Хотя Новый Завет претендует на полную и окончательную власть, не все воспринимают его так. Некоторых не убеждают его утверждения об Иисусе и о том, что он содержит Его вдохновенное учение для всех людей. Другие признают эти притязания, но отвергают власть Нового Завета на практическом уровне, не повинуясь его учениям. Третьи полагают, что и после времени составления Нового Завета давались и до сих пор даются откровения с властными правами на сегодняшний день. Четвёртые исповедуют Ветхий Завет, считая его власть равной власти Нового Завета. В этом уроке мы разберём, почему эта практика неверна, почему Иисус - Господин Моисея и закона.
В Мф. 5:17 Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить». Словом «исполнить» переведено греческое слово плероо, означающее «сделать полным». Это слово может употребляться в смысле завершения какого-то периода времени, чего-то начатого, доведения чего-то до задуманного конца (как в пророчестве) или окончания дела, которым человек занимался с самого начала. Все эти значения помогают понять, как Иисус «исполнил» Ветхий Завет. В Рим. 10:4 Павел говорит: «Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего». Греческое слово телос («конец»), как и «исполнить», имеет много значений, связанных с идеей завершения. В нашем случае оно передаёт идею завершения некой цели специально для этого предназначенным путём. Во Христе Бог исполнил Свои обещания и завершил Свой план спасения людей от греха и его последствий.
Ветхий Завет показывает, что Бог всегда был заинтересован во всех людях. В нём заложены вечные принципы, такие как почитание Бога и доброе отношение к ближнему. Ветхий Завет служит основой учений Нового Завета. Конкретные положения старого завета больше не обязательны для нас, потому что заменены «последней волей и завещанием» Иисуса (см. Евр. 9). Эти принципы были подтверждены теми, кому Иисус делегировал Свою власть связывать и развязывать то, что уже связали и развязали небеса. (См. Рим. 13:8-10). Кроме того, Ветхий Завет открывает важные факты о природе Бога и Его взаимодействии с людьми. Мы не должны говорить, что Ветхий Завет не имеет никакой ценности для христиан, но его ценность лежит в области назидания, а не власти для учения и практики христианской веры.
РОЛЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Власть Иисуса, как она представлена в Новом Завете, заменяет собой ветхозаветные законы. Отрицание этой истины отражает непонимание цели Ветхого Завета. Давайте рассмотрим роль Ветхого Завета.
При том что в центре внимания Ветхого Завета явно находится народ израильский, этот народ был избран, чтобы дать человечеству Спасителя. В Быт. 12:1-3, 7 Бог дал Авраму три важных обетования. Он обещал ему, что его потомки станут великим народом и будут жить в земле ханаанской, где жил Аврам, когда получил эти обещания. Бог объявил, что придёт время, когда через потомков Аврама благословятся все народы.
В первых одиннадцати главах Бытия объясняется, как возник мир и откуда произошло человечество, а также почему мы нуждаемся в том, чтобы Бог спас нас от греха. После главы 12 все остальные главы Ветхого Завета показывают, как Бог исполнял Свои обещания, данные Авраму. С приходом на смену Ветхому Завету Нового исполнение этих обетований продолжается. Обещанным народом был Израиль. Родиной этого народа была та земля, где Аврам, или Авраам, обосновался в Быт. 12. Из этого народа вышел Иисус Назарянин - Тот, через кого Бог благословил всех людей. Иисус был Сыном Божьим (см. Евр. 1:1-2), но Он был также сыном юной израильтянки по имени Мария (Мф. 1:18-25; Лк. 1:26-38; 2:1-7; Гал. 4:4) и, таким образом, потомком Авраама. Отсюда следует, что главное в Ветхом Завете это планирование и подготовка прихода Христа. Бог осуществил Свой план, установив «царство священников и народ святой» (см. Исх.19:6). Эта фраза подчёркивает два принципа. Как святой народ, Израиль должен был отличаться от других, показывая на примере, что значит быть Божьим народом. Как царство священников, Израиль должен был служить мостом между Богом и остальным миром - народами, которые не были избраны для важной миссии приведения Его Сына в мир.
В середине Исхода, когда передавался Моисеев закон (или завет), мы видим народ формально организованный и с заявленной целью. Переданный через Моисея закон предназначался только для народа израильского и имел целью обеспечить успех Божьему плану. Кроме того, Моисеев закон никогда не задумывался как вечный. Эти факты иллюстрируются следующими отрывками:
"И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах этих»" (Исх. 24:8).
