На фоне мировой сети таких баз, сначала британских, а потом американских, наши попытки закрепиться на чужих берегах выглядели скромнее. Но кое-что было.
И самым известным является, конечно, Порт-Артур. После того, как немцы захватили Циндао, Николай II сказал тогдашнему министру финансов С.Ю. Витте: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, — причём прибавил: — Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане".
Китайцам разъяснили, что делается это для их защиты от немцев. Те было воспротивились, но командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов провёл коррупционную сделку с местными начальниками генералами Сун Цином и Ма Юйкунем. Им передали увесистые мешочки с золотыми и серебряными монетами, соответственно 100 тысяч и 50 тысяч рублей. К тому же переговоры шли под дулами наших военных кораблей. Через сутки китайские войска покинули Порт-Артур, оставив даже артиллерию, а вскоре с правительством был заключён договор об аренде этих мест на 25 лет.
И денег в обустройство этой базы и торгового порта было вбухано немеряно. Так выглядела гавань до того:
Была проложена железная дорога, соединявшая Порт-Артур с Россией, построена оборонительная инфраструктура, правда, до начала войны с Японией работы были далеко не закончены. Строительство сухого дока. Его, кстати, закончить успели:
Вот в нём стоит не какой-нибудь там парусник, а крейсер "Забияка"
Эскадренный броненосец «Цесаревич» в Восточном бассейне Порт-Артура:
На переднем плане эскадренные броненосцы "Полтава" и "Севастополь"
Однако сохранить эту важнейшую базу в войне с Японией не удалось. На снимке момент обороны. Попадание японского снаряда в эскадренный броненосец "Победа":
В 1945 году наши корабли вернулись туда. 14 августа 1945 года с правительством Китая было подписано соглашение об использовании Порт-Артура как совместной базы сроком на 30 лет. Но правительство-то было чанкайшистское. Когда Гоминьдан погнали с тех мест, Сталин предлагал Мао-Цзэдуну вернуть базу китайцам. Но мудрый Мао решил, что пусть пока русские обеспечат защиту Манчжурии и просил продлить пребывание там нашего флота и войск. Окончательно наши войска ушли оттуда в мае 1955 года. Всё, что там строилось Россией, осталось китайцам безвозмездно.
Аналогичная история произошла с американцами и их базой в Камрани. После поражения во вьетнамской войне, американцы оставили эту базу с прекрасно оборудованным военным портом (считается - самым глубоководным в мире) и аэродромом. В мае 1979 года было подписано соглашение между СССР и СРВ о бесплатной аренде базы сроком на 25 лет. Оно и понятно, только что закончилась война с Китаем в феврале-марте того же года и не было понятно, не повторится ли она? Да и после американской агрессии не прошло и 10 лет, а кто был главным союзником Вьетнама?
В соответствии с подписанным соглашением, на вьетнамской военной базе «Камрань» имели право находиться: десять советских кораблей надводного плавания, восемь подводных лодок с плавбазой и шесть военно-морских судов другого назначения.
На аэродроме разрешалось дислоцироваться шестнадцати самолетам-ракетоносцам, девяти разведывательным самолетам и трем воздушным транспортным судам.
Но началось сначала с создания пункта материально-технического обеспечения, это всё-таки не база, зашли корабли, получили снабжение и техническое обслуживание и пожалуйте на выход, постоянно там находиться они не могут. Но постепенно Камрань стал полноценной советской военной базой. В течение пяти лет СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей: если в 1979 г. там было восемь судов, то к концу 1983 г. — уже 22, включая четыре субмарины (атомные и дизельные) и шесть крупных надводных кораблей. С 1983?г. здесь стала базироваться 15-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота. К 1984 г. до 24 советских кораблей находились постоянно в Камрани.
Вскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство новых объектов базы в счет безвозмездной помощи СРВ. На это было задействовано 10 тыс. демобилизовавшихся стройбатовцев-контрактников. За период с 1984 г. по 1992 г. было построено около 30 объектов, в том числе станция слежения за спутниками.
На базе размещался Отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили четыре самолета Ту-95, четыре Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), два транспортных самолета типа Ан-24 и три вертолета Ми-8.
