Найти тему
Православный

Все, что нужно знать о Таинстве причащения (Святой евхаристии)

Я хлеб живый, сошедший с небес; яду­щий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6.51).

Таинство святой евхаристии — одно из семи та­инств Церкви и главное из них. Его установил Сам Иисус Христос во время Тайной вечери, когда взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Прими­те, ядите, сие есть Тело Мое, за вас молимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 23—27).

Совершается это таинство в наши дни во всех цер­квах одинаково. Во время таинства причащения про­исходит чудесное претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, которые предназначаются для причащения верующих, подготовившихся к нему, для искупления грехов и жизни вечной, для соедине­ния с Господом через тело и кровь Христовы, а также для соединения в единое целое причастников всего мира, потому что Господь у нас один.

Как и все таинства, таинство Христово причаще­ния относится к Святым Дарам. Отношение к нему должно быть соответственным — благоговейным и почтительным.

Дар — это даром подаваемые бла­га нам, грешным, во оставление и прощение грехов наших, для очищения и освящения духа, восстанов­ления душевного спокойствия, укрепления душев­ных и телесных сил.

Поскольку же речь здесь идет о Божественных тай­нах, а не о каких-то других, то и их принятию должна предшествовать серьезная подготовка. Причащение без надлежащей подготовки не принесет причащаю­щемуся желанных благ. Подготовка к таинству святой евхаристии включает в себя примирение со всеми, прощение обид, неосуждение, смирение сердца, ос­тавление суетных мыслей и обращение мыслей к Гор­нему Миру.

Перед принятием Святых Даров христи­ане постятся не менее трех дней, а с 12 часов ночи не принимают вовсе никакой пищи и никакого питья. Все это время готовящийся к причащению усерд­но молится, старается всем сердцем прочувствовать свою греховность и раскаяться в грехах.

Душа долж­на быть очищенной, для того чтобы ничто не мешало причастнику приблизиться к Богу, чтобы не оказался он в глазах Господних лицемером, чтобы был достоин Святых Даров евхаристии. По окончании подготовки к таинству верующий должен исповедаться.

О важности подготовки к причастию Святых Даров гово­рил святой апостол Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостой­но, виноват будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11,23—27).

Причащение является главной частью литургии. Вообще же литургия состоит из трех частей: проксими­дии, литургии оглашенных и литургии верных.

Прокси­мидия в переводе с греческого означает «принесение». Первые христиане для совершения литургии при­носили хлеб и вино. Хлеб называется просфорою и оз­начает «приношение».

Вторая часть литургии называ­ется литургией оглашенных, потому что на ней могут присутствовать верующие, отлученные от святого при­частия, а также некрещеные люди, которые готовятся к принятию крещения. Эти люди называются огла­шенными. В конце литургии оглашенных произносит­ся ектения об оглашенных, после которой священник призывает оглашенных выйти из храма словами: «Ог­лашенные, изыдите».

Оглашенные выходят из храма После этого начинается третья часть — литургия вер­ных, т. е. крещеных и не обремененных тяжкими гре­хами, за которые они могут быть отлучены от Свято­го причастия.

Во время литургии верных происходит святейшее таинство евхаристии. Слово «евхаристия» означает «благодарение». Во время этой части литур­гии происходит великое чудо пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы силою Святого Духа. Литургия верных состоит из нескольких частей.

1. Принесение Честных Даров с жертвенника на престол.

2. Приготовление верующих к освящению Чест­ных Даров.

3. Освящение Честных Даров, при котором про­исходит великое чудо становления хлеба и вина те­лом и кровью Христовыми.

4. Приготовление верующих к причащению.

5. Причащение верующих.

6. Благодарение Господа за причащение. Отпуст.

Начинается третья часть литургии произношени­ем двух ектений. Затем открываются Царские вра­та. Священник в молитве просит Господа очистить его душу и сердце и сделать его достойным принесения Даров. Дьякон в это время занимается каждением престола, икон и верующих. В храме звучит «Херувим­ская песнь», которая настраивает верующих на остав­ление суетных мыслей, помогает приблизиться душой к Господу и мыслями к Миру Горнему. «Херувимская песнь» поется трижды священником и дьяконом.

После этого они идут оба к жертвеннику. Хлеб и вино торжественно переносятся с жертвенника в алтарь. Хлеб переносится на дискосе, вино — в чаше. Во вре­мя перенесения хлеба и вина священник молится обо всех.

Честные Дары проносятся из алтаря через север­ные двери. Священник и диакон останавливаются на амвоне и молятся за священнослужителей и право­славных христиан. По завершении молитвы Честные Дары проносят в алтарь через Царские врата и ставят на престоле. Дары накрывают покрывалом, которое называется «воздух», а Царские врата после этого закрывают. Это перенесение Честных Даров на­зывается Великим входом.

Звучавшая все это время «Херувимская песнь» заканчивается. Верующие же, стоявшие во время великого входа с опущенной голо­вой, продолжают молить Господа о милости быть по­мянутыми Им в Своем Царствии, а также о милости к своим близким. Между тем пришло время приготов­ления верующих к великому таинству.

Все молятся и в молитве своей просят Господа простить грехи и сде­лать достойными святого причащения, молят Господа о том, чтобы Святые Дары были угодны Ему и Он ос­вятил их. Вообще же эта молитва называется проси­тельной ектенией. Ектения — усиленная молитва.

Торжественность и строгость службы вместе с не­престанным молением помогают раскрытию сер­дец верующих навстречу высшему миру, наполняют любовью и предощущением неизъяснимой благода­ти святого причастия.

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», — возглашает священник из алтаря. «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную», —отвечают ему певчие и все верую­щие.

