В 4 веке н.э. после неудачного эксперимента Диоклетиана, заключавшемся в коллективном руководстве Римской империи, состоявшем из двух августов и двух цезарей, император Константин – один из двух сыновей Диоклетиана – вел борьбу за столицу империи. Историки говорят, что перед решающей битвой за Рим суеверный Константин увидел в небе знак в виде солнечного креста. Знак этот он истолковал, как покровительство со стороны христианского Бога. Монограмма, увиденная императором в виде букв «хи» и «ро» (☧), была изображена на знаменах Константина, на щитах его воинов, а после славной победы над императором Максенцием и взятия Рима стала своего рода гербом Римской империи.
Однако при Константине христианство не стало официальной религией римлян. И сам Константин, и другие военачальники и политики того времени далеко не сразу принимали крещение. Ведь тогда данный обряд воспринимали, как печать и крещеный человек не мог запросто участвовать в войнах, утверждать смертные приговоры, из которых в то время в основном и состояло римское законодательство, так что люди, занимавшиеся государственной деятельностью.
Ещё интересным моментом в формировании христианства в римской империи является взаимодействие религии и правительства. Вот римские императоры, которые были одновременно и верховными понтификами, став христианами, отказались от этого своего эпитета. И со стороны общества даже было такое предложение: а не могут ли они возглавить и всю христианскую церковь? Но император Константин категорически отказался становиться епископом. И с этого времени в Римской империи устанавливается невиданное доселе уникальное некое двоевластие, когда государство и церковь на равных начинают господствовать в обществе. Но государство господствует традиционным образом — через политику, законы и всякого рода институты, принуждающие к благочестию в рамках закона, — а религия, которая принципиально не может применять насилие, действует через увещевание и опирается на добрую волю верующих. И все же тяжело было реализовать в Римской империи идеалы христианства. Хотя, нельзя сказать, что никакого прогресса не было. Во-первых, серьезно изменяется имперское законодательство. Постепенно устраняется рабство. И равноправие женщины и мужчины — это тоже одно из величайших достижений христианства, поскольку женщина возведена именно в этой религиозной традиции на очень высокую ступень, ибо сам Господь Иисус Христос родился от Девы Марии и именно через женщину человечество удостоилось спасения. Развод становится немыслимым событием, и семья становится главным институтом римского общества. Церковь формируется как мощная организация, которой в целом при всех имевшихся эксцессах все-таки удается сохранить независимость от государства.
Главным принципом той религиозной системы, которая сложилась в Римской империи в христианскую эпоху, то есть в эпоху Вселенских соборов, в IV, V, VI веке, была система, согласно которой церковь и государство представляли собой совершенно независимые друг от друга институты. Институты, которые не имели права вмешиваться в дела друг друга: Церковь не имела права назначать императоров или способствовать политической борьбе, государство не имело права вмешиваться в церковную жизнь, императоры не имели возможности назначать епископов или патриархов.