«Храбрость проявляется не только тогда, когда человек надевает доспехи, берет в руки копьё и алебарду и идёт в бой. Увидеть, обладает он ею или нет, можно даже тогда, когда он сидит на циновке и живёт повседневной жизнью.»
Дайдодзи Юдзан.
Легендарная культура, которая гнала холодную кровь по венам самурая, которая помогала ему преклониться перед другом и встать во весь рост перед врагом, - бусидо, в переводе: путь воина, завоевало популярность не только на Востоке. Открытость культурных границ сегодня – это одна из тех причин, по которым западному человеку довелось услышать о безжалостном к своим носителям культурном течении прошлого.
В прошлых публикациях мы разбирали как персонализированное бусидо ронина, практически не рассматривающее служение, так и универсальное бусидо самурая, которое является золотой серединой между классическим и вольным бусидо.
Время чтения - меньше восьми минут.
В этой статье речь пойдёт об эталоне классического бусидо в послевоенный период перерождения самурайства в 17-18 веках. Дайдодзи Юдзан – виднейший представитель нового каноничного пути воина, который не только словом, но и делом доказывал действенность идеалов, которые он пытался распространить.
Его «Будосёсинсю», или же «Наставления на воинском пути», является ключом к пониманию коренных принципов бусидо: в этой книге содержатся воскрешённые на новый лад принципы, не утратившие глубины традиций.
Также данное произведение содержит множество коротеньких глав относительно каждой сферы жизни и, само собой разумеется, к каждой сфере прилагается детально описанная обязанность настоящего самурая вплоть до малейших телодвижений. В «Будосёсинсю» таится и прочая мудрость, однако здесь мы разберём те основные качества, которые культивируются легендарным бусидо.
Как писал Дайдодзи Юдзан: «В бусидо есть три первостепенных качества: верность, правильное поведение и храбрость.» Но я бы зашёл немного дальше: я смею предположить, что правильное поведение и храбрость - это следствия верности.
Верность является центром тяжести Пути воина. Но для того, чтобы показать, насколько бусидо проработано как идеология, рассмотрим три аспекта: долголетие, правильное поведение и храбрость.
1. Долголетие
Дайдодзи Юдзан сказал: «Самурай, который является рыцарем и получает жалованье от господина, не должен считать принадлежащими себе ни свою жизнь, ни себя самого.»
Вокруг населения Японии сложился образ долголетия, что является правдой, ведь японцы живут в среднем от 80 до 90 лет. Почему этой традиции уже так много лет? По моему мнению, ответ, каким бы на первый взгляд странным он ни был, гласит: влияние бусидо.
Если самурай пьянствует, имеет множество плохих привычек и ведёт изнеженный и распутный образ жизни, он вредит своему здоровью. Иными словами, он отнимает у себя годы жизни, которые он не просто должен отдать своему господину, но которые ему даже не принадлежат.
Разве мы, когда одалживаем какую-либо вещь, начинаем её пачкать и ломать? Нет. Мы бережём её в целостности и сохранности, чтобы отдать её назад такой же, какой мы её взяли. Так же и с жизнью: истинному самураю запрещено губить своё здоровье, потому что оно принадлежит его господину.
Мало того: если самурай, обрюзгший от трапез и ослабевший от развлечений, не сможет защитить своего господина или выполнить его приказ, то это хуже, чем самый позорный конец жизни.
2. Правильное поведение
Дайдодзи Юдзан говорил: «Ни в коем случае не следует оказывать помощь без веских причин, ввязываться в дела, которые не имеют значения, или принимать на себя обязательства в том, что не касается тебя самого, только ради того, чтобы сделать так-то или дать совет.»
Иными словами, самурай должен крайне осторожно давать обещания и принимать на себя обязательства, если это не связано со службой. Ведь честь для самурая – превыше всего, а невыполненное обещание порочит её.
Честь самурая тесно связана с авторитетом его господина: то есть если самурай запятнает свою честь, он подвергнет опасности честь своего господина. Такого не может позволить себе ни один истинный самурай.
Авторитет и честь завязаны в том числе на службе. Именно служба, а не служение играет решающую роль в жизни самурая: служение можно отнести к разряду религии, хотя она для самурая также важна, но ценность службы, в привычном для нас понимании работы, какой бы она ни была, тянется красной нитью через всю японскую культуру вплоть до наших дней.
Всем известен трудоголизм рабочих Страны восходящего солнца и то, как сакрально для японцев понятие работы: это не просто временная занятость, а вторая семья, в которой человек рождается, вырастает и гибнет.
3. Храбрость
Как писал Дайдодзи Юдзан: «Ибо если он (самурай) складывает все деньги в кубышку и не желает тратить их, насколько же сильнее он будет цепляться за свою куда более драгоценную жизнь. Поэтому древние говорили, что в Китае скупость считается равной трусости.»
Как мы видим, культурный обмен между странами Азии имел место быть. Впрочем, это не помешало культуре бусидо стать самобытной. Смелость и храбрость на Пути воина занимает особое место. Эти два понятия не следует понимать буквально: они скорее обозначают лёгкость и непривязанность, чем концентрацию и сжатие.
Самурай должен почти всегда находиться в состоянии полной мобилизованности духовных и физических сил и бесстрашия, чтобы быть готовым к любому поручению и к любым последствиям.
Благодаря заблаговременной подготовке самурай готовит себя к тому, чтобы в нужный момент идеально исполнить приказание господина: не только не запятнать, но ещё и прославить честь своего лидера.
Дайдодзи Юдзан не раз упоминал о важности всестороннего развития самурая: «Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими – значит быть всего лишь грубым самураем. Поэтому самурай должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.»
Вся жизнь на Пути воина сводится к подготовке и к стопроцентной отдаче, когда пришло время действовать. Без словоблудия и страха, с ошеломительным успехом выполнить порученное господином, принести ему победу и затем вернуться к подготовке, чтобы в следующий раз превзойти самого себя – это и есть смысл жизни самурая.
Крайне удачный симбиоз
Как мы видим, в бусидо всё происходит по причине преданности своему господину: долголетие, храбрость и самосовершенствование, готовность отдать всё ради своего лидера, - всё это выглядит крайне достойно, но недосказано. Встаёт вопрос: что же делает господин по отношению к своим подданным?
И вот здесь самый неожиданный, но такой очевидный поворот: ведь господин тоже состоит на службе, но, правда, у другого господина, стоящего на ранг выше. Строгая иерархия и традиция Пути воина держит в узде самых неистовых владык и усмиряет самых бойких выскочек.
Ранее говорилось, что честь господина и слуги связана: но как мы выяснили, слуга и господин находятся в одной лодке: слуга является господином для кого-то, а господин - чьим то слугой. Это придавало стройности и завершённости специфике власти в Японии, которой невозможно не восхищаться.
Заключение
Пускай большая часть системы бусидо малоприменима в нашей жизни, но это не умаляет её удивительности и аномальности. Несмотря на все исключения, правило есть правило: кодекс чести самурая был распространён и его придерживались. Это дополняет облик такой загадочной страны, как Япония, культура которой остаётся для нас полной тайн и сюрпризов.
Узнали что-то новое из статьи? Пишите в комментарии!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новых публикаций: дальше - интереснее. Этим вы поможете мне повышать качество контента и радовать вас отборным материалом. Спасибо!
#бусидо #японская культура #самураи #путь Воина #общество