллы Французской в этой истории я уже подробно писала. И, вуаля, бомба в душе короля Филиппа взорвалась. Он готов был поверить во все, что угодно. Схема сошлась. Он устраняет невесток, а вместе с ними и сыновей. А сам объявляет внука Эдуарда наследником французского престола. Забирает его и дочь Изабеллу из Англии и воспитывает мальчика сам. А потом, не стоит забывать, что его малыш Эдуард наследник еще и английского престола. Так можно будет потом прибрать к рукам и всю Англию. Конечно, англичане так просто не сдадутся, придется повоевать. Но французам это не в первой.
Прочитали? Версия насквозь бредовая. Бредовая? Была бы бредовая, если бы речь шла о ком угодно другом, а не о Филиппе IV. А что Филипп IV? А Филипп IV, это, между прочим, тот самый человек, которому уже удалось невозможное. Именно он смог, ни много ни мало, а разгромить могущественный орден тамплиеров. А это казалось невозможным.
Вот и представьте себе, какое душевное состояние в короле Филиппе оставила такое яркая и внушительная победа. Наверняка, он поверил, что если уж смог сокрушить непобедимый орден тамплиеров, то сможет теперь все. Что ему Англия, откуда еще надо умудриться забрать наследника их престола? Что ему законы престолонаследия, согласно которым до внука Эдуарда на французскую корону стоит очередь из трех законных сыновей самого Филиппа IV? Он, король-победитель, он может все. И ему всего 46 лет. Разве это возраст? Еще успеет внука вырастить и на престол посадить.
Могло быть так? Кто знает? Может быть, если бы в том же 1314 году Филипп IV не умер в результате несчастного случая на охоте, все так бы и случилось. Но он умер 29 ноября 1314 года. Менее чем через год после суда над невестками. И все. Ситуация резко изменилась. Но это уже совсем другая история.
Спасибо за внимание, уважаемые читатели.
А как вы думаете, предложенные мной психологические мотивы могли иметь место? Или все было совсем по-другому? Может, вы считаете, что Дело Нельской башни имело другие предпосылки? Пишите в комментариях.