«И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои как завет вечный. Это - знамение между Мной и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:16, 17).
«Вот, наступают дни, - говорит Господь, - когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, - говорит Господь. - Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, - говорит Господь. - Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “Познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, - говорит Господь, - потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более» (Иер. 31:31-34).
Эти писания подтверждают, что Ветхий Завет был ограничен конкретными целью, временем и народом. Подтверждение этому мы находим в практике самих иудеев. Их история, особенно в I веке н.э., показывает, что они тоже считали, что закон имеет отмеченные здесь ограничения. По мере распространения иудаизма многие неиудеи, или язычники, изъявляли желание поклоняться одному истинному Богу. Иудеи не возражали, но выдвигали некоторые существенные ограничения. Исключение составляли только те язычники, которые обращались в иудейскую веру через процесс прозелитизма. Иудеи настаивали на этом процессе, потому что знали, что Моисеев закон был предназначен только для израильского народа.
НОВЫЙ ЗАВЕТ: ИЗМЕНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
Новый Завет учит, что приход Господа Иисуса, имеющего всякую власть, означало, что старое соглашение утратило силу. В Еф. 2 Павел ободряет читателей-язычников, основываясь на этой самой истине. Он напоминает им, какими они были до прихода Иисуса:
"[Помните], что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христа" (ст. 12, 13).
Основанием для этой перемены было то, что Христос «упразднил плотью Своей закон заповедей, состоявший из предписаний, чтобы из двух создать в Себе одного нового человека, учиняя мир» (ст. 14, 15; Славянское Евангельское Общество). Ветхозаветный закон отделял язычников от «общества израильского», но - говорит Павел - закон, будучи водителем к практической вере, теперь упразднён.
В Послании к евреям, имевшем целью ободрить христиан из иудеев, которые были на грани того, чтобы оставить свою веру в Христа, главное внимание уделяется переходу от старого соглашения к новому. В Евр. 8:8-12 вдохновенный автор цитирует Иер. 31:31-34 в доказательство того, что первый договор был несовершенным и должен был уступить место другому. В стихе 13 он подытоживает: «Говоря “новый”, [Он] показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Старый завет был заменён новым, заключённым через Иисуса Христа (см. Евр. 9:15-17; 10:8-10).
Связь между сменой заветов и приходом Иисуса выявляется в свете предыдущего учения автора, что Христос выше Моисея.
«Итак, братья святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всём доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устраивается кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всём доме Его как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца» (Евр. 3:1-6).
Весть предельно ясна: Ветхий Завет как обязательное соглашение, определяющее, как людям жить перед Богом, больше недействителен. Иисус - Господин Моисея.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Означает ли это, что Ветхий Завет больше не имеет для нас никакой ценности? Нет. Вчитываясь в его страницы, мы многое начинаем понимать о сущности Бога и о том, чего Он ожидает от людей, вступающих с Ним в заветное соглашение. Мы видим, что требовалось, чтобы приготовиться к Христу, и почему такое приготовление было необходимо. Мы ощущаем поддержку, видя, как Бог относился к верным, и зная, что Он исполняет свои обещания. И наоборот, мы получаем предупреждение о том, к чему приводит легкомысленное отношение к Божьему Слову.
Хотя всё это так, конкретные ветхозаветные правила и законы для жизни и поклонения для сегодняшних людей не обязательны. Первый завет достиг своих целей: приготовил мир к Христу, показал, что это значит - жить с Богом, и продемонстрировал, как сильно человек нуждается в Божьей благодати. Но теперь вся власть отдана Иисусу (Мф. 28:18). Бог определил, что Он будет судить мир (Деян. 17:30, 31). Иисус понимал это, когда сказал, что Его слово будет судить нас (Ин. 12:48). Нет нужды с Его заветом сращивать какой бы то ни было другой, даже если это закон Моисея. Что бы мы ни делали для Бога, это служение должно быть в Его имя (Кол. 3:17). Он есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6), единственное имя, которым мы можем спастись (Деян. 4:10-12). Давайте же склонимся пред Ним и будем служить Ему как Господу, являющемуся таковым в том числе и для Моисея.