Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Спилили на даче старую сливу и презентовали мне полученную древесину. Лучше мне пустить эту древесину на какие-нибудь изделия, чем просто сжечь. Тем более, что сейчас разводить костры на садовых участках стало очень и очень проблематично …
Спиленная древесина провела почти год на открытом воздухе, но особо плесневыми грибочками не заросла. Можно пустить на изготовление ложек. Приступаю.
Древесина сливы мне очень нравится за богатые переходы цвета. После обработки маслом даже бывает похоже, будто применяли обжиг, есть места где древесина практически чёрная. Правда, есть и недостатки – зачастую у старых деревьев сердцевина нельзя сказать что гнилая, но довольно-таки рыхловатая.
Но обо всём по порядку. Достались мне вот такие поленца.
Выбираю одно и отпиливаю кусочек.
Беру с запасом, так как с торца имеются небольшие трещинки.
Древесина сливы вообще склонна к существенному изменению своего объёма в процессе сушки, и, вследствие этого, к образованию трещин. Это ещё один её недостаток.
Раскалываю на две половинки. Виден переход цвета от ядра к заболони.
Хотя древесина почти год сохла в естественных условиях, на ощупь она слегка влажновата. Поэтому вторую половинку, с которой сразу не буду работать, убираю для большей сохранности в пакет с замком. Там она может полежать несколько дней без вреда для себя.
А на рабочей (той, с которой непосредственно сейчас буду работать) половинке поленца рисую эскиз будущей ложки.
От края с трещинками отступаю чуть больше двух сантиметров. Трещинки небольшие и, вроде бы, неглубокие.
Ручку ложки решил сделать со сравнительно простым рисунком – в виде слегка искривлённой веточки. Такую форму ложки я подсмотрел у одних мастеров, изготавливающих ложки из можжевельника. Делается такая ложка сравнительно просто, пользоваться ей удобно, а смотрится неплохо.
При помощи пилы, топора и ножа делаю баклушу. В принципе, для изготовления данной ложки можно использовать и электролобзик, или ленточную пилу. Но я не люблю при вырезании ложек использовать электроинструмент. При ручной работе в изготавливаемый предмет вкладывается больше души, а это бывает важно, особенно когда изделие идёт в подарок. Поэтому только ручной труд!
Вырезав ложку по контуру, делаю надпил в области шейки для формирования изгиба черпала относительно ручки. Зажимаю заготовку с тиски и срубаю излишки.
Прикладываю к баклуше шаблон ручки и обвожу. Ножом довожу ручку до желаемой формы. В зависимости от настроения изгибы делаю в одну или в другую сторону – и в одном и в другом случае ложкой пользоваться удобно.
Устанавливаю заготовку ложки с приспособление и приступаю к вырезанию углубления черпала. Древесина слегка влажноватая, режется хорошо. Сначала режу полукруглой стамеской, а затем углубляю и подравниваю поверхности ножами-ложкорезами.
Вырезав углубление черпала, перехожу к следующему этапу – отделке ручки.
В этом случае отделка крайне простая – полукруглыми стамесками вырезаются углубления соответствующие изгибам.
Начерно ложка готова.
Так как древесина сливы склонна к растрескиванию при сушке, наиболее ответственную (и наиболее склонную к растрескиванию!) часть, а именно – черпало, туго стягиваю шнуром. И оставляю в относительно прохладном и затенённом месте на постепенную сушку.
Два дня прошло, ложка высохла, нигде не растрескалась. Можно продолжать работу.
Беру в руки абразивные шкурки и начинаю шлифовать, постепенно уменьшая зернистость.
Вроде бы поверхность стала гладкой. Сую ложку в воду и тут же вынимаю. Поверхность ложки намокла и поднялся приглаженный ворс. Жду полчаса для высыхания и повторяю зашкуривание. Снова мочу и шкурю. И так 3 раза, пока изменение ворсистости практически не происходит.
После этого ложку подвергаю термосушке. Обычно это происходит при температуре 120…150°С с течение нескольких часов. В данном случае сушку производил при температуре 140°С 2,5 часа.
А потом горячую ложку вынимаю и тут же погружаю в льняное масло. При охлаждении воздух в порах древесины сжимается и как насосом втягивает в объём древесины масло. Оставляю ложку в масле на 6 часов для пропитывания.
Обычно я предпочитаю пропитывать ложки в горячем масле (при температуре 120…140°С в течение нескольких часов). В таком случае древесина набирает много масла и сохнет потом достаточно длительное время (от 2 недель до нескольких месяцев).
В этот раз решил немного изменить технологию. Длительная пропитка происходила в холодном масле. Затем я дал стечь излишкам масла и обтёр ложку мягкой бумагой (обычно я использую салфетки или туалетную бумагу). После чего опять поместил ложку в термошкаф. В этом случае происходит некоторое выпотевание излишков масла на поверхности ложки и более интенсивная полимеризация вследствие повышенной температуры. Для того, чтобы на поверхности не образовались потёки масла, необходимо в первые полчаса прогрева несколько раз проверить ложку и протереть её поверхность бумагой для удаления выступивших капель. Раньше такой процесс реализовывали в русской печи и называли закалкой ложки.
Я выдержку решил делать при температуре всего 90°С в течение 8 часов. Думаю этого времени будет достаточно.
Вот что получилось.
С тыльной стороны ручки, как обычно ставлю своё клеймо.
Ложку можно дарить!
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!