Найти тему
Capture Diem

Контраст и динамический диапазон: почему это важно?

Данная статья начинает серию более технически ориентированных текстов. Фотография – всё же технический «вид спорта» и отсутствие необходимых знаний или понимания закономерностей с какого-то момента начинает сильно мешать, ограничивая в т.ч. и творческие возможности. Зачастую ответ на вопрос «почему не получается так, как хочется» лежит в занудно-технической плоскости.

Итак. Динамический диапазон (ДД) – это разница между «светимостью» точки, условно считающейся чёрной и точки, условно считающейся белой. Иными словами, во сколько раз белая точка ярче чёрной (поскольку в нашем случае «чёрная» точка не может быть абсолютно чёрной в силу естественных причин – в частности, из-за шума матрицы).

ДД в фотографии принято мерять в «стопах». Один стоп – это изменение яркости вдвое. Это удобно и интуитивно понятно, поскольку человеческий глаз обладает экспоненциальной характеристикой восприятия яркости, т. е. каждое изменение яркости в два раза мы воспринимаем как осветление или затемнение на одинаковую величину.

Так почему же это всё-таки важно? Дело, как всегда, в физических ограничениях. Матрица современной фотокамеры имеет ДД от 11-12 до 14-15 стопов. Наиболее распространённый сегодня формат хранения изображений JPEG имеет диапазон максимум в 8 стопов. Большинство дисплеев (кроме появившихся недавно HDR) также имеют максимум 8 стопов, профессиональные и полу-про модели для работы с цветом – 10 стопов. Фотобумага обеспечит нам 5, максимум 6 стопов. Человеческий же глаз в состоянии различать яркости в пределах 18-20 стопов.

Так вот, для того, чтобы увидеть снимок на мониторе, нам нужно как-то «утоптать» 14 стопов, доступных с матрицы, в 8 стопов, которые может хранить формат JPEG, а главное – воспроизвести монитор. То есть – сжать динамический диапазон, потеряв при этом большую часть данных, доступных с матрицы в RAW формате.

И не просто сжать, а сжать хитро. Поскольку при попытке простого линейного масштабирования мы неизбежно получим плоскую сероватую неконтрастную картинку без различимых деталей. Если же мы попробуем просто «вырезать серединку», то получим проваленные в однотонные чёрные области тени и белые, как говорят, «выбитые» света.

Вы ещё со мной? А ведь это только начало))) Мы ещё не коснулись такого важного параметра, как ДД самой сцены. То есть если вы снимаете в пасмурный день, ваша сцена имеет низкий ДД. Он вполне может поместиться в 8 стопов монитора, но снимок будет скучным, плоским и невыразительным. И наоборот, яркое солнце в зените обеспечивает такую контрастность сцены, что даже наши глаза не справляются, не говоря уже про фотоаппараты. Как раз поэтому считается, что яркий полдень – наихудшее время для фотосъёмки.

Снимок сделан в пасмурный день. Плоско, безжизненно. Зато влезает в 8 бит формата JPEG.
Снимок сделан в пасмурный день. Плоско, безжизненно. Зато влезает в 8 бит формата JPEG.

Таким образом, при съёмке возникает задача сжать исходный ДД сцены так, чтобы сохранить максимум важных деталей, при этом неизбежно приходится чем-то жертвовать. Жених в чёрном костюме, невеста в белом платье, лица посередине тонального диапазона. Вспоминается одесский портной: «Где талию делать будем?».

Тот же сюжет, снятый в солнечную погоду. Весёленько, но пришлось сжимать ДД.
Тот же сюжет, снятый в солнечную погоду. Весёленько, но пришлось сжимать ДД.

Как раз по этой причине я недолюбливаю внутрикамерную обработку. Камера сжимает ДД по зашитому в неё алгоритму, т.е. «делает талию» без учёта конкретного сюжета, усреднённо.

А фарш, как мы уже знаем, невозможно провернуть назад. При преобразовании в JPEG теряется до 98% информации, доступной с матрицы.

Проблема выглядит нерешаемой? Однако, решение есть, пусть и компромиссное по определению. Но об этом – в следующей статье.

#фотография #фотограф спб #обработка фото #контраст #динамический диапазон