Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6.51).
Таинство святой евхаристии — одно из семи таинств Церкви и главное из них. Его установил Сам Иисус Христос во время Тайной вечери, когда взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас молимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 23—27).
Совершается это таинство в наши дни во всех церквах одинаково. Во время таинства причащения происходит чудесное претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, которые предназначаются для причащения верующих, подготовившихся к нему, для искупления грехов и жизни вечной, для соединения с Господом через тело и кровь Христовы, а также для соединения в единое целое причастников всего мира, потому что Господь у нас один.
Как и все таинства, таинство Христово причащения относится к Святым Дарам. Отношение к нему должно быть соответственным — благоговейным и почтительным.
Дар — это даром подаваемые блага нам, грешным, во оставление и прощение грехов наших, для очищения и освящения духа, восстановления душевного спокойствия, укрепления душевных и телесных сил.
Поскольку же речь здесь идет о Божественных тайнах, а не о каких-то других, то и их принятию должна предшествовать серьезная подготовка. Причащение без надлежащей подготовки не принесет причащающемуся желанных благ. Подготовка к таинству святой евхаристии включает в себя примирение со всеми, прощение обид, неосуждение, смирение сердца, оставление суетных мыслей и обращение мыслей к Горнему Миру.
Перед принятием Святых Даров христиане постятся не менее трех дней, а с 12 часов ночи не принимают вовсе никакой пищи и никакого питья. Все это время готовящийся к причащению усердно молится, старается всем сердцем прочувствовать свою греховность и раскаяться в грехах.
Душа должна быть очищенной, для того чтобы ничто не мешало причастнику приблизиться к Богу, чтобы не оказался он в глазах Господних лицемером, чтобы был достоин Святых Даров евхаристии. По окончании подготовки к таинству верующий должен исповедаться.
О важности подготовки к причастию Святых Даров говорил святой апостол Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виноват будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11,23—27).
Причащение является главной частью литургии. Вообще же литургия состоит из трех частей: проксимидии, литургии оглашенных и литургии верных.
Проксимидия в переводе с греческого означает «принесение». Первые христиане для совершения литургии приносили хлеб и вино. Хлеб называется просфорою и означает «приношение».
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что на ней могут присутствовать верующие, отлученные от святого причастия, а также некрещеные люди, которые готовятся к принятию крещения. Эти люди называются оглашенными. В конце литургии оглашенных произносится ектения об оглашенных, после которой священник призывает оглашенных выйти из храма словами: «Оглашенные, изыдите».
Оглашенные выходят из храма После этого начинается третья часть — литургия верных, т. е. крещеных и не обремененных тяжкими грехами, за которые они могут быть отлучены от Святого причастия.
Во время литургии верных происходит святейшее таинство евхаристии. Слово «евхаристия» означает «благодарение». Во время этой части литургии происходит великое чудо пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы силою Святого Духа. Литургия верных состоит из нескольких частей.
1. Принесение Честных Даров с жертвенника на престол.
2. Приготовление верующих к освящению Честных Даров.
3. Освящение Честных Даров, при котором происходит великое чудо становления хлеба и вина телом и кровью Христовыми.
4. Приготовление верующих к причащению.
5. Причащение верующих.
6. Благодарение Господа за причащение. Отпуст.
Начинается третья часть литургии произношением двух ектений. Затем открываются Царские врата. Священник в молитве просит Господа очистить его душу и сердце и сделать его достойным принесения Даров. Дьякон в это время занимается каждением престола, икон и верующих. В храме звучит «Херувимская песнь», которая настраивает верующих на оставление суетных мыслей, помогает приблизиться душой к Господу и мыслями к Миру Горнему. «Херувимская песнь» поется трижды священником и дьяконом.
После этого они идут оба к жертвеннику. Хлеб и вино торжественно переносятся с жертвенника в алтарь. Хлеб переносится на дискосе, вино — в чаше. Во время перенесения хлеба и вина священник молится обо всех.
Честные Дары проносятся из алтаря через северные двери. Священник и диакон останавливаются на амвоне и молятся за священнослужителей и православных христиан. По завершении молитвы Честные Дары проносят в алтарь через Царские врата и ставят на престоле. Дары накрывают покрывалом, которое называется «воздух», а Царские врата после этого закрывают. Это перенесение Честных Даров называется Великим входом.
Звучавшая все это время «Херувимская песнь» заканчивается. Верующие же, стоявшие во время великого входа с опущенной головой, продолжают молить Господа о милости быть помянутыми Им в Своем Царствии, а также о милости к своим близким. Между тем пришло время приготовления верующих к великому таинству.
Все молятся и в молитве своей просят Господа простить грехи и сделать достойными святого причащения, молят Господа о том, чтобы Святые Дары были угодны Ему и Он освятил их. Вообще же эта молитва называется просительной ектенией. Ектения — усиленная молитва.
Торжественность и строгость службы вместе с непрестанным молением помогают раскрытию сердец верующих навстречу высшему миру, наполняют любовью и предощущением неизъяснимой благодати святого причастия.
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», — возглашает священник из алтаря. «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную», —отвечают ему певчие и все верующие.
