Чувство неуверенности влияло на все сферы жизни средневекового человека. Она была во всём: в материальном положении, в духовной сфере, в будущей жизни и блаженстве. Дьявол скрывался повсюду, а шанс найти спасение был ничтожно мал. Страх явно побеждал надежду. Францисканец Бертольд Регенсбургский в 13-м столетии полагал, что лишь один человек из 100 тысяч мог спастись от вечных мук.
Природные катаклизмы всегда были важным знаком для человека той эпохи. Поэтому и ментальность, эмоции и поведение были сформированы в связи с потребностью себя успокоить.
Опыт седого прошлого являлся авторитетом. Ветхозаветная история была в почёте. Священное Писание и сочинения «отцов церкви» служили главными постулатами средневекового общества. Они в основном доходили до простого люда в качестве заумных цитат, которые в виде более доступных глосс преподносили народу клирики.
Духовная жизнь была отдана на откуп авторитетам. Средневековая этика как особый предмет преподавалась людям на основе стереотипных историй. Exempla — это сборники примеров, которые были главной опорой средневекового воспитания общества.
Одной из таких историй был пример легкомысленного студента, который совершил тяжкий грех — он изменил своё социальное положение. Студент начал учиться, затем торговал, а позднее попал в рыцарское сословие, женился и стал астрономом. Суть этой истории хорошо отражает поговорка «катящийся камень не обрастает мхом».
Но не только мнение столпов христианской мысли и опыт древности являлись серьёзными доказательствами того или иного постулата. Для средневекового человека важным было ещё и явление чуда. Средневековые искусство и наука внедрялись в человеческую жизнь необычным путём, который изобиловал необъяснимыми вещами.
Обратимся к средневековой литературе, а именно — к «Песне о Роланде». Бог остановил солнце, наделил главных героев сверхчеловеческой силой, чтобы они могли совершать подвиги. Но самый главный акт доказательства истины чудом — это Божий Суд. «Бог на стороне правого».
Мироощущение
Средневековому мироощущению были свойственны любовь к свету и авторитет телесного. Но возникает вопрос, что же больше привлекало средневекового человека: чувственное восприятие видимости или скрытые абстрактные понятия вроде энергии и силы? Люди очень любили яркие и сверкающие цвета. Витражи, статуи и живопись на стенах церкви будоражили сознание людей Средневековья.
Также хорошо иллюстрирует эту ситуацию трактат «Светильник», сообщающий о том, что на Страшном суде тела воскресших святых будут светиться разными цветами в зависимости от того, были ли они мучениками, исповедниками или девственницами.
Довольно серьёзное влияние на формирование средневековой ментальности оказала книжная культура и её популяризация. Это было новое оружие для формирования мировоззрения. В 12−13 вв. происходит её десакрализация. В это же время становится популярной куртуазная любовь. Это был бунт против морали феодального общества. В ней было равновесие души и тела, сердца и ума, а также влечения полов и чувства. Новые проявления эмоций рождались благодаря прогрессу в средневековом искусстве.