Найти в Дзене
Человек-метро

Метро, которое стало ненужным. Показываю самые интересные закрытые станции подземки у нас и в мире

Оглавление

Открытие любой новой станции метро в городе - это всегда праздник. Не всегда задумываясь об истинных затратах средств, сил строителей и времени, почти каждый горожанин понимает, что строить метро - это долго, дорого, но результат этой работы будет служить не одному поколению. Другими словами, подземка - это объект буквально на века!

В связи с этим нам, наверное, бывает трудно представить, что станцию метро могут когда-нибудь закрыть, как могут закрыть, например, маршрут автобуса, троллейбуса или и вовсе снести всю сеть, как это, к сожалению, случается с трамваями иногда.

Американский опыт

Тем не менее, говоря о закрытых станциях метро, в первую вспоминаются заброшенные объекты подземок других стран. Ну вот взять хотя бы тех же американцев - примеров ведь у них немало. Метро они начали строить у себя достаточно давно, в числе первых (я имею в виду такие города как #Нью-Йорк, Чикаго).

Да, друзья, не переживайте - эта статья не только про иностранцев - будет что рассказать и про наши родные метрополитены!
Пожалуй, самая известная в мире закрытая станция метро. Cityhall в Нью-Йорке
Пожалуй, самая известная в мире закрытая станция метро. Cityhall в Нью-Йорке

Спрашивается, неужели ответственные деятели в штатах были настолько недальновидными, чтобы вкладывать немалые деньги в стройку станций метро, которые по каким-то причинам потом переставали использовать?

Из призрака в уникальный арт-объект

Во всех случаях закрытия были обоснованы серьезными причинами. Где-то, например, спустя десятилетия потребовалась кардинальная реконструкция участка линии метро и станция мешала добавлению новых путей - так было в Нью-Йорке на станции Myrtle Avenue.

Надо сразу отметить, что расстояния между станциями "у них" и "у нас" разнятся (у американцев, как правило, перегоны не такие протяженные как у нас), поэтому закрытие не самой популярной станции не вызвало особого ажиотажа.

Удивительнее всего в этой истории то, что спустя порядочное время станция-призрак получила вторую жизнь - в ходе её переделки одна из платформ сохранилась и этим воспользовался художник-кинематографист Билл Бранд, которому разрешили устроить на станции своеобразный визуальный аттракцион - инсталляцию для пассажиров проезжающих поездов.

Произведение под названием Masstransiscope представляет собой участок стены станции, в котором с одинаковым шагом размещены проёмы с рисунками - пассажиры поезда, глядя на эти рисунки через окно, видят подобие мультипликации. Помните, как мы в детстве в уголке блокнотов рисовали человечков? Вот здесь что-то подобное. Классная идея - давайте посмотрим:

Станции со скрипом в ушах

Да, и если в прошлом случае станция само по себе конструктивно ничем не выделялась - ну платформа и платформа, причем совершенно безликая станция (это не наши советские дворцы!) - то далее речь пойдет о достаточно интересном, нетипичном случае.

Станция City Hall
Станция City Hall

В самой первой статье этого канала, опубликованной два года назад, я рассказывал о том, как в метрополитенах осуществляется разворот поездов на конечных станциях. Вроде бы и очевидная вещь, но, как оказалось, не все об этом задумывались. Если кратко сформулировать мысль - колец, наподобие тем, что используют трамваи на конечных остановках, в метро нет. Вернее сказать - не было практически нигде, кроме #США.

При этом американцы не просто делали "закольцовку" тоннеля, чтобы поезд мог развернуться на 180 градусов, а еще умудрялись иногда устраивать на таких участках станции. Такими были, например, City Hall и South Ferry в Нью-Йорке.

Для наглядности. План станции City Hall
Для наглядности. План станции City Hall

Сейчас станции закрыты, хотя поезда продолжают через них ездить. Что же не понравилось специалистам-эксплуатационщикам? Начнём, пожалуй, с жемчужины всей подборки - станции City Hall, фотографию которой вы уже видели выше.

City Hall
City Hall

Эту без преувеличения красивую станцию (для штатов редкость) построили в самом начале XX века, в 1904 году. К сорока годам её эксплуатации случилось следующее - в нью-йоркской подземке на тот момент уже сформировался определенный стандарт вагонов, в соответствии с которым они должны были иметь по четыре двери с каждой стороны.