Кроме того, подразделения ПВО, а вообще, только обслуживающего персонала было порядка 3000 человек. Но всё это продлилось недолго. В конце 1980-х годов началось сокращение советского военного присутствия на базе. К началу 1990 г. на аэродроме Камрань остается только авиаотряд переменного состава из шести самолетов, сокращается персонал, аэродром по колено покрывается травой. С 1995 года по 2002 год в гарнизоне проживало примерно 600-700 человек.
То же самое происходит и с флотом. Начинается бордельеро с воинской дисциплиной, вскрыт транзит наркотиков в СССР на заходивших туда судах. Разве могла стращать китайцев такая контора? И вьетнамцам она стала не ко двору. В 1998 году они напомнили, что срок аренды кончается в 2004 году, а там извольте платить, но по старой дружбе всего 300 млн. долларов год. А чо, вон американцы и китайцы 500 предлагают!
Но денег не было и держаться никто не собирался. 24 июля 2001 г. министр обороны России Иванов заявил, что «надо уходить из Камрани». Окончательное решение было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Куроедова о нецелесообразности дальнейшего содержания базы. По словам начальника Генштаба Квашнина, расходы на базу были сопоставимы с содержанием атомной подводной лодки с современным оборудованием. Всего лишь одной лодки! В конце 2001 г. президент Путин заявил, что Россия оставляет базу и выводит оттуда своих военных с 1 января 2002 г.
Камрань стала превращаться в туристический центр, в основном для французов. И тут у нашей девелоперская компании «Миракс групп» 200 млн. долларов нашлись. Она выиграла лицензию на строительство дома отдыха в Камранин. Основой дома должен был стать пятизвездочный отель на 300 мест, а также 100 вилл. Проект в связи с кризисом «Миракс групп» осуществлен не был, - всё, как всегда.
Что дальше? В 2010 году правительство России официально заявило, что Камрань, как военно-морская база, РФ не нужна. Тихоокеанский флот хоть и способен действовать в дальней океанской зоне, но сильно сократился. Но Россия заинтересована в использовании части инфраструктуры Камрани как пункта материально-технического обеспечения – ПМТО.
25 ноября 2015 года, было подписано соглашение, в котором устанавливались нормы пользования российскими боевыми кораблями и самолетами базы в Камрани. Для боевых кораблей России необходимо лишь уведомление командования базы для совершения захода в Камрань. Кроме этого, Ханой высказал принципиальное согласие на то, что в ПМТО в Камрани будут находиться российские специалисты, ремонтные плавучие мастерские, а также созданы запасы материальных средств. ПМТО будет обслуживать корабли Тихоокеанского флота при переходе в Индийский океан и обратно.
С весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания воздушных танкеров Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе самолёты Ту-95МС и Ту-142. По неофициальной информации, в Камрани продолжает работу российский пункт радиоперехвата.
Но ни о какой российской базе речь уже не идёт. Уже вскоре после этих соглашений вьетнамцы заявили, что «Мы не присоединяемся к международным военным альянсам, не встаём на сторону одного государства в конфликте против другого и не позволяем никаким странам размещать военные базы на своей территории»
ПМТО - другое дело. Но ещё неизвестно, не появится ли там и американский ПМТО. В 2016 году состоялся визит американской эскадры в Камрань, в марте 2018 порт Дананг с дружественным визитом посетила авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». США передали Вьетнаму один из своих кораблей Береговой Охраны типа «Гамильтон». Корабли этого типа – самые большие из состава флота Береговой Охраны.
В настоящее время на территории СРВ реализуются более 800 американских инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 10 млрд долларов. А молодые люди из Вьетнама занимают в США 8-е место среди иностранных студентов. Количество учащихся из СРВ в США - свыше 40 тысяч, в то время как в России - лишь немногим более 4.000 человек.
Ну, вы поняли, к чему идёт дело. Вьетнам продолжит балансировать, ибо ласковое теля двух маток сосёт. Но Россия уже уступает в объёме сотрудничества, за исключением поставок военной техники, а мы помним, как непринуждённо переходили от таких поставок к западным наши прежние друзья - "строители социализма". Так что будущее Камрани совершенно не определённо.
было бы интересно, если бы служившие в Камрани что-нибудь рассказали в комментариях. Этот снимок оттуда
О других наших базах за кордоном в следующей статье, не ожидал, что эта такой объёмистой окажется.
Ещё на сходные темы:
Флот - длинная рука государства
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь