Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

В объективе — СССР. Марк Марков-Гринберг и Михаил Прехнер

Оглавление

Первые советские фотографы запечатлели, как государство менялось после революции. На их снимках появлялись известные партийные деятели и простые труженики, стройки и заводы, которые позже стали легендарными предприятиями. Фотографы добирались в самые отдаленные уголки СССР и создавали целые серии «о первых успехах коммунистического государства». Вспоминаем знаменитых мастеров и их работы.

Марк Марков-Гринберг

Марк Марков-Гринберг. Портрет поэта Владимира Маяковского. 1926. Ростов-на-Дону. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Марк Марков-Гринберг. Портрет поэта Владимира Маяковского. 1926. Ростов-на-Дону. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Марк Марков-Гринберг впервые взял в руки камеру в 17 лет, а спустя год уже работал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг». В 1925 году ему поручили сделать портрет приехавшего на выступление Владимира Маяковского. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темно. Но молодой фотограф не растерялся: он прямо с кровати взял белую простынь и держал напротив окна для отражения света. Кадр получился удачным, и его опубликовали не только в «Советском Юге», но и в журнале «Огонек». В 1926 году Марков-Гринберг переехал в Москву и устроился в издание «Смена». А вскоре стал сотрудником «Пресс-клише ТАСС».

Марк Марков-Гринберг. Автопортрет (фрагмент). 1929. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Марк Марков-Гринберг. Автопортрет (фрагмент). 1929. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Фотограф снимал первые советские ясли и детские сады, пионерские лагеря и молодежные парады. Самыми известным кадрами стали «В столовой. Няня кормит малышей», «В игровой комнате. Горка», «Малыши в кроватках», «Матери кормят детей» и многие другие. Марков-Гринберг часто делал портреты работающих женщин: «Птичница», «Повариха», «Звеньевая комсомолка Нина Овчарова из колхоза «За родину». В 1934 году для издания «Союзфото» Марков-Гринберг подготовил очерк «Уголь и розы» о донбасском шахтере Никите Изотове. Портрет рабочего сравнивали с монументом: мощная фигура, плотный слой угольный пыли на лице и одежде. Большинство снимков серии были постановочными, включая знаменитый кадр «Счастливое детство».

Марк Марков-Гринберг. Повариха (фрагмент). 1930. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Марк Марков-Гринберг. Повариха (фрагмент). 1930. Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1935 году репортер запечатлел, как двуглавых орлов на башнях Кремля меняли на красные звезды. Марков-Гринберг назвал серию «Поворот истории». Снимки «Спуск двуглавого орла с башни Кремля», «Подъем звезды на Спасскую башню Кремля» и «Звезда установлена на Спасской башне кремля» стали самыми известными работами фотографа.

Михаил Прехнер

Михаил Прехнер. Первая конная армия (фрагмент). 1935. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Михаил Прехнер. Первая конная армия (фрагмент). 1935. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Михаил Прехнер родился в 1911 году в Варшаве. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Москву. В 14 лет он начал снимать: фотографии учился у старшего брата, который и подарил Михаилу Прехнеру первый аппарат. В 1930 году фотограф начал работать в «Союзфото», а спустя год его снимки «Первая конная армия», «Университеты», «Красная армия» и «Индустрия социализма» опубликовало знаменитое издательство «Изогиз». Это открыло Михаилу Прехнеру дорогу в журнал «СССР на стройке», сотрудником которого он стал в 1932 году. Его работы напечатали в 17 номерах.

Михаил Прехнер. Автопортрет в шезлонге. 1930-е. Москва. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Михаил Прехнер. Автопортрет в шезлонге. 1930-е. Москва. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Фотограф снимал открытие новых направлений железных дорог, жизнь небольших городов, стройки на Дальнем Востоке и новые корабли военно-морского флота. С 1933 года Прехнер участвовал во всех выставках советских репортеров за рубежом, а в 1938 году получил Большую серебряную медаль в Бельгии. Художник Александр Родченко вспоминал: «Прехнер решил задачу просто — взять от всех самое лучшее: от Шайхета — сухость тематики, от меня — точки и ракурсы. Получился явный успех». Фотограф погиб в 1941 году во время эвакуации войск из Таллина.

Автор: Елизавета Ламова