Казалось бы, ну и в чем проблема? А проблема, друзья, в геометрии. Станция построена в кривой, в повороте и, соответственно, между центральными дверями каждого вагона и платформой неизбежно возникает пропасть - причём весьма нехилая, более метра!

Еще так можно схематично изобразить суть проблемы:

-7

А как же до этого сорок лет справлялись? Дело в том, что вагоны другие были. Наподобие железнодорожных, у которых тамбуры с дверьми по краям - там зазор был меньше. На этом рисунке вполне видно, что выходить было проще:

-8

Также со временем, как, впрочем, и в ряде советских подземок, возникла задача увеличить длину поездов. В City Hall решили не заморачиваться с удлинением платформ и просто её закрыли - благо соседняя станция располагалась совсем рядом.

Нам с вами, наверное, даже представить такое сложно, но расстояние между входами на две соседние станции метро одной линии всего 160 метров. Эх, американцы! В Петербурге, скажем, в иной раз два входа на одну и ту же станцию разнесены сильно дальше, а среднее расстояние между станциями и вовсе около 1,7 километра. Хотя, действительно, нас сравнивать неуместно.

Что же, сейчас зайти и выйти в City Hall не получится, но увидеть станцию своими глазами без особых телодвижений (будучи, конечно, в Нью-Йорке) можно - нужно просто уехать в поезде под оборот. Там это не воспрещается. А еще на закрытой станции периодически снимают кино...

Двигаемся дальше и в развитие темы станций на повороте хочется показать вам еще одну необычную нью-йоркскую метроостановку - South Ferry. Дословно - южный паром. Это, кстати, то самое место, откуда можно добраться до острова свободы с одноименной статуей.

South Ferry Loop
South Ferry Loop

То же мне нашел! - скажете вы и будете отчасти правы. Действительно, красоту тут найти сложно. На потолках проходят ничем не скрытые коммуникации, пол бетонный, на стенах кафель. Всё так, но это в целом прерогатива отделки американских станций - голый функционализм, лишь бы людей можно было перевозить.

В разрезе South Ferry совсем не так важно, как эта станция облицована. Интересно другое - она тоже в кривой, но в отличие от предшественницы может удивить специальными штатными механизмами - выдвижными аппарелями.

Проблемы-то здесь те же - из-за поворота колеи возникает дикая пропасть между вагоном и платформой. Для того, чтобы пассажиры могли безопасно осуществлять посадку в вагоны были придуманы мостики, которые выдвигаются из платформы к поезду, когда тот останавливается.

Механические мостики в действии. Станция South Ferry
Механические мостики в действии. Станция South Ferry

Открыта станция была в далеком 1905 году и проработала до 2009 года, пока не была построена новая одноименная станция по соседству. Почему закрыли? Опять же из-за короткой платформы, которая не позволяла принимать десятивагонные составы, плюс эксплуатационные издержки. Да и, строго говоря, пассажирам-то не очень комфортно там было - вспомните звуки, которые издают трамваи, когда входят в поворот - здесь было похлеще, я думаю. Скрежет и скрип сплошной.

Станция South Ferry и пассажир-подозревака
Станция South Ferry и пассажир-подозревака

Как и City Hall эту станцию не закрыли для движения поездов (закрыли для пассажиров) - составы здесь проходят и зазевавшийся пассажир вполне может увидеть платформы из окна.

Да, чуть не забыл про любопытный факт. Многие из нас помнят и знают, что американцы периодически страдают от природных катаклизмов, среди которых нередки ураганы, названные ласковыми добрыми именами. Так вот закрытую станцию South Ferry (одну из платформ) пришлось временно открывать с 2013 по 2017 год, поскольку построенную ей взамен станцию серьезно повредило последствиями урагана. Так что, видите, друзья - хорошо иногда иметь запасные станции в загашнике!

Подземный музей

Есть еще одна отличная история о закрытой станции, пассажиры на которую приехать на поезде не могут, но могут прийти в качестве экскурсионной группы. Речь пойдет о самом настоящем подземном музее!

Станция Court Street была открыта в 1936 году и проработала всего десять лет. Наш внимательный соотечественник, если бы оказался здесь в годы ее работы, удивился бы, увидев два тупика прямо на станции - Court Street была конечной и поезда прибывали поочередно то на один, то на другой путь.

Наглядно на схеме. Источник: https://www.nycsubway.org/
Наглядно на схеме. Источник: https://www.nycsubway.org/

К сожалению, большим спросом метроостановка не пользовалась, так как до неё ходили поезда-челноки, довозящие только соседней станции. Пассажирам приходилось опять пересаживаться для того, чтобы ехать дальше по другим линиям. Ввиду низкого пассажиропотока вкупе с близким соседством других станций и необходимостью организации челночного движения (лишняя заморочка) было принято решение в 1946 году станцию закрыть.

Закрытая станция с коллекцией подвижного состава
Закрытая станция с коллекцией подвижного состава

Платформу закрытой станции частенько использовали для съемки кино, а в 1976 году было принято решение создать здесь площадку транспортного музея. На пути станции были помещены исторические образцы вагонов разных эпох, а на платформе разместили информационные стенды и различные натурные экспонаты, связанные с работой и обслуживанием метрополитена.

Да, особенно интересно то, что большая часть вагонов по сей день находится в рабочем состоянии и по особым поводам их выкатывают на линии метро на радость пассажирам.

Потрясающая на самом деле идея! Такой станции, к слову, очень не хватает в Санкт-Петербурге - в городе есть хорошая коллекция ретровагонов (о воссоздании ретросостава я подробно рассказывал в подробной статье - можете почитать по ссылке, если будет интересно). Существующая площадка их размещения не очень доступна для широкого круга лиц.

Всё, про Нью-Йорк, пожалуй, хватит и переместимся уже на наш материк. Здесь тоже немало интересных закрытых станций.

Британские абандоны*

*abandon - с англ. языка глагол со значением оставлять, покидать, прекращать.

Вообще, конечно, с туманного Альбиона и следовало было начинать - ведь именно здесь появился самый первый в мире метрополитен. Лондонская подземка, открывшись (страшно подумать!) в 1863 году сейчас насчитывает 270 станций и это число не учитывает те платформы, которые не доступны пассажирам.

Также, как и с Нью-Йорком, мы не будем смотреть все закрытые станции, но парочку самых любопытных оглядим на ход ноги.

Как вам тоннельчик, кстати? В Лондоне на ряде линий очень маленькие тоннели - около 4 метров в диаметре. Для постсоветского пространства это весьма бросается в глаза и кажется некомфортным.
Как вам тоннельчик, кстати? В Лондоне на ряде линий очень маленькие тоннели - около 4 метров в диаметре. Для постсоветского пространства это весьма бросается в глаза и кажется некомфортным.

Бомбоубежище, киносъемочная и дизайн-полигон

И всё это про один объект - одну из самых известных закрытых станций метро в Лондоне. Речь пойдет о станции Aldwych (Олдвич). Ее открыли в 1907 году.

Забавно, но сомнения в её необходимости закрались еще на этапе планирования и строительства, но участок все-таки построили. Это, конечно, не наш советский подход, где тщательно всё просчитывалось на годы вперёд.

Станция Aldwych еще в рабочем состоянии
Станция Aldwych еще в рабочем состоянии

В страшном сне бы не приснилось проектировщику, скажем, московской подземки запланировать станцию метро там, где ей бы почти никто не пользовался (ну не берём нынешнее время, конечно - сейчас в Москве парочка примеров найдётся забавных), а чопорные англичане рискнули и...получили тупиковую станцию на линии-огрызке, на которую поезда ездили только в часы-пик.

Доходило до того, что в одно время даже искусственно стимулировали приток пассажиров пуская по вечерам, например, так называемый "театральный" поезд, который был призван подхватывать зрителей после представлений, которые давали находящиеся по соседству театры.

Выделена кружочком на схеме
Выделена кружочком на схеме

Проработала Олдвич в сравнении с другими рассмотренными в этой подборке закрытых станций достаточно долго - без малого 90 лет! Это больше, чем работают сейчас самые старые станции старейшего в России московского метрополитена.

Может лондонская станция работала бы и дальше, если бы не потребность в замене лифтов, которые выработали свой ресурс. Замена подъемников выливалась слишком в крупную сумму, поэтому проще было закрыть не самую востребованную подземную "остановку".

Удивительное для нас дело, кстати, друзья - станция метро глубокая, но эскалаторов на ней не было предусмотрено. Всё сообщение с поверхностью на Олдвиче задумано с помощью вертикальных лифтовых кабин, рассчитанных сразу не несколько десятков пассажиров. Выглядят они так:

Лифтовая кабина на станции Олдвич
Лифтовая кабина на станции Олдвич

Почти тридцать лет как станция закрыта, но история её не закончена. Платформы и тоннели Олдвича очень часто использовали и используются до сих пор для съемок фильмов, сериалов и даже видеоклипов. Помните наверняка задорных английских электронных хулиганов, будоражащих танцполы в конце 1990-х, группу The Prodigy? Клип на песню Firestarter снимался именно на станции Олдвич.

Фильмов здесь снималось вообще запредельное количество, причем как после закрытия станции, так и во время её работы. Из более известных нашему отечественному зрителю, наверное, можно вспомнить классическую ленту о Супермене 1978 года, где храбрый Кент Кларк останавливает силой электрической мысли (предварительно запитавшись ногой от контактного рельса!) целый поезд метро:

Любопытный факт - декораторам пришлось изрядно постараться, чтобы выдать станцию лондонского #метро за типичную американскую.

Еще один пример, более современный - это культовая антиутопия V — значит вендетта. В конце фильма один из самых трогательных моментов происходит как раз на платформе станции Aldwych:

На этом интересности не заканчиваются. Оказывается станции дважды пришлось стать еще и бомбоубежищем. Во время первой мировой войны на платформах прятали художественные ценности из Национальной галереи, а в годы второй мировой Олдвич и вовсе стала временным пристанищем для сотен лондонцев, прятавшихся от бомбардировок.

Работа станции в годы второй мировой войны
Работа станции в годы второй мировой войны

Да, чуть не забыл - на одном из путей Олдвича в своё время еще и организовывали площадку для опытного монтажа элементов облицовки для новых станций. Другими словами, делали своеобразную архитектурную примерку.

-24

Вот такая необычная станция есть в Лондоне! Кстати, туда можно попасть и в рамках организованных экскурсий - теперь появился еще один повод когда-нибудь запланировать поездку в Лондон (грустный вздох).

Метро в деревне

Заброшенных подземных станций мы посмотрели уже достаточно, хотя, конечно же, в Лондоне еще много чего подобного интересного есть. Для разнообразия хочется показать еще один необычный вариант бывшей станции метро. Даже не станции, а целого куска линии.

Так получилось, что старейший в мире метрополитен по сути переродился из железной дороги. Существующие железнодорожные линии часто интегрировались с новомодными тоннельными участками, ставшими той самой "подземкой", в связи с чем появлялись прецеденты, когда поезда метро без всякого зазрения совести уматывали за пассажирами в пригород.

Так было и c деревней Чиппинг Онгар, куда в 1865 году пришел метрополитен. Линия шла преимущественно на поверхности и по сути была обычной железной дорогой, но всё равно считалась частью лондонской подземки.

Редкий кадр - на путях станции и паровоз с вагонами и электропоезд.
Редкий кадр - на путях станции и паровоз с вагонами и электропоезд.

В ноябре 1957 года линию электрофицировали и по наземке пошли электропоезда. Забавно, что многие пассажиры тогда жаловались на нововведение, особенно в зимнее время - в электричках не было отопления и салоны моментально продувались сквозняком на станциях из-за открытых дверей.

Поезд метро, следующий до станции Онгар
Поезд метро, следующий до станции Онгар

К вопросу, кстати, о том зачем вообще было пускать метро в деревню. Несмотря на малоэтажность, на момент запуска линии в Онгаре проживало не много не мало 20 тысяч человек, большая часть из которых работала в Лондоне, так что пассажиропоток прогнозировался более, чем достаточный.

Эх, живопись!
Эх, живопись!

Тем не менее, спустя (внимание!) 129 лет работы участок все-таки закрыли для движения метровагонов - направление коммерчески стало невыгодным, мало людей ездило.

Станционные постройки, платформы и даже рельсы сохраняются по сей день и,что самое интересное, до Онгара продолжают ездить поезда, но только по особым случаям в формате экскурсионных поездок. Есть там даже действующий старинный паровоз XIX века!

А как во Франции?

Вот мы тихонечко и до Парижа добрались. Там тоже интересно, метро достаточно старое - его открыли прямо на стыке веков в 1900 году.

В Париже есть несколько станций, которые закрылись в годы второй мировой войны и из-за низкой коммерческой рентабельности больше никогда не открывались. Давайте буквально в блиц-формате посмотрим, местами там жутковато.

Вообще примеров на самом деле очень много по всему миру, хочется показать массу фотографии и рассказать побольше, но будем придерживаться рамок приличия и перейдем, наконец-то, к нашей родной гавани.

Советский опыт

Возвращаясь в родные края, стоит сразу сказать, что примеров закрытия станций метро совсем немного, буквально по пальцам пересчитать.

Здесь необходимо, конечно, отдать должное советским метропроектировщикам прошлого века - их дальновидностью можно восхищаться по сей день.

Взять то же решение по габаритам вагонов и длинам платформ. За примером далеко идти не надо - ленинградский метрополитен открылся в 1955 году и тогда пассажиров несколько удивляли длинные платформы, рассчитанные на восемь вагонов - составы-то ходили коротенькие, в четыре вагона. А вот сейчас и восьми хватает с трудом! Про Москву даже и говорить не приходится.

Давайте попробуем описать все случаи, когда закрывались станции метро СССР, СНГ и России.

Эхо войны

Причиной исторически первого закрытия станции метро для пассажиров стала Великая Отечественная война. Москву изрядно бомбили и для защиты Ставки Верховного Главнокомандующего и Государственного комитета обороны было решено приспособить станцию "Кировская" ("Чистые пруды"), на которой поезда перестали останавливаться. Мера была временная и станцию потом вернули обратно в оборот.

Благодаря потрясающей иллюстрации Анастасии Зотовой у нас есть возможность представить как работала станция "Кировская" в годы войны. Источник: книга "Советские "секретные бункеры" Дмитрия Юркова. Всем интересующимся категорически рекомендую к приобретению!
Благодаря потрясающей иллюстрации Анастасии Зотовой у нас есть возможность представить как работала станция "Кировская" в годы войны. Источник: книга "Советские "секретные бункеры" Дмитрия Юркова. Всем интересующимся категорически рекомендую к приобретению!

Затем серьезное закрытие станций произошло в столице в 1953 году. Факт пробития авиабомбой перекрытия одного из тоннелей Филёвской линии метро в ходе бомбардировок 1941 года немного огорчил ответственных советских специалистов и заставил в очередной раз крепко задуматься о безопасности.

В 1953 году были закрыты четыре станции от Александровского сада до Киевской - столичное руководство тогда думало заменить потенциально небезопасный участок метро новым, построенным на большей глубине.

Несмотря на то, что глубокий дублер успешно работал и перевозил людей, ранее закрытые станции спустя пять лет всё же открыли вновь - в новых экономических условиях оказалось проще протянуть метро к новостройкам, присоединившись к участку малой глубины и далее потянуть его и вовсе по поверхности. Многие из вас наверняка слышали про живописную Филёвскую линию - речь про неё и идёт.

Схематически
Схематически

Времянка имени первого мая

На этот раз будет необычный пример, когда для улучшения обслуживания населения сознательно строились временные станции метро, чтобы как можно быстрее дать людям доступ к самому быстрому транспорту, не дожидаясь, пока к новостройкам прокопают тоннели и возведут подземные станции.

Первым подобным опытом стала станция "Первомайская", открытая в 1954 году. Сейчас станция с таким названием, к слову, тоже есть на схеме московского метро, однако к нашему описываемому случаю она не имеет отношения.

Платформа станции "Первомайская"
Платформа станции "Первомайская"

Идея временной станции проста, но не лишена гениальности. Дело в том, что здесь, в районе Измайлово с 1950-го года начало свою работу новое одноимённое электродепо - это большая площадка на поверхности, где обслуживают и ремонтируют поезда метро.

Мысль была следующая - пристроить к зданию депо еще один корпус, который можно было бы впоследствии без труда использовать для технологических нужд при обслуживании вагонов.

Принимать пассажиров довелось станции всего 7 лет. Примечательно, что на момент открытия уличный метроперегон стал первым такого рода для московского метро - то есть до этого всё метро было исключительно подземным для пассажиров.

В 1961 году Первомайская была навсегда закрыта из-за открытия участка, включающего две новые станции: Измайловский парк (сейчас Измайловская) и Первомайская (по сути название переехало на 1600 метров восточнее).

Что сделали с временной станцией после закрытия? Платформа была демонтирована и на её месте был устроен еще один рельсовый путь, а вестибюль с кассовым залом был переоборудован под деповской актовый зал.

Почему бы не попробовать еще?

А действительно! Опыт-то неплохой делать станции при депо. Ведь затраты относительно небольшие (в сравнении со строительством метро по классике) - пути по сути уже есть, нужно только приспособить помещение для пассажирских обустройств, касс, турникетов и т.д.

Впоследствии в ряде советских и братских социалистических мегаполисах с метрополитенами стали появляться даже постоянные станции - взять ту же Прагу, например.

Но "времянки", тем не менее, тоже еще успели сделать. Буквально следом после закрытия временной "Первомайской" в южной части столицы РСФСР была открыта станция "Калужская". Точно по такому же сценарию - в депо.

Вход на станцию "Калужская". Фотография из архива Народного музея истории Московского метрополитена
Вход на станцию "Калужская". Фотография из архива Народного музея истории Московского метрополитена

Можно обратить внимание - разница между открытиями временных станций всего 10 лет, а архитектурные решения отличаются разительным образом! От монументального неоклассицизма 1950-х к рациональному резкий переход к строгому модернизму последующих десятилетий.

Станцию "Калужская" постигла участь "Первомайской" - в 1974 году её закрыли в один день с открытием нового, уже подземного участка Калужско-Рижской линии московского метрополитена. При этом новой станции, расположившейся буквально в 150 метрах, также присвоили название "Калужская". Прилагаю простую схему:

Таким образом, временная станция метро проработала 10 лет. В отличие от "Первомайской" здесь платформу разбирать не стали - она по сей день существует и благодаря инициативе центра профориентации московского метрополитена иногда туда даже водят экскурсии.

Платформа станции "Калужская"
Платформа станции "Калужская"

В один момент на путях заброшенной станции квартировался редчайший "зверь" - контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001. Подробно об этих удивительных машинах я рассказывал в отдельной статье.

Электровоз ВЭКА-001 на станции "Калужская" в электродепо "Калужское". Автор фотографии: Александр Попов
Электровоз ВЭКА-001 на станции "Калужская" в электродепо "Калужское". Автор фотографии: Александр Попов

Собственно говоря, и всё о Москве. Такие одновременно похожие и в то же время различные по истории и будущему временные станции. Неужели больше не было станций, которые закрыли в #СССР?

Дачный анонс

Была еще одна интересная станция, которую тоже закрыли. И было это уже в городе над вольной Невой, в Ленинграде. Временная наземная станция, получившая название "Дачное", открылась в 1966 году.

Станция "Дачное" в годы работы
Станция "Дачное" в годы работы

Чтобы органично закончить эту большую историю, можно было бы в блиц-формате коротко рассказать и о ней, но мне не хочется лишать вас удовольствия. Стоит посвятить "Дачному" отдельную главу.

Подробнее об этой удивительной и малоизвестной молодому поколению станции вы можете прочитать в увлекательной подробной статье канала "Человек-метро".

Закрытия у "них" и у "нас"

Подведём небольшие итоги. Как мы с вами выяснили, действительно мир знает немало примеров, когда по каким-то причинам станции метро стали не нужны. В основном такие вольности с весьма дорогостоящими объектами можно встретить, скажем так, в длительно капиталистических странах, где строить подземку начали достаточно давно и где, как правило, развитием метро занималось несколько компаний, включая частные.

Станция перестала приносить прибыль - закрываем!
Станция мешает развивать линию дальше для того, чтобы получать больше прибыли - закрываем!
Станция сложная в эксплуатации и реконструировать её дорого - закрываем!

И в это же время мы видим добрый отечественный пример, который на самом деле говорит о многом. Да, в советском союзе тоже были станции, которые сейчас не существуют, но их было всего три на огромную страну с несколькими подземками. И все три изначально строились как временные для облегчения транспортной обстановки и повышения доступности городских районов. Иными словами, это можно расценить как определенного рода заботу.

Могли же и не делать такие станции, а ждать стройки постоянных участков метро, проложенных под землёй. Подумаешь, какие-то там 7-10 лет подождать! Но станции были построены, они оставили свой след в истории, помогли десяткам тысяч людей экономить свои силы и здоровье.

Сил и здоровья пожелаю вам и я, друзья! Благодарю вас за вашу поддержку и терпение. Спасибо, что дочитали и уделили внимание. До скорых встреч в эфире! За подписку на канал - отдельное почтение!