Далее следует возглас: «Двери, двери премуд­ростью вонмем», и верующие поют «Символ веры». Завеса на Царских вратах отодвигается и с Честных Даров снимается «воздух». С этого момента никто не должен покидать храма до самого окончания ли­тургии, верующие должны стоять спокойно на сво­их местах, потому что пришло время свершения святого таинства евхаристии.

Священник и все ве­рующие выражают свою благодарность Господу за Его милости. Далее следует евхаристический канон. Он начинается словами: «Станем добре, станем со страхом: вонмем святое возношение в мире приносити». Священнику отвечают верующие: «Милость мира, жертву хваления».

Евхаристический канон некоторое время идет в форме диалога, когда священнику отвечают собрав­шиеся на Святое причастие. В этой молитве прославляется Всемогущий, верующие возносят свою благо­дарность Ему, здесь же упоминается Тайная вечеря Сына Его Единородного.

Завершая евхаристический канон, священник прославляет Господа и его деяния, а также молит о ниспослании Святого Духа на соб­равшихся верующих и на Честные Дары. Крестооб­разно рукой священник благословляет хлеб и про­износит: «Сотвори убо хлеб сей — Честное Тело Христа Твоего». Потом так же крестообразно рукой благословляет вино, находящееся в святой чаше, со словами: «А еже в Чаши сей — Честную Кровь Христа Твоего». Диакон же после каждого благословения го­ворит: «Аминь».

Затем священник благословляет од­новременно и хлеб, и вино, завершая благословение словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Бла­гословив Святые Дары, которые с этой минуты уже не хлеб и вино, а тело и кровь Христовы, священник творит земной поклон пред ними и тайно молится Господу.

Верующие готовятся к причащению. Проси­тельная ектения начинает это приготовление. Далее поется молитва Господня, после которой верующие преклоняют головы и молятся. Священник благо­словляет народ миром Христовым. Стоящий на ам­воне диякон опоясывается орарем. Священник берет с дикоса Агнец и поднимает его, затем разламывает на четыре части. Ту часть, где есть буквы «I С», свя­щенник кладет в чашу, туда же наливают горячую воду.

-2

Вначале в алтаре причащаются священнослужи­тели, затем Царские врата открываются. Верующие с поклоном подходят к Святой чаше, сложив кресто­образно руки на груди, причем правая рука кладется на левую.

Перед чашей каждый причастник внятно называет свое имя и принимает частицы Святых Да­ров, которые священник дает из чаши. После при­нятия Святых Даров причастники целуют низ чаши и отходят к тому месту, где им дают запивку, которая называется «теплотой», и кусочек просфоры.

После причащения дискос, на котором находил­ся Агнец, относят на жертвенник. Затем священник благословляет причастившихся святой чашей и от­носит ее на жертвенник. Верующие с благоговением благодарят Господа, священник читает благодарст­венные молитвы, певчие поют благодарственную песнь Богу.

Последняя часть литургии — благодарственная. Священник складывает антиминс, на котором стоя­ли дискос с Агнцем и святая чаша, а сверху кладет Евангелие, сам же выходит за амвон и вещает посре­ди храма.

Священник читает молитву, в которой мо­лится о благословении всего мира и Церкви. Когда заканчивается молитва священника, начинают мо­литься все верующие. В своей молитве они прослав­ляют Господа и славят Его Имя, а также вверяют себя Его воле. После этой молитвы священник еще раз благословляет народ и благодарит Бога. Литур­гия завершается.

Священник держит в руке крест и осеняет себя крестным знамением, верующие делают то же са­мое. Священник читает отпуст, после которого веру­ющие подходят к священнику для целования креста в свидетельство своей веры. Покидая храм, верую­щие берут с собой кусочки просфор, которые оста­лись после проксимидии. Литургия закончена.

Причастники, принявшие Святые Дары и обнов­ленные Святым Духом, чувствуют умиротворение и оживотворение духа собственного. При правиль­ной подготовке к причащению и истинности собст­венной веры в Святые Тайны всегда происходят благостные перемены в человеке. Иногда эти пе­ремены бывают заметны не только ему самому, но и окружающим.

Подготовка к причастию верую­щего уже была описана выше, но необходимо отдельно сказать о правильности состояния души идущего к причастию.

Не верящий в это и думающий, что Святые Дары не что иное, как хлеб и вино, или считающий само таинство чем-то обыденным, относящийся к нему без должного благоговения и почтения, грешит и сам ли­шает себя благодати. Своим неверием и непочтением он навлекает на себя гнев Господень. Если во время причащения человек чувствует беспокойство, то при­чина этого чувства кроется в маловерии или неве­рии. И то и другое являются ложью в глазах Господа. После причащения такие люди не обретают той бла­гости и мира в душе, какие могли бы получить, если бы по-настоящему веровали в Святые Тайны.

Как же часто нужно обновлять свой дух причаще­нием Святых Тайн? Первые христиане считали не­обходимым причащаться не реже одного раза в не­делю. В наше время мало кто живет столь чистой жизнью, чтобы быть достойным принимать Святые Дары каждую неделю. Священники рекомендуют это делать хотя бы один раз в месяц. И уж совершен­но необходимо причащаться пять-шесть раз в год. Тяжелобольных священник исповедует и причастит дома. Тяжелая болезнь не повод к отказу от прича­щения. Детей до 7 лет причащают без исповеди.

Другие статьи о Таинствах Церкви:

📌 Все, что нужно знать о таинстве крещения

📌 Все, что нужно знать о таинстве миропомазания

📌 Все, что нужно знать о таинстве покаяния

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!