Конец августа. Вот оно, то самое время, которое подходит к началу учебы! По традиции театральных университетов, тем абитуриентам, кто поступил в вуз, нужно было пройти посвящение в студенты! Старшекурсники занимались этим делом с большим удовольствием, дело это называлось ''Проходка''! Она ждала нас за несколько дней до начала учебного года. Мы все были заранее предупреждены, что надо прийти в самой старой и ненужной одежде, потому что в процессе она будет максимально грязной и рваной. Все наши курсы: кукольников, режиссеров, театроведов и драматических артистов собрали с утра возле университета. Каждому нарисовали на лбах, щеках красной краской аббревиатуру университета и связали веревкой салатового цвета, которая тоже была в краске. Сами старшекурсники надели на себя военную одежду, вооружились водяными пистолетами и давали нам различные задания. Чего там только не было!!! Был квест по всему центру города. Мы должны были выкрикивать постоянно лозунг ''Мы не хиппи и не панки, мы -- студенты театралки!''. Всех нас заставили нырнуть в фонтан на центральной площади и найти какой-то ключ. И мы его нашли! После этого всем приказали валяться в зеленой траве с песнями во весь голос. Нас заставляли кланяться проезжим трамваям с криками, нашим банкоматам мы тоже кланялись. Мы хором читали стихи и басни, с которыми поступали, в одночасье, и каждый со своим произведением. На светофоре мы, помню, подбежали к трактору, окружили его, и пока он стоял на красном свете, стали водить хоровод и петь песню ''А у Чебурашки именины''. Водитель трактора смотрел на нас с огромным удивлением, да и весь центр города тоже. Ну а в финале нашего путешествия, когда мы вернулись к университету, всех обязали взять тряпочку и протереть вывеску с названием нашего университета, протер ее каждый бережно, и по одному.
Нам всем завязали глаза, и каждого стали водить по всему зданию университета с закрытыми глазами через всевозможные преграды. Нужно было что-то перепрыгнуть, где-то проползти, где-то пробежать и увернуться, и что-то выпить в самом конце. Когда мы все оказались в одном помещении с повязками на глазах, нам сказали ''Срывайте повязки!'' Мы находились в нашей большой аудитории 36, в которой и проходили вступительные экзамены. Напротив нас сидел Анатолий Яковлевич Литко и старшекурсники с гитарами, которые аплодировали нам, пели нам песни, и поздравляли с посвящением. По приезду домой, вся цветовая гамма с меня смылась, и вечером все мы снова приехали в университет уже на шведский стол и дискотеку.
Учеба! Куратором нашего курса по актерскому мастерству был Виталий Николаевич Мащенко. Нас разделили на две группы. Группа ''А''-- Мащенковцы и другая группа ''Б'' -- курс Леонида Викторовича Садовского. Поделили по причине того, что в целом было около 50-ти человек.
Со временем многие сами отсеялись. Мне выдали студенческий билет! Предстояло учиться 4 года, и потом получить диплом о высшем театральном образовании. Но в 2009 году Министерство культуры Украины решило добавить еще один год, с перепоступлением на 5-ый курс, и только тогда мы имели право получить диплом о высшем образовании. И опять нас распределяли на бюджетные и контрактные места. Я снова попал на бюджет и получил новый студенческий. Ровно на год.
Для меня была раскрыта загадка предметов университета: актерское мастерство, сценическая речь, фехтование, хореография, академический вокал, хор, сценический бой, ритмика, история русского и зарубежного театра, история кинематографа! Из общеобразовательных русский и украинский язык, русская и украинская литература, экономика. Все это настолько меня затянуло и привлекло, что я начал жить и дышать только театром и своим университетом....
Ровно год на актерском мастерстве нам не разрешалось открывать рот на этюдах и произносить даже одно слово. Мы должны были научиться владеть своим телом, научиться слушать, слышать, принимать и отвечать без слов. Учебная программа первого курса актерского мастерства состояла из беспредметного этюда (с началом, событийным рядом и финалом), предмета (ты должен быть любым предметом со своей историей), животного, цирка (представления) и ожившей песни. Все было в наших руках! Полная свобода в фантазиях, экспериментах, пробах. Мы приносили в день, как минимум, по 6 (!) различных проб каждый. Виталий Николаевич никогда и никого не хвалил. Если получалось хорошо, просто молчал и говорил: ''Ну, кто следующий?'', а когда не получалось, то очень четко выстраивал задачу, точно доносил до тебя все, что необходимо в данном задании. Самое главное, всегда спрашивал, что мы сейчас увидели в наших коллегах. Полный разбор, в первую очередь, делали мы сами. Когда что-то не получалось, мы пытались философствовать и говорили: ''Ну тут я имел ввиду то, что ....''', в общем, и сам не понял что. Тут Виталий Николаевич грозно замечал: ''Это ты по телефону расскажешь зрителям!'' А какие у нас были блестящие актерские тренинги на внимание, воображение, смекалку, счет, концентрацию, раскоординацию и тд.! Все предметы зимней и летней сессии первого курса у меня прошли на «отлично»! Впереди ждал второй курс уже с настоящими отрывками, рождением слов и с новыми преподавателями и экспериментами!
Артур Руденко - Этюд - ''Яйцо''.Экзамен первого курса актерского мастерства (ХНУИ им. И. П. Котляревского) 2006 год