Из того, что Библия - это Божье Слово, некоторые делают вывод, что обязаны исполнять каждое слово в Библии. Они не видят разницы между тем, что Бог требовал от людей в прошлом, в разные эпохи, и тем, что Бог требует от людей сегодня. Поэтому они обращаются к Ветхому Завету и находят в нем авторитетное обоснование различных сторон их веры и практики. Так делать нельзя, ибо это не санкционировано самим Словом Божьим. Наша эпоха началась в первую Пятидесятницу после воскресения Иисуса Христа. Христиане живут по Новому, а не по Ветхому Завету.
Несомненно, Ветхий Завет - тоже Божье Слово, и из изложенных в нем принципов мы можем многое узнать о Божьем отношении к послушанию и непослушанию (1 Кор. 10:1-12). Однако те, кто дает старому закону и пророкам такую же власть над христианами, как и Христу, упускают из виду тот факт, что Бог не позволил Петру уравнять их. Мы видим это в событиях, случившихся во время преображения Иисуса, когда законодатель Моисей и пророк Илия были явлены в присутствии Иисуса.
«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.... Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:4-8).
Наш глава - Христос, а не Моисей и не Илия, и слушать мы должны Его.
Четкое разграничение Ветхого и Нового Заветов мы видим в Послании к евреям: “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...” (Евр. 1:1, 2). Повеления, обязательные для нас, - те, которые мы получили через Господа Иисуса Христа. Как указывал Павел в Гал. 1:13, 14, закон, переданный через Моисея, был для иудеев:
«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».
Имея в виду закон, в котором он был воспитан, Павел заявлял, что он “...еврей от евреев, по учению - фарисей, по ревности - гонитель Церкви (Божией), по правде законной - непорочный...” (Фил. 3:5-7). Свою прежнюю практику и положение он оставил ради Христа.
Павел был воспитан не на христианской религии. Он был наставлен в религии иудеев и, будучи в ней, гнал церковь. Но он узнал лучшее и принял евангелие Иисуса Христа, будучи научен через откровение (Гал. 1:11, 12). Иудаизм был определенным образом жизни, и Павел, исповедовавший эту религию и по закону считавшийся непорочным, опять-таки не был христианином. Когда же он стал христианином, то оставил иудаизм и перешел в христианство. С учений, которые Бог издревле говорил отцам через пророков, он переключился на истины, которые Он говорит нам в эти последние дни через Своего Сына.
Новый завет, установленный Сыном, вошел в силу после, а не до Его смерти. Во время личного служения Христа все еще действовал Моисеев закон, как явствует из того факта, что Он велел Своим ученикам во время Своего служения на земле делать то, что говорят книжники и фарисеи, севшие на “Моисеевом седалище” (Мф. 23:1-3). Разумеется, они не должны были следовать этим руководителям, когда те настаивали на своих преданиях, устраняя Божье Слово (Мф. 15:3, 6). Они должны были повиноваться, когда иудейские авторитеты учили непосредственно Моисееву закону. Тогда новый, Христов, закон еще не был в силе; Его завет не был установлен до тех пор, пока не был отменен первый завет, закон Моисея. Сказав о первом завете, данном на Синае, а затем о Новом Завете, заключенном Христом, автор Послания к евреям пишет: “[Он] отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа” (Евр. 10:9, 10).
В Евр. 9:15-17 мы читаем о Христе:
«И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив».
Поэтому сегодня мы не обращаемся к Ветхому Завету как к нашему правилу веры и практики, хотя в нем есть много примеров, полезных для нашего научения, предостережения и утешения. Каждое учение нужно измерять Новым Заветом, заветом Того, кто, процитировав закон Моисея в Нагорной проповеди, сказал: “А Я говорю вам...” (Мф. 5:27-48). Если кто-то сегодня обращается к Моисею, древнему законодателю и пророку, Писания указывают ему на Христа и велят слушать Христа.
Давая закон, Моисей сказал, что будет воздвигнут новый пророк, который станет говорить все, что скажет ему Бог (Втор. 18:15-18). В Деян. 3:22-26 дается пояснение к исполнению этого пророчества:
«Моисей сказал отцам: “Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа”... Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».
Ветхий Завет ведет нас к Новому Завету (Иер. 31:31; Евр. 8:6-13; 10:9, 10).
“Верное преподавание [преподнесение, см. Современный Перевод]” (2 Тим. 2:15) Слова Истины требует тщательного исследования Писания. Нам нужно больше, чем неполный взгляд, который мельком смотрит на Библию, видит, что это Слово Божье, и приходит к выводу, что каждое слово в ней - заповедь, которую нужно исполнять в данную эпоху. Мы должны делать такое разграничение, какое делает само Слово. Мы должны сознавать, что обязаны исполнять ту волю, которая была открыта нам в эти последние дни через Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, нашего единственного Спасителя.