Они могли ввести во дворец первых красавиц империи, самых юных и прелестных. Однако часто выбирали, как говорят, «хорошо поживших» матрон. Даже тех, кому за тридцать…
Как будто среди принцепсов это было даже модно: умыкнуть из уважаемой семьи женщину, жену или вдову, нередко мать семейства. Да не просто позабавиться, а честь по чести оформить, так сказать, брак, сделать даму сердца императрицей, с титулом Августы.
Династия Юлиев-Клавдиев, начало нашей эры: каждый из пяти императоров брал в жены далеко не девушек. И многие браки удавались.
Октавиан Август и Ливия. 23-летний триумвир, еще не император, увел жену у Тиберия Клавдия Нерона. Точнее, заставил Тиберия привести ему свою жену. С Ливией Октавиан прожил всю жизнь, больше полувека; она активно вмешивалась в государственные дела, слыла милосердной императрицей. Своих детей у них не было (подозревали, что младший сын Ливии и Тиберия Друз был от Августа, но поди теперь докажи).
Кстати, до Ливии Октавиан был женат на Скрибонии - дважды вдове.
Тиберий и Юлия. От Скрибонии у Августа была дочь Юлия; на ней женили старшего сына Ливии от Тиберия, тоже Тиберия. Он стал императором после Августа. Юлия пришла к Тиберию не девушкой – вдовой с четырьмя детьми. Но тут ничего хорошего не получилось: Тиберий любил прежнюю жену, Випсанию, с которой его заставили развестись. А Юлия к тому же оказалась на редкость распутной (злая молва приписывала ей 80 тысяч мужчин!). Дело закончилось ссылкой постылой супруги на остров Пандатарию. Больше Тиберий не женился.
Калигула и его четыре жены. Всего император-психопат женился пять раз, но девушкой взял только первую супругу; она умерла при родах. Потом тирана потянуло на опытных женщин: Эннию увел у префекта Макрона, Орестиллу увез с ее собственной свадьбы, Лоллию взял у Меммия… Все они ему разонравились, но вот Цезония! Мать троих дочерей, вовсе не красотка, зато – родная душа: своенравная, жестокая, всегда с ним согласная. А еще знающая рецепт зелья, которое возбуждало мозг (наркотик?) Калигула зелье обожал, как и саму Цезонию. Это порочное чудище умудрялось хранить ей верность. Императора вскоре убили; Цезония просила прикончить и ее – палач Калигулы охотно разбил ей голову о стену.
Клавдий и Агриппина. Намучившись с «девицей», на которой его угораздило жениться и которую звали Валерия Мессалина, император Клавдий снова наступил на грабли. После казни распутной Мессалины его окрутила собственная племянница, Агриппина Младшая. Бывшая супруга Пассиена и Агенобарба. Агриппина прославилась красотой, а также загулами, интригами и свирепостью. Говорят, она лично подсунула обжоре Клавдию то самое рагу из белых грибов, поев которого, император протянул ноги.
Отодвинув от трона законного наследника, сына Клавдия Британика, Агриппина водрузила корону на голову собственного отпрыска от Агенобарба – Нерона. А тот в результате приказал ее убить.
Нерон и Поппея. Эта парочка тоже стала легендарной. Расправившись со своей первой супругой, любимицей всего Рима, добродетельной Октавией, Нерон женился на той, к которой пылал страстью. Поппее было 30 или чуть больше, она дважды успела побывать замужем – зато слыла первой красавицей империи. Он в ней души не чаял, она снисходительно принимала его любовь и купалась в роскоши.
Однако разнузданный нрав «великого артиста» выносить было все труднее. Однажды Поппея посмела выразить неудовольствие оргиями супруга, за что тот стукнул ее, беременную, с такой силой, что женщина-«кукла» испустила дух. Безутешный Нерон вылил в ее погребальный костер столько благовоний, сколько за год поставляла Риму вся Аравия. А что толку?
Так он еще раз успел жениться – на четырежды побывавшей замужем Статилле Мессалине. Тоже красивой и тоже сильно не молодой. Та, слава Юпитеру, Нерона пережила.
Думаете, дальше в Риме все пошло иначе? Ну, в некотором роде да: представители других династий предпочитали жениться на девицах. Хотя, и в последующие века всякое бывало.
Автор - Марина Туманова
На обложке: https://puzzleit.ru/files/puzzles/153/153242/_original.jpg