Сергей Комолов - известный постановщик в фигурном катании, автор тысячи программ российских и зарубежных фигуристов, хореограф ледовых шоу «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
О постановке программ, коммерческих и художественных интересах
Если я хочу программу от Сергея Комолова, какие наши с тобой действия?
Приводи ребенка, находи каток и готовь инвестиции. Берусь за всех детей. В некоторые регионы еду сразу на 20 программ. В этом случае необходимо оптимизировать время, количество льда, цены. Надо ведь не просто выйти на лед, необходимо найти 20 музык, а это сделать порой намного сложнее, чем поставить программу.
В каком возрасте ребенку необходимо начинать работать с профессиональным постановщиком?
Чем раньше, тем лучше. Карьера фигуриста в современных условиях заканчивается рано. Условно, у тебя есть 10 лет на весь спортивный путь: от первого шага до победы на Олимпиаде. И чем раньше ты начнешь работать с профессиональными тренерами, постановщиками и хореографами, тем раньше сможешь претендовать на результат.
Со спортсменами какого уровня и возраста работать интереснее?
Работать с профессиональными спортсменами интереснее. Но надо разделять интересы: есть интерес художественный, а есть коммерческий. Выгоднее взять 20 спортсменов юных лет и поставить им хорошие программы, нежели работать с одной олимпийской программой, за которую несешь много ответственности и на которую тратится намного больше времени.
О музыке: «Чтобы найти хорошую музыку, нужно продать душу дьяволу»
Выбор музыки для программы обычно лежит на тебе или на тренере и спортсмене?
Я настаиваю, чтобы выбор музыки лежал на мне. Странно инвестировать деньги в работу профессионального постановщика, но при этом самостоятельно выбирать музыку.
Многие родители знают всего 10 треков и выбирают из этого количества. Понравилась им, например, музыка, под которую каталась Женя Медведева в 2017 году, и хотят они кататься под нее, при этом не зная, что существует море другой фантастической музыки.
Я говорю так: если работаете со мной, то попытайтесь довериться мне, пусть я потрачу время, но мы подберем вам эксклюзивную музыку.
Расскажи о поиске музыки. Как найти эксклюзивную музыку?
Сначала продаешь душу дьявол, потому что найти хорошую музыку непросто.
Сейчас с поиском стало легче, потому что мы живем во времена контента. На музыкальных платформах можно найти каверы на любой трек, которые будут звучать достойно.
Чтобы найти по-настоящему крутую музыку, нужно знать, как и где искать, потратить на это часы. Бывает, я знаю, что хочу услышать, но не уверен, что такую музыку уже кто-то написал. Самостоятельно придумывать со скрипочкой я не могу.
Сижу часами, ищу концерты певцов, их аудиторию, слушаю альбомы исполнителей. Каждый год нахожу 10-15 исполнителей, которые делают потрясающий контент, но пока не работают на массовую аудиторию. Например, Рика Кихира в том году каталась в короткой программе под музыку Дженнифер Томсон. Сейчас эта исполнительница популярна в мире фигурного катания, но композицию, под которую каталась японка, я нашел еще в год ее написания и поставил под нее программу для Энберта и Забияко.
А помимо поиска музыки, ее надо научиться грамотно компоновать.
Важно ли, чтобы музыка, которую ты выбрал для программы, тебе нравилась?
После постановки программы я не слушаю музыку, которую сделал, в плейлисте ее у меня нет. Я понимаю, какая музыка принесет результат, какая понравится судьям. Мои личные предпочтения не должны влиять на выбор музыки.
Под какую музыку никогда не поставишь программу?
Нет такой музыки. Можно ставить под любую музыку. Главное, чтобы она звучала органично.
Мне кажется, сейчас лучше не катать «Кармен», в какой-то момент эта музыка выдает в тебе непрофессионализм. Хотя топовым чемпионам, которым уже не нужно доказывать свой профессионализм, можно кататься и под «Кармен», и под «Пиратов Карибскоого моря».
Об экспериментах и процессе постановки программы
Стоит ли экспериментировать с образами и выводить фигуриста из зоны комфорта?
Со взрослым спортсменом нужно достигать результата здесь и сейчас. Работая с ним, ты должен под набор его навыков подобрать такой образ, чтобы продемонстрировать его достоинства и скрыть недостатки.
С детьми другая ситуация. С ними не нужно ориентироваться на умения, им нужно делать челлендж. Например, медлительному спортсмену нужно давать быструю музыку, чтобы развить его навыки.
К экспериментам нужно быть готовым. Эксперименты – это интересная работа. Например, с парами Забияко/Энберт, Астахова/Рогонов мы играли в эксперименты, но у них был на это запрос. Мы придумывали для них странные образы, программы с характером, с провокацией. В олимпийский сезон я не советую экспериментировать, в это время нужно делать то, что лучше всего получается.
К спортсменам приходишь с готовой программой или импровизируешь?
Когда я только начинал ставить программы, готовился дома, придумывал, заходы, смотрел ролики, как нужно двигаться под разную музыку. Когда выходил на лед, то волновался больше спортсмена. Сейчас уже не готовлюсь: выхожу и работаю.
Придумываешь ли ты либретто программы? Рассказываешь ли спортсмену историю его программы?
Рассказать историю очень важно. Спортсмен должен понимать, что он катает. Илья Авербух, Николай Морозов, Петя Чернышов – короли таких историй. В этом же стиле работаем я и Никита Михайлов. Те постановщики, которые умеют придумывать истории персонажей, пользуются авторитетом на рынке.
Готовая программа, которую исполняет спортсмен, всегда совпадает с задуманным вариантом?
Есть работа постановщика, а есть отработчика. В тот день, когда ты постановил программу, она выглядит плохо: где-то не доучены шаги, где-то стоят неудобные руки. Я оставляю за собой готовый образ, но недоученную программу.
Спортсмены и их тренеры после постановки проходят целый путь, прежде чем откатать классную программу на соревнованиях. Процесс отработки жизненно необходому каждому спортсмену.
Есть спортсмены, которые умеют выражать музыку, обладают артистичностью, что делать фигуристам, которые не имеют этих качеств?
Необходимо развивать координацию, работать над ритмикой и растяжкой. Танцевальность можно развить в любом ребенке, главное – заниматься этим регулярно. В современном фигурном катании невозможно составлять конкуренцию, не работая с хореографами.