Далее следует возглас: «Двери, двери премудростью вонмем», и верующие поют «Символ веры». Завеса на Царских вратах отодвигается и с Честных Даров снимается «воздух». С этого момента никто не должен покидать храма до самого окончания литургии, верующие должны стоять спокойно на своих местах, потому что пришло время свершения святого таинства евхаристии.
Священник и все верующие выражают свою благодарность Господу за Его милости. Далее следует евхаристический канон. Он начинается словами: «Станем добре, станем со страхом: вонмем святое возношение в мире приносити». Священнику отвечают верующие: «Милость мира, жертву хваления».
Евхаристический канон некоторое время идет в форме диалога, когда священнику отвечают собравшиеся на Святое причастие. В этой молитве прославляется Всемогущий, верующие возносят свою благодарность Ему, здесь же упоминается Тайная вечеря Сына Его Единородного.
Завершая евхаристический канон, священник прославляет Господа и его деяния, а также молит о ниспослании Святого Духа на собравшихся верующих и на Честные Дары. Крестообразно рукой священник благословляет хлеб и произносит: «Сотвори убо хлеб сей — Честное Тело Христа Твоего». Потом так же крестообразно рукой благословляет вино, находящееся в святой чаше, со словами: «А еже в Чаши сей — Честную Кровь Христа Твоего». Диакон же после каждого благословения говорит: «Аминь».
Затем священник благословляет одновременно и хлеб, и вино, завершая благословение словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Благословив Святые Дары, которые с этой минуты уже не хлеб и вино, а тело и кровь Христовы, священник творит земной поклон пред ними и тайно молится Господу.
Верующие готовятся к причащению. Просительная ектения начинает это приготовление. Далее поется молитва Господня, после которой верующие преклоняют головы и молятся. Священник благословляет народ миром Христовым. Стоящий на амвоне диякон опоясывается орарем. Священник берет с дикоса Агнец и поднимает его, затем разламывает на четыре части. Ту часть, где есть буквы «I С», священник кладет в чашу, туда же наливают горячую воду.
Вначале в алтаре причащаются священнослужители, затем Царские врата открываются. Верующие с поклоном подходят к Святой чаше, сложив крестообразно руки на груди, причем правая рука кладется на левую.
Перед чашей каждый причастник внятно называет свое имя и принимает частицы Святых Даров, которые священник дает из чаши. После принятия Святых Даров причастники целуют низ чаши и отходят к тому месту, где им дают запивку, которая называется «теплотой», и кусочек просфоры.
После причащения дискос, на котором находился Агнец, относят на жертвенник. Затем священник благословляет причастившихся святой чашей и относит ее на жертвенник. Верующие с благоговением благодарят Господа, священник читает благодарственные молитвы, певчие поют благодарственную песнь Богу.
Последняя часть литургии — благодарственная. Священник складывает антиминс, на котором стояли дискос с Агнцем и святая чаша, а сверху кладет Евангелие, сам же выходит за амвон и вещает посреди храма.
Священник читает молитву, в которой молится о благословении всего мира и Церкви. Когда заканчивается молитва священника, начинают молиться все верующие. В своей молитве они прославляют Господа и славят Его Имя, а также вверяют себя Его воле. После этой молитвы священник еще раз благословляет народ и благодарит Бога. Литургия завершается.
Священник держит в руке крест и осеняет себя крестным знамением, верующие делают то же самое. Священник читает отпуст, после которого верующие подходят к священнику для целования креста в свидетельство своей веры. Покидая храм, верующие берут с собой кусочки просфор, которые остались после проксимидии. Литургия закончена.
Причастники, принявшие Святые Дары и обновленные Святым Духом, чувствуют умиротворение и оживотворение духа собственного. При правильной подготовке к причащению и истинности собственной веры в Святые Тайны всегда происходят благостные перемены в человеке. Иногда эти перемены бывают заметны не только ему самому, но и окружающим.
Подготовка к причастию верующего уже была описана выше, но необходимо отдельно сказать о правильности состояния души идущего к причастию.
Не верящий в это и думающий, что Святые Дары не что иное, как хлеб и вино, или считающий само таинство чем-то обыденным, относящийся к нему без должного благоговения и почтения, грешит и сам лишает себя благодати. Своим неверием и непочтением он навлекает на себя гнев Господень. Если во время причащения человек чувствует беспокойство, то причина этого чувства кроется в маловерии или неверии. И то и другое являются ложью в глазах Господа. После причащения такие люди не обретают той благости и мира в душе, какие могли бы получить, если бы по-настоящему веровали в Святые Тайны.
Как же часто нужно обновлять свой дух причащением Святых Тайн? Первые христиане считали необходимым причащаться не реже одного раза в неделю. В наше время мало кто живет столь чистой жизнью, чтобы быть достойным принимать Святые Дары каждую неделю. Священники рекомендуют это делать хотя бы один раз в месяц. И уж совершенно необходимо причащаться пять-шесть раз в год. Тяжелобольных священник исповедует и причастит дома. Тяжелая болезнь не повод к отказу от причащения. Детей до 7 лет причащают без исповеди.
Другие статьи о Таинствах Церкви:
📌 Все, что нужно знать о таинстве крещения
📌 Все, что нужно знать о таинстве миропомазания
📌 Все, что нужно знать о таинстве покаяния
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!