Найти в Дзене
Дестрой

Валяющиеся посреди леса ступени уникальных ядерных ракет "Барк" не пошедших в серию для подлодок проекта "Акула"

Сегодня мы вам покажем действительно уникальные вещи. А именно, валяющиеся в лесу ступени не пошедшей в серию межконтинентальной баллистической ракеты Р-39УТТХ "Барк", создававшейся в 1980-х - 1990-х гг. для размещения на знаменитых гигантских ракетных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 941 "Акула".

Схематические изображения ракеты Р-39УТТХ .
Схематические изображения ракеты Р-39УТТХ .

Разработка твердотопливной баллистической ракеты БРПЛ 3М-91 Р-39УТТХ "Барк" началась в 1986 г. в составе пускового комплекса Д-19УТТХ, создаваемых в противовес американским ракетам "Трайдент-2".

Занималось этим проектом знаменитое конструкторское бюро им. Макеева, имевшее большой опыт создания БРПЛ для подводных лодок. Так уже в 1987 г. был утверждён график переоборудование РПКСН проекта 941 "Акула" новым пусковым комплексом для этой ракеты. По плану подлодки должны были перевооружаться поочерёдно.

Прижизненные фотографии ракеты Р-39УТТХ в цехах перед отправкой на полигон Нёнокса в 1998 г., найденные в интернете на сайте Арсенал-Инфо.
Прижизненные фотографии ракеты Р-39УТТХ в цехах перед отправкой на полигон Нёнокса в 1998 г., найденные в интернете на сайте Арсенал-Инфо.

В интернете есть данные по всем шести заказам на перевооружение "Акул". Заказ-711 должен был быть завершён в 1994 г. заказ-712 в 1997 г., заказ-713 в 1999 г., а заказы 724, 725 и 727 после 2000 г.

Фотографии гибкого конического надувного насадка аэродинамического обтекателя ракеты Р-39УТТХ в транспортном и полётном положении, выставленного в историческом музее Южного Урала.
Фотографии гибкого конического надувного насадка аэродинамического обтекателя ракеты Р-39УТТХ в транспортном и полётном положении, выставленного в историческом музее Южного Урала.

Предполагалось, что ракета будет нести десять термоядерных боевых блоков мощностью по 200 килотонн на расстояние более 10 000 километров и иметь оснащение системой прохода через лёд для обеспечения пусков из под ледяного панциря в Арктических широтах. Помимо оптимальной траектории ракета должна была уметь лететь и по настильной траектории, ускоряя доставку боевых блоков к цели почти в 2 раза. Стартовый вес этой ракеты составлял более 80 тонн при длине в 16 метров

К распаду СССР наземная отработка новой ракеты была завершена, но из за выхода бывших республик из состава союза, в которых осталась часть производственных мощностей, в КБ пришлось прибегнуть к работам по замещению некоторых систем ракеты и изменить тип топлива, что продлило отработку систем до 1996 г.

Фото останков ракеты Р-39УТТХ после неудачного пуска в ноябре 1997 г. из архива пользователя Slaanesh с форума militaryrussia.ru.
Фото останков ракеты Р-39УТТХ после неудачного пуска в ноябре 1997 г. из архива пользователя Slaanesh с форума militaryrussia.ru.

Финансирование работ велось слабо, а пробные пуски с Нёнокского полигона проходили неудачно и после третьего неудачного пуска Р-39УТТХ в 1998 г. в Министерстве Обороны Российской Федерации было решено прекратить работы над комплексом, который к тому времени был готов на 73%.

В итоге вместо сложной в производстве ракеты 3М-91 "Барк" была разработана новая менее габаритная и более дешёвая ракета 3М-30 "Булава", а проект ракеты "БАРК" был предан забвению.

-6

Тем не менее отработанные на испытаниях ступени ракеты сохранились в одном лесу на одной заброшенной площадке.

-7

Этот лес когда-то был запретным и конечно же сильно охранялся. Основную территорию окружал забор с колючей проволокой.

-8

За которым стояла периметральная защита "Радиан", а может и вовсе электрозаграждение. Уже сложно понять по останкам.

-9

У бетонной дорожки тут и там стояли караульные будки.

-10
-11

Они пустуют уже много лет.

-12

А пройдя по одной из бетонных дорожек можно прийти к этому месту.

-13

Где вокруг по лесу валяются ступени этой самой ракеты, которые "жгли" на испытательных стендах.

-14

Почему они были просто так выброшены в лес мы не понимаем.

-15

Ведь здесь можно было бы собрать полноценный экспонат для музея.

-16

Первые встреченные три небольших куска ракеты лежат прямо у дорожки.

-17

На одном даже осталась заглушка.

-18

Вероятнее всего это части второй и третьей ступеней ракеты, ноьвсё ещё впереди.

-19
-20

Как видно, все эти ступени немного разные.

-21
-22

И исписаны различными технологическими маркировками.

-23

Сбоку имеется полоска с шахматной раскраской.

-24
-25

Посмотрим подробнее на них.

-26

Места соединения различных систем.

-27

Всякие надписи.

-28
-29

И разъёмы.

-30
-31
-32
-33

Простите за сравнение, но по сути ракета "нарезана как колбаса".

-34
-35

С другой стороны дорожки лежит самая большая ступень длиной 8,4 метра.

-36

Сопло сразу даёт понять, что это двигатель первой ступени.

-37
-38

Причём прошедший стендовые испытания.

-39
-40

На ступени даже есть маркировка "Макет для определения температурных полей".

-41

Изначально при разработке ракеты планировалось оснащать первую ступень двигателем 15Д305, разработанном и производившемся в УССР в КБ "Южное" , но в связи с распадом СССР, с 1992 г. разработкой нового двигателя занялось Пермское НПО "Искра" под руководством генерального конструктора М. И.Соколовского. Судя по маркировке, этот двигатель 3Д65 применялся и в ракете Р-39.

-42

Так выглядят волокна без краски из которых сделаны ступени. Они изготавливались из органопластического композиционного материала с повышенной удельной прочностью на основе волокна типа "Армос" методом намотки нитей типа "кокон".

-43

Прочно скреплённый с корпусом двигателя заряд твёрдого топлива имел специальный звездообразный сквозной канал.

-44
-45

И снова очередной кусок ракеты.

-46

Вероятно это часть второй ступени или её двигатель, только без сопла. Вторая и третья ступени соединялись межступенчатым отсеком, а общая длина их составляла 5,9 метра со сложенным насадком.

-47
-48
-49
-50

Неподалёку валяется ещё один кусок поменьше.

-51

Вроде бы это двигатель разведения боевых блоков от третьей ступени ракеты, но точно сказать сложно.

-52

Третья ступень ракеты и ступень разведения боевых блоков располагались тандемно и были соединены между собой передним узлом стыка.

-53
-54

А где же головная часть или хотя бы её имитация?

-55

А тут неподалёку лежит и сам разломанный аэродинамический углепластиковый обтекатель к которому крепился складной насадок носовой части. К сожалению он сильно пострадал и узнаваем лишь с такого ракурса.

-56

А привезли эти ступени сюда по этой ныне заросшей железнодорожной ветке, которая приводит к ангару неподалёку.

-57

Когда-то в этот заросший ангар заходили поезда с ракетами.

-58

Теперь здесь даже не сохранилось путей.

-59

Да и от ворот в него осталась лишь одна створка.

-60

А вокруг можно встретить заглушки для двигателей ракет и их ступеней. Такие вот находки порой скрываются в лесу.

А на этом всё.

-61

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.