Пишешь книгу, верстаешь ее, регистрируешь в Минкульте (причем, можно и обойти эту необходимость), заключаешь договор с типографией – произведение готово, можно выставлять на продажу! А иной раз можно и бесплатно все сделать, если договориться с издательством о помощи в производстве тиража и его реализации. Что может быть проще! Сейчас книжное дело поставлено на поток, и написать какую-нибудь «нетленку» может хоть школьник. В Советском Союзе все было иначе. СССР уделял большое внимание пропаганде и донесению до народа правильных с идеологической точки зрения мыслей. Издательство в нашем недавнем прошлом было делом государственным и очень ответственным, опубликоваться иной раз было сложнее, чем сбежать из страны!
Союз писателей, Госкомиздат и прочие круги ада
Ленин еще в 1905 году выдал мысль, что вся печать, хоть книжная, хоть брошюро-листовочная, должна быть подконтрольна партии, то есть государству.
С точки зрения Владимира Ильича, литература – настолько мощное пропагандистское оружие, что им можно целую страну поставить на колени, не выпустив ни одной пули.
Нужно отдать должное вождю революции, он полностью прав.
Ожидаемо, что сразу после событий 1917 года большевики сделали издательство книг почти полной государственной монополией. Почему почти? Потому что некоторые частные издательские дома некоторое время продолжали работать в прежнем режиме – они не занимались антиреволюционной деятельностью, книги их были познавательными и полностью нейтральными с точки зрения политической:
- «Гранат»;
- «Братья Сабашниковы»;
- «Издательство Сытина».
Эти небольшевистские издательские дома занимались активным просвещением населения, выпуская литературу, связанную с творчеством А. С. Пушкина, рассказывающую о памятниках архитектуры и пр. С приходом НЭПа и вовсе ситуации начала разряжаться. Конечно, государственные издательства были в приоритете, но частные дома получили относительную свободу, хотя и цензурировались нещадно.
Ну, а с начала 30-х годов все встало на «стабильные рельсы» и не сходило них до конца 80-х. Человек, желающий издать книгу, должен был:
- согласовать тематику с государственным органом или в Союзе Писателей;
- написать произведение;
- пройти кучу комиссий и согласований в Совете министров по печати или, с 1972 года, в Госкомиздате.
Только после полного одобрения государственными органами книгу можно было запустить в печать, часто за счет государства.
Стоит ли говорить, что многие произведения отклонялись или изменялись до неузнаваемости, например, из-за очернения советской действительности, продвижения «неправильных» мыслей и пр.
Тем не менее, общий книжный тираж, выпущенный в СССР, составляет порядка 40 млрд. экземпляров.
Слово о самиздате
Не нужно путать самиздат современный и советский. В наше время это просто издание книги силами автора и за его счет. В СССР же к самиздату относилась или так называемая «серая литература» или полностью нелегальная. Причем, распространялись в тени не только авторские произведения советских граждан, но и многие запрещенные книги, завезенные из-за границы:
- в домашних условиях перепечатывались на машинке;
- распространялись через друзей-знакомых или закрытые книжные клубы.
Например, через самиздат проходили произведения Солженицына, Пастернака, Булгакова. Про иностранцев и говорить нечего – народ их читал массово, но втихаря.
Впрочем, к концу 80-х ситуация перевернулась. Начали появляться первые частные издательские дома, цензура ослабла, на рынок хлынули такие книги, которые еще десятилетие назад могли принести своим авторам если не тюремный срок, то общественное порицание, как